Все ошибки Феттеля в этом году. Он полюбил торпедировать соперников
И упустил пятый титул «Ф-1».
Себастьян Феттель с 2013 года не садился в лучшую машину пелотона и потому никак не мог по-настоящему поддержать борьбу за титул до последних Гран-при. Даже в 2017-м его «Феррари» находилась на схожем уровне с «Мерседесом» Хэмилтона, и потому на исход сезона больше повлияли неполадки, аварии и неудачные решения командного мостика. В 2018-м технический штаб Маттии Бинотто собрал по-настоящему отличную машину, полетевшую на прямых — однако вместо мощного чемпионского сезона ошарашенные тифози увидели слабые выступления Себа вместе с большим количеством самоотверженных атак. За 21 гонку Феттель столкнулся со всеми представителями топ-6, кроме напарника Кими Райкконена — судя по всему, истории о слабых выступлениях обладателя четырех титулов в четные годы не такой уж и миф.
Гран-при Азербайджана
Лидер «Феррари» уверенно вел четвертую гонку сезона к очередной победе (уже третьей в чемпионате) и заехал на плановый пит-стоп на 31-м круге. Так на первую позицию выбрался гениально затянувший остановку в боксах Валттери Боттас — и стратегия финна полностью оправдалась, когда десятью петлями по бакинской трассе спустя пилоты «Ред Булл» Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо устроили мощнейшую аварию. В итоге практически весь пелотон поехал в боксы после выезда автомобиля безопасности— и Феттель тоже повторил маневр соперников, поскольку не хотел на изношенных шинах оборонять первую позицию. Так Себастьян и закрепился на второй.
После возобновления гонки пилот «Феррари» решил как можно скорее прорваться мимо Боттаса и вернуть себе лидерство. Поспешный и нерасчетливый маневр привел к катастрофе.
Хоть немец в результате подобного «торпедирования» и не спровоцировал аварий, но потерял кучу времени и испортил себе весь первый сектор вместе с шинами. Его объехали сразу трое (Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Серхио Перес), а спустя круг финский гонщик «Мерседеса» наехал на осколок и проколол колесо. После схода Валттери на подиумной позиции обнаружились ровно те ребята, кому Феттель уступил после неудачного поспешного маневра.
«Когда сейфти-кар свернул на пит-лейн, я увидел возможность для атаки и попытался ей воспользоваться, – объяснил Феттель после финиша. – Однако план не сработал. Сейчас легко говорить, что я слишком рисковал, но в тот момент я мчался со скоростью в 330 км/ч вдоль левой части трассы, где нет табличек с расстоянием до поворота, и вариантов у меня не было».
Гран-при Франции
Себ ничего не смог поделать с пилотами «Мерседеса» в квалификации и занял только лишь третью стартовую позицию. Тем не менее, расчет Скудерии заключался в удачном начале заезда благодаря более мягким шинам по сравнению с составами соперников. И Феттелю в самом деле первые метры удались лучше соперника, чем Хэмилтону и Боттасу, но из-за узости трассы немец по сути уткнулся в Льюиса и никуда не мог деться — справа как раз ехал Боттас. Вся надежда гонщика «Феррари» заключалась в победе над финном на торможении, но Валттери оказался смелее с моментом замедления – и маневр Феттеля естественным образом превратился в торпедирование.
Оба гонщика откатились в хвост пелотна, позволив Хэмилтону в полном одиночестве без проблем выиграть заезд по «Полю-Рикару». Себ же получил дополнительные пять секунд штрафа и приехал на финиш пятым вместо подиумной позиции.
«Ну, мой старт получился слишком хорошим. В итоге мне было просто некуда ехать. Да, это моя ошибка, – признал после финиша Себастьян. – Я старался затормозить раньше и избежать столкновения, но у меня не было места. Больше того, у машины не было сцепления с трассой».
Гран-при Австрии
Феттель завершил свой быстрый круг во втором сегменте и сбросил скорость для спокойного медленного возвращения в боксы. Казалось бы, рутинная процедура, которую выполняют все гонщики по несколько десятков раз каждый уик-энд — однако немец допустил серьезнейший просчет, не убравшись с боевой траектории. Опасная ситуация создалась моментально же в первом повороте — начавший свою квалификационную попытку Карлос Сайнс чуть не влетел в зад алой «Феррари».
Стюарды наградили Себа тремя позициями штрафа и отодвинули на шестое место стартовой решетки — потому вместо потенциальной победы после двойного схода «Мерседесов» немец довольствовался только лишь третьей позицией позади хуже квалифицировавшихся Ферстаппена и Райкконена.
