У женщин появилась гоночная серия. Феминистки в растерянности
Победительница первого сезона получит полмиллиона долларов.
На карте автоспорта появился новый материк — первый в истории полностью женский моночемпионат по гонкам на открытых колесах серия W. 18-20 пилотесс получат в свое распоряжение болиды «Татуус T-318» с четырехцилиндровым турбодвигателем «Аутотехника Мотори» мощностью 270 л.с., соответствующие спецификации «Формулы-3», и впервые выедут на трек в Германии на получасовой заезд в мае 2019 года. Всего для дебютного сезона запланировано шесть этапов в континентальной Европе и Великобритании, но в последствии планируется расширить календарь и на Австралию, Азию и Америку.
Стартовый призовой фонд составит 1,5 миллиона долларов: миллион пропорционально распределят среди занявших места со второго по 18-е, а победительнице достанется 500 тысяч. Кстати, большинство новичков «Формулы-1» зарабатывают даже меньше.
В серию W возьмут только за талант
Создатели чемпионата в первом же пресс-релизе подчеркнули: места в болидах не продаются за личные и спонсорские деньги. Перед стартом организаторы турнира проведут несколько раундов отбора через фитнес-тесты, работу на симуляторе, инженерные экзамены и трековые испытания — в финальные топ-20 попадут лучшие гонщицы вне зависимости от былых достижений в любых сериях. Причины подобного решения понятны: автоспортивные карьеры часто обрываются из-за потери финансирования или отсутствия спонсоров, и серия W таким образом даст талантливым женщинам редкий второй шанс. Принять участие в отборе сможет кто угодно.
Отбором займутся победитель 13 Гран-при в составе «Уильямса» и «Макларена» Дэвид Култхард, самый успешный инженер «Формулы-1» Эдриан Ньюи (на его счету 20 разнообразных титулов в XX и XXI веках), бывший тим-менеджер «Макларена» и спортивный директор «Манора» Дэйв Райан (он же станет и гоночным директором серии), а также автоспортивный журналист с 15-летним стажем Мэтт Бишоп, целое десятилетие возглавлявший отдел коммуникаций все того же «Макларена». Причем эксперты не только составят список из 20 будущих участниц, но и проведут интенсивные мастер-классы по пилотажу, физической и технической подготовкам вместе с азами общения с медиа.
Цель — подготовка женщин к «Формуле-1»
Главной движущей силой серии W, кажется, стала не адвокат и банкир Катрин Бонд Мур (исполнительный директор новообразованного чемпионата, коей и приписывают все заслуги зарубежные медиа), а вполне себе Дэвид Култхард: именно шотландский гонщик, судя по всему, привел в совет директоров старых коллег по «Макларену» и даже нашел финансирование в лице бывшего одноклассника Шона Водсуорта. Тот продал в 2016-м бизнес по подбору персонала за 262 миллиона долларов и как раз искал новую нишу для инвестиций.
«Мы твердо верим: женщины и мужчины могут соперничать друг с другом на равных при равных возможностях, – объяснил назначение серии Ди-Си. – Сейчас, однако, гонщицы, как правило, достигают «потолка» на уровне GP3 или «Формулы 3» – часто из-за отсутствия финансирования, а не отсутствия таланта. Именно поэтому требуется совершенно новая серия «формульных» гонок для женщин для создания конкурентоспособной и конструктивной среды автоспорта – серия W. Здесь наши гонщицы получат необходимый набор навыков, необходимый для перехода к сериям высокого уровня и равному соперничеству с лучшими гонщиками-мужчинами.
Смогут ли женщины сравняться с Льюисом Хэмилтоном? Я не знаю. Однако я знаю, что в «Формуле-1» полно мужчин, не сравнимых с Льюисом. Так что созданная нами платформа может все изменить».
По расчетам серии, поиск талантливых женщин вместе с их продвижением через уже существующие чемпионаты (как предлагала ФИА) занял бы примерно поколение.
«Мы не хотели столько ждать, – подчеркнул Култхард. – Мы поддерживаем новую поросль девушек-гонщиков, но наша программа предлагает решение уже сейчас».
«У меня есть четкое понимание набора качеств, необходимых топ-пилоту, – добавил Ньюи. – И грубая сила не входит в данный список. Именно поэтому я верю, что отсутствие женщин на высшем уровне больше связано с отсутствием возможностей, нежели отсутствием способностей».
«Всем известно, что автоспорт — очень жесткое место с диктатом финансовых факторов, – согласилась первая в истории победительница гонки британской «Формулы-3» Джейми Чедуик. – Так что серия W как полностью финансируемый чемпионат не только предложит шанс погоняться самым талантливым гонщицам, но и вдохновит множество юных девушек попробовать данный вид спорта».
«В «Формуле-1» женщины никогда не выигрывали гонку или чемпионат, – напомнила Катрин Бонд Мур. – Наша миссия — изменить это. Наши гонщицы станут мировыми суперзвездами и повсеместными примерами для подражания — и каждая организация, каждая компания и каждый спонсор, оказавший поддержку будущему чемпиону, получит всемирное признание и право публично праздновать свою победу».
Судя по словам Катрин, ей стоит связаться с одной 12-летней японкой, уже пилотирующей болиды «Формулы-3» и мечтающей стать чемпионкой мира.
Неправильный путь?
История «Формулы-1» знает двух женщин, добравшихся до старта в Гран-при: Мария Тереза де Филиппис пробовалась еще в 50-е и заняла 10-е место в одном из заездов, а Лелла Ломбарди в 1975-м финишировала шестой в Испании и заработала полбалла. Больше никто из девушек не добирался до сильнейшей гоночной серии: Дивайна Галица (1976 год), Дизайре Уилсон (1980-й) и Джованна Амати (1992-й) показывали недостаточный для попадания на стартовую решетку результат, Мария де Вильота и Сьюзи Вольфф не продвинулись дальше должности тест-пилота (Мария даже погибла из-за последствий аварии во время испытаний болида «Маруси»), а Татьяна Кальдерон лишь числилась пилотом по развитию. Однако последняя провела шесть сезонов в «Формуле-3» и GP3 (в том числе за мощные команды «Карлин», «ДАМС» и «Арден») – но лишь раз закончила гонку в топ-5. Сьюзи подобралась к «Ф-1» ближе всех, но за карьеру запомнилась четырьмя подиумами в английской «Формуле-Рено» и всего двумя попаданиями в топ-10 в семи сезонах ДТМ. Де Вильота вовсе не ездила в серьезных сериях на постоянной основе.
Сьюзи Вольфф
Подобная картина наблюдается не только на подступах к Гран-при: в стартовом сезоне «Формулы Е» участвовали Кэтрин Легг (4 победы в американской серии SportsCar Championship за пять сезонов), Симона де Сильвестро (один подиум в «Индикаре» за 4,5 сезона) и Микела Черрути (одна победа в AutoGP – наследнике «Формулы-3000») — но все вылетели из электросерии из-за слабых результатов.
Кармен Хорда за три сезона в GP3 не заработала ни единого очка и получила место пилота развития в «Лотусе» исключительно благодаря спонсорам и приятной внешности. Похожим образом (только без должности в «Ф-1») сложились карьеры Вики Пирии, Самин Гомес, Элис Пауэлл (1 очко за два сезона) и Пиппы Манн (6 очков за четыре сезона в основных сериях «Формулы-Рено», никогда не поднималась выше 13-го места в «Индикаре»). Наталия Ковальская два раза попала в топ-10 за два десятка гонок в «Формуле-2», пробурив туда дорогу спонсорами. Белицке Виссер за три сезона в «Формуле-Рено 3.5»два раза приехала в топ-5 и один раз финишировала 13-й в общем зачете.
Всех вышеуказанных женщин объединяет одно: подобные результаты разрушили бы карьеру даже самого обеспеченного парня. У неудач нет гендерной сегрегации.
С другой стороны, гонщицы способны сражаться с мужчинами на равных — что и доказывают примеры Джейми Чедуик (3 подиума за два последних сезона), Софии Флерш (два подиума в немецкой «Формуле-4» и первые очки в «Ф-3» в 17 лет), Наташи Гашнан (3-е место в общем зачете единственного полного сезона испанской «Ф-3»), Кристины Нильсен (двукратный чемпион американской SportsCar Championship) и, конечно же, Даники Патрик (пятое место в общем зачете «Индикара», одна победа и еще шесть подиумов, поул на «Дайтоне 500»). По идее, феминистические движения должны стремиться закреплять их успехи, но организация серии W выглядит как «у нас не получается в обычной «Формуле-3» – так что мы сделали свою».
Понимают важность соревнований с мужчинами и видные автогоночные функционеры — например, победительница четырех ралли, вице-чемпион WRC 1982 года и президент Комитета женского автоспорта ФИА Мишель Мутон.
«Одна из целей работ моего комитета — предоставлять женщинам равные возможности для соревнований на высшем уровне автоспорта, – подчеркнула самая успешная гонщица в истории. – У нас есть целый список из очень талантливых пилотесс, заслуживающих своего шанса. Но они хотят быть лучшими, и единственная возможность проверит свои способности — гоняться вместе со всеми. Как раз это они и делают. Новая серия предоставляет возможность блеснуть талантом исключительно среди женщин, в то время как мы стремимся помочь большему числу гонщиц доказать способность гоняться против мужчин и потенциал стать чемпионами топовых серий».
«В основе наших убеждений лежит мнение, что лучше всего искать таланты путем предоставления женщинам возможностей конкурировать в смешанных чемпионатах на равных условиях», – согласилась Сьюзи Вольфф.
«Я согласна с аргументами – но совершенно не согласна с решением, – написала в твиттере София Флерш. – Женщины нуждаются в долгосрочной поддержке и в надежных партнерах. Я хочу гоняться с лучшими. Пожалуйста, сравните это с экономикой: нужны ли нам отдельные женские управленченские/консультативные советы директоров? Нет. Это неправильный путь».
София Флерш
«Какой же печальный день для автоспорта! – отреагировала на своем сайте Пиппа Манн. – Люди с деньгами решили отделить гонщиц вместо того, чтобы их поддержать. Я глубоко опечалена подобным историческим шагом назад. Я солидарна с теми, кому кажется, что их заставляют рассматривать cерию W как единственную возможность гоняться. И против диктующих женщинам подобное положение как в единственное, в котором они могут найти средства для участия в соревнованиях».
Сомнения в эффективности новой серии вполне оправданы: она запросто может превратиться в очередной успешный бизнес-проект по улучшению имиджа спонсоров в псевдопрогрессивной феминистической среде в обмен на финансовую помощь.
Но, с другой стороны, приз в 500 тысяч долларов — вполне серьезная и значимая сумма. Например, именно столько стоит полноценный сезон в топовой команде «Формулы-Рено» или в приличном коллективе настоящей европейской «Формулы-3» – то есть победительница серии W получит финансовую возможность заявить о себе уже на весь мир (что вполне возможно после внушительного наката на машинах той же категории). Да и в принципе открытие любой новой гоночной серии — однозначное благо для всего мира автоспорта. В конце концов, чемпