Владельцы «Формулы-1» в тупике. Играют в видеоигры на совещаниях вместо решения проблем
Хотят угодить всем, но спорт так не работает.
С момента приобретения лучшей гоночной серии мира американской компанией Liberty Media за 8,4 миллиардов долларов прошло полтора года. С тех пор корпорация магната Джона Мэлоуна сменила директорат чемпионата, создала дополнительный спортивный отдел, расширила активность в соцсетях, запустила собственную стриминговую платформу, провела косметический ремонт дизайна и основной музыкальной темы — и успокоилась. Глобальные вопросы об улучшении зрелищности гонок, сокращении расходов, перераспределении выручки и привлечении новых команд и производителей словно зависли в воздухе — их почти никак не обсуждают. Ситуацию немного подсластило объявление о пополнении календаря Гран-при Вьетнама (по данным «Форбс», Ханой ежегодно будет платить 50 миллионов долларов), но поезд рассмотрения всех остальных вопросов, кажется, стоит в тупике. Новые боссы «Формулы-1» в лице Чейза Кэри и Шона Братчеса просто не знают, что делать дальше.
Ограничение бюджетов
Первый проект потолка затрат огласили еще в апреле — семь месяцев назад. Главная идея заключалась в жестком ограничении стоимости разработки шасси до 150 миллионов с 2021 года — большинство частных команд вроде «Уильямса» и «Форс-Индии» предсказуемо выступили в поддержку Liberty Media, но крупные автопроизводители в лице «Феррари» и «Мерседеса» выступили с критикой указанной суммы. По мнению лидеров «Формулы-1», предполагаемые расходы недостижимо малы — заводские конюшни выдвинули встречное ограничение в 250 миллионов, что по сути равняется их нынешним затратам и потому совершенно никак не повлияет на расстановку сил в пелотоне.
С тех пор обсуждение финансового лимита практически никуда не продвинулось и заглохло само собой. Лишь раз в сентябре в прессе всплыла компромиссная модель по постепенному снижению затрат (в 2021-м максимально допустимые затраты планировались на уровне 200 миллионов долларов, в 2022-м — в размере 175 миллионов, и в 2023-м — уже в районе 150 миллионов), однако команды словно проигнорировали новый проект и почти никак его не прокомментировали. Более того, за последние два месяца вопрос вообще не выносили на обсуждение в процессе конференций между ФИА, владельцами и объединением представителей конюшен. Лишь в ноябре изначальный противник ограничения расходов «Феррари» внезапно изменил позицию на противоположную — в общении с инвесторами и бизнес-аналитиками президент компании Луи Камиллери признал наличие смысла в потолке, но во всеуслышание объявил о полном отсутствии прогресса в переговорах.
Тем не менее, даже смену вектора Скудерии владельцы «Формулы-1» никак не могут занести себе в актив, ведь она произошла естественным трагичным путем: выступавший против ограничения расходов бывший президент итальянского автопроизводителя Серджио Марккионе умер в конце июля от жировой эмболии. В результате Шону Братчесу и Чейзу Кэри повезло заполучить в оппоненты человека с более гибкой позицией — к тому же, сама по себе перемена мнения не гарантирует реальных нововведений.
Провал улучшения гонок
Пока новые форматы гоночных уик-эндов все еще на стадии обдумывания, спортивный отдел «Формулы-1» занялся проблемой обгонов. С нынешними болидами опережать соперников довольно непросто из-за эффекта «грязного воздуха» – турбулентных потоков, остающихся позади проезжающий машины. Они напрямую влияют на прижимную силу и сцепление преследователя, снижая эффективность ведомого авто до 85 процентов (в зависимости от дальности положения). Именно поэтому преследовать конкурента сейчас очень сложно: подобный маневр чреват не только перегревом шин, тормозов и двигателя, но и нестабильным поведением на торможениях с последующими промахами мимо апексов поворотов. Более того, зависимость современных болидов от прижимной силы настолько велика, что желающим провести атакующий маневр не всегда хватает даже помощи от DRS и слипстрима.
Руководители серии разобрались в причинах проблемы, но решили не подвергать регламент очередным кардинальным изменениям: для 2019-го запланированы лишь упрощения передних и задних антикрыльев, уточнение правил по части дефлекторов и запрет некоторых аэродинамических решений.
По задумке отдела Росса Брауна, поправки в технические директивы позволили бы вдвое сократить влияние эффекта «грязного воздуха» уже в первом Гран-при следующего сезона, но реальность оказалась упрямее: первые августовские компьютерные симуляции доказали отсутствие ключевых изменений при прочих равных с данными 2018 года — фактически идеи руководителей «Формулы-1» всего лишь помогли слегка сократить «след» завихрений без каких-либо ключевых изменений.
После трех месяцев напряженных исследований скептические отзывы посыпались и из стана команд.
«Наши симуляция показывают, что ничего не изменилось, – заявил консультант гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко. – Обгонять по-прежнему сложно, а проработка новой аэродинамики лишь требует новых расходов».
Несмотря на снижение стоимости производства нового, более широкого антикрыла на 20 тысяч евро за штуку, австрийская компания уже призналась в трате целых 15 миллионов евро на адаптацию всего аэродинамического пакета для 2019 года. Более того, по мнению доктора Марко, к 2021 году размер крыльев вернется к прежним параметрам из-за излишней хрупкости при малейших контактах: меньшая стоимость производства во много раз скомпенсируется более частыми заменами. Следовательно, операционные расходы вырастут вслед за увеличением бюджета на разработку — и после отказа от нововведений каждый потраченный на них доллар по сути окажется выброшенным на ветер. В условиях отсутствия каких-либо подвижек по части потолка расходов подобная перспектива выглядит гильотиной для небольших команд — разрыв между «большой тройкой» и серединой пелотона грозит вырасти еще сильнее (хотя «Феррари», «Мерседес» и «Ред Булл» уже везут по кругу всем остальным).
Кстати, опасения «быков» поддерживают и частники: например, технический директор «Форс-Индии» Энди Грин так же признал: с новыми антикрыльями проще преследователям не станет. Более того, инженер «розовых» даже предложил не дожидаться 2019-го, а уже сейчас снизить ширину антикрыльев до 1,7 метра (сейчас 1,8 метра, по новому регламенту — 2 м). Такие параметры не просто убрали бы опасность частой замены детали, но и удешевили бы производство еще больше — а также снизили бы скорость всех болидов пелотона, несколько срезав отрывы между середняками и лидерами.
Пока официальные лица серии никак не отреагировали на критические отзывы.
Никаких новых производителей
В самом начале обсуждения потенциальных изменений серии, стартовавших больше года назад, потенциальную. заинтересованность в участии в обновленной «Формуле-1» демонстрировали в «Астон Мартин», «Порше» и «Фольксвагене». Последних 12 месяцев многим компаниям хватило, чтобы принять довольно предсказуемые окончательные решения.
«До тех пор, пока в «Формуле-1» будет существовать фактическое разделение на два класса, «Ламборгини» это не заинтересует, – высказался директор итальянской марки Стефано Доменикали. – С нами спорят, доказывают, что это было бы интересно, но пока у меня нет аргументов для акционеров».
«Сейчас попросту неподходящий момент для перехода в «Формулу-1», – согласился с коллегами и инсайдер из «Фольксвагена» – причем он говорил не только за головную компанию, но и за «Порше» как за один из своих брендов.
Причины подобных решений очень просты: автопроизводители видят трудности вошедшей в чемпионат позже остальных «Хонды», наблюдают за отсутствием прогресса по части ограничения расходов и сразу же примерно представляют многометровую кучу денег, необходимую для достижения хотя бы какого-нибудь успеха. Но больше всего их отпугивают причины столь чудовищных бюджетов — гибридные турбированные двигатели V6 с кинетическим и тепловым рекупеторами энергии. Изначально новые владельцы «Формулы-1» хотели упростить силовые установки в регламенте 2021 года вместе с аэродинамикой, но действующие мотористы воспротивились: по их заявлениям, тогда на уже присутствующие в гонке компании выпадет двойная нагрузка по параллельной разработке двух веток агрегатов, что приведет к экономическому самоубийству. Кэри с Братчесом пробовали уговорить автопроизводителей хотя бы на отказ от MGU-H, но успеха не добились — с тех пор никаких переговоров не ведется уже несколько месяцев.
«Технический регламент еще не сформулирован, – поделился информацией руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер. – В целом двигатели останутся такими же или почти такими же, как сейчас. По-моему, моторостроители ищут способы снижения расходов, но решение не принято».
Поскольку разработку новой силовой установки для достижения нужного конкурентного уровня принято начинать примерно за два сезона до начала выступлений, так что промедление в обсуждении фактически не оставило шансов другим компаниям разнообразить «Формулу-1».
Liberty Media бездействует
Последняя встреча с Чейзом Кэри во время Гран-при Мексики как никогда ярко продемонстрировала, что же новые владельцы думают по поводу ситуации.
«Мы десять минут обсуждали причины отказа от гонки в Майами, затем нам рассказали, что вскоре будет объявлено о проведении гонки в Ханое, – рассказал один из руководителей команд на условиях анонимности. – После этого Шон Братчес пятнадцать минут учил нас играть в симулятор F1 2018 от Codemasters. Мы не обсуждали регламент на 2021 год, нам не сказали ни слова о потолке бюджета, ничего о доходах».
«Вы знаете историю Нерона и Рима (император первого века нашей эры, по легенде, приказал поджечь столицу страны, наблюдал за пожаром из-за пределов года и одновременно играл на лире – прим. Sports.ru)», – оценил подобные встречи руководитель другой команды. – Мы пришли с десятью разными мнениями и через тридцать минут вышли с десятью разными мнениями».
Как раз в этих словах и кроется главная проблема Liberty Media: вместо принятия жестких, но необходимых решений они играют в демократию и пытаются найти компромисс между всеми командами и производителями. Однако интересы крупного производителя вроде «Мерседеса» и мелкой частной команды вроде «Хааса» в принципе не могут совпадать, а потому вывести удовлетворяющую обоих формулу просто невозможно. Все попытки подобных ухищрений заранее обречены на провал.
Бывший супремо «Формулы-1» Берни Экклстоун хорошо понимал эту данность, и потому умело управлял гонками больше 40 лет. Он не шел на компромиссы — просто находил способ надавать на недовольных, либо компенсировал им потери каким-нибудь второстепенным образом.
«К сожалению, иногда ФИА и владельцы коммерческих прав уделяют слишком много внимания запросам каждой команды – чего хочет «Феррари», что нужно «Мерседесу», чего требуют все остальные? – описал ситуацию руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Liberty Media нужно объединить силы с ФИА. Жан Тодт – это скорее дипломат, чем человек, который принимает [жесткие] решения. Меня беспокоит, что нам часто приходится идти на компромиссы – с ними далеко не продвинешься».
В этом главная слабость философии владельцев серии: когда сторон больше десятка, поиск работающего пограничного варианта превращается в разработку вечного двигателя. Стремление угодить всем как раз и приводит к многомесячным бессмысленным посиделкам за кофе и компьютерными гонками: просто этот спорт так не работает. Здесь нужна мощная политическая воля.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei, imago stock&people; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Lars Baron, Dan Istitene, Victor EleutÃ; formula1game.com
Одно дело, когда заводы поставляют свои комплектующие в чемпионат - те же двигатели, как это было в 80-е и 90-е (Хонда, Рено, Форд и т.д.). Это выгодно всем. А другое, когда они сами приходят в Формулу, раздувают бюджеты, начинают шантажировать своих бывших партнёров (которые в новых реалиях превращаются уже в их конкурентов). За примерами далеко ведь ходить не надо, мучения Ред Булла мы все прекрасно наблюдаем из года в год. А ведь это топовая частная команда, с большим бюджетом. Но даже она не в состоянии бороться с большими заводскими командами, потому что в сложившихся реалиях двигатели им поставляют их же свежеиспеченные конкуренты. Это же дикость! Что уж тут говорить про других частников. Да они просто потихоньку вымирают.
Жила-была Феррари, как заводской эксклюзив в Чемпионате в целом рое частников, все были только счастливы. Но к сожалению вектор развития перевесил в сторону алчности.
Забыли еще и вопросы распределения призовых. Вряд ли условия изменились. А вроде надо бы.
Выходит так, что самый дерьмовый гонщик из представленных, на лучшей машине будет быстрее, чем самый лучший гонщик на худшей машине. -- мое представление о формуле 1.