«Я смотрел на прямую и не увидел его [Карлоса], – объяснил на пресс-конференции Феттель. – Преодолевая первый поворот, я снова глянул назад, потому что думал, что он может быть где-то неподалеку. Я не знал, выехал ли он из боксов или начинал круг, но, как выяснилось, он пытался проехать быстрый круг. Я не мог его видеть и меня не предупредили по радио. Остается только принести извинения.
Я рад подиуму и заработанным очкам, но доволен не на 100 процентов, поскольку претендовал бы на большее, если бы не получил штраф».
Гран-при Германии
После пит-стопа стартовавший с поула Феттель выехал после Райкконена, совершившего остановку в боксах на десяток кругов раньше. Поначалу Кими поддерживал достаточный темп, но со временем шины Себастьяна начали перегреваться и терять сцепление. Лидер «Феррари» несколько раз заблокировал колеса в поворотах и жаловался по радио на ситуацию с повышенными температурами, пока Айсмену не отдали приказ о пропуске напарника.
Далее Феттель быстро создал приличный отрыв, но все равно остался в зоне риска. Дело в свойстве современных шин «Пирелли»: после единичного перегревания или блокировки они уже слегка теряют свои базовые свойства и не обеспечивают прежнего уровня сцепления и скорости даже при возвращении их в комфортное температурное окно. Резина же немца провела в травмирующих условиях за Райкконеном более десятка кругов и явно оставляла желать лучшего — так что когда на «Хоккенхаймринге» пошел дождь, Себу стоило сбросить темп и проявлять максимум осторожности. Первые пятнадцать минут четырехкратный чемпион справлялся, но затем все-таки вошел в один из самых опасных поворотов трассы слишком быстро.
Знакомство с гравием и барьерами вызвала всего лишь небольшая коррекция недостаточной поворачиваемости на фоне недостатка сцепления — в любом другом месте автодрома Феттель просто выехал бы на траву и вернулся бы на асфальт. Однако конфигурация поворота «Закс» предполагает ближайшее расположение ловушки и места для исправления любой ошибки или неисправности там нет. Себу оставалось только в ярости колотить по рулю и пинать землю вместо празднования победы.
«Я допустил небольшую ошибку, имевшую серьезные последствия, – не стал отпираться немец после финиша. – Затормозил немного позже, заблокировал передние колеса, а затем – задние, поэтому не смог повернуть».
Выставочные заезды
Летний перерыв не пошел на пользу для лидера «Феррари»: он ни капли не успокоился и продолжил допускать просчеты. Даже мощная победа в Бельгии не придала четырехкратному чемпиону сил: уже буквально спустя три дня после получения кубка на «Спа-Франкоршаме» Феттель участвовал в шоу F1 Live в Милане и там разбил переднее антикрыло болида Кими Райкконена о барьеры.
Гран-при Италии
Через три дня после обиднейшего конфуза в Ломбардии Себ упустил поул на «Монце» в пользу Райкконену, а затем на старте домашней для «Феррари» гонки рванулся отыгрываться уже на стартовых поворотах. Однако при подготовке атаки по внутренней траектории на Кими немец совсем забыл о Льюисе Хэмилтоне — как выяснилось, совершенно зря: англичанин моментально занял щедро уступленную Феттелем траекторию на внешней части полотна и обогнал соперника за счет более позднего торможения. Линия Себа внезапно оказалась очень узкой, но он не пожелал сдаваться и торпедировал конкурента.
Последствия в виде разворота и отката в хвост пелотона отобрали у немца еще один подиум и даже потенциальную победу. «Мерседес» же получил реванш за поражение в Великобритании и 30 очков форы в общем зачете — сезон «Феррари» можно было назвать проигранным уже тогда.
Гран-при Сингапура
Местную трассу «Марина Бэй» недаром называют азиатским Монако: здесь барьеры тоже располагаются максимально близко к дорожному полотну, и гонщики постоянно пытаются «облизать» их в погоне за максимизацией входов и выходов в повороты. Феттель не стал исключением.
Он задевал стену несколько раз, но сильнее всего — именно во второй практике, проходящей при условиях, максимально совпадающих с квалификацией и гонкой (вечернее время против дневного в первой и второй тренировках).
После контакта Себ заехал в боксы для проверки машины и больше на трассе в пятницу не появлялся, проехав в результате лишь 12 кругов (когда все конкуренты накрутили в районе в районе 30-ти). Гоночные эксперты сошлись на мысли, что именно недостаток километража в нужных условиях помешал «Феррари» правильно настроить машину — из-за чего Феттель несколько раз заблокировал шины в финальной квалификационной попытке и занял в итоге лишь третье место.
Правда, в Сингапуре своему лидеру не помогли и стратеги, сперва выпустив своих пилотов в трафик при борьбе за поул, а затем зазвав немца на пит-стоп в неверное время. Результатом стала потеря завоеванной на старте второй позиции и итоговое отставание от Ферстаппена аж в 30 секунд.
«Мне просто досадно, что сегодня мы не выжали максимум из машины», – подвел итоги Себ.
Гран-при Японии
В провале «Феррари» на «Сузуке» принято обвинять алых стратегов — они приняли неправильное решение по шинам во время переменчивой погоды и выпустили Райкконена с Феттелем на промежуточной резине, когда все соперники были на сухой. Тогда гонщики Скудерии потеряли время на бессмысленный круг по подсохшей трассе, сменили по-быстрому покрышки на правильные — однако не успели проехать решающую квалификационную попытку в идеальных условиях, нарвались на мокрый асфальт и закончили на четвертом и девятом местах.
Однако , гонщики «Феррари» сами допустили несколько ошибок, приведших к потере времени.
В гонке ситуация не стала лучше: Феттель, стартовавший восьмым, снова почувствовал необходимость прорываться в экспресс-режиме. Все даже шло по плану, пока он не встретил Макса Ферстаппена.
Столкновение привело к очередному развороту и откату в хвост пелотона. Очередная шестая позиция вместо финиша на подиуме.
«Я видел, что его батарея разряжена, а я сэкономил заряд и в тот момент ускорился, – объяснился после финиша Феттель. – Я увидел возможность выйти вперед, сместился внутрь, он попытался защитить позицию, мне некуда было деваться и мы столкнулись. Такое случается в гонках».
Гран-при США
Уик-энд в Остине не удался для «Феррари» с самой первой практики: когда Шарль Леклер вылетел в гравийную ловушку, сессию остановили красными флагами для сбора мусора и камешков с дорожного полотна. Однако Феттель замедлился недостаточно сильно и получил три штрафных позиции на стартовой решетке.
В результате Себ начал гонку не со второго места, завоеванного в квалификации, а с пятого. Конечно же, немец в фирменном стиле бросился прорываться — и нащупал лишь колесо бывшего напарника по «Ред Булл» Даниэля Риккардо.
Очередной разворот и новый прорыв сквозь пелотон закончились для лидера «Феррари» на четвертом месте при победе Райкконена — то есть если бы Себ не получил штраф, то, скорее всего, именно он стоял бы на первой ступени подиума.
«Я очень рад за Кими, но недоволен своей гонкой и разочарован тем, что подвел команду, – сокрушался Феттель после финиша. – На первом круге у меня был контакт с Риккардо — но я хотел атаковать его в следующем повороте и не думал обгонять его именно там. Тем не менее, мне не хватило места, мы коснулись колесами, и меня развернуло».
Гран-при Бразилии
Самый глупый инцидент в сезоне случился на «Интерлагосе» – там Себа зазвали на случайное взвешивание как раз в тот самый момент, когда Скудерия в тяжелых погодных условиях собиралась срочно менять шинную тактику. В результате немец сбил предупредительный конус перед весами ФИА, чуть не наехал на маршала, проигнорировал несколько его просьб и съехал с прибора своим ходом.
Дорогостоящему аппарату пришел конец (как и процедуре взвешивания на остаток квалификации), и дело поспешного Феттеля отправили на рассмотрение стюардов: немца заподозрили в нарушении правил взвешивания. Ему светил штраф в размере любого количества мест на стартовой решетке вплоть до дисквалификации, но «Феррари» смогла доказать отсутствие преступлений регламента. В результате Себастьян отделался предупреждением и штрафом в 25 тысяч евро за недостаточно безопасное поведение в время процедуры ФИА и поломку весов — наверное, он был очень рад, что ему не пришлось снова прорываться из подвала пелотона.
Инцидент в Бразилии в некоторой степени подвел итог сезону Феттеля. Дело даже не в потерянных приблизительно 85 очках (при итоговом отрыве от Хэмилтона в 88 баллов) – просто показатель в 12 крупных ошибок за год вряд ли можно назвать соответствующим уровню многократного чемпиона мира. Если немец не поработает над собой в межсезонье для устранения подобного рода инцидентов, ему точно не светит пятый титул, какую бы адскую быструю машину ему бы ни выдали в будущем.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron
казалось бы, что еще? но фантазия немца безгранична, он ухитрился весы(!!!) сломать. нахамить и чуть пугнуть стюарта - так, чтобы не расслаблялись. в следущем сезоне что? болид потеряет буквально?
зы. спасибо за реестр косяков чемпиона.
2. Какие правила "одни для всех и другие для избранных" и где доказательство этого суждения
3. "Любому человеку который хоть раз в жизни видел автомобильные весы понятно, что "сломать" их можно только обильным количеством динамита." А ты спец и знаешь из чего они состоят и просчитал надежность всех их элементов, чтобы делать такое утверждение?
4. "Может хватить уподобляться ФИА и лицемерить?" А кто лицемерит? И чем это подтверждается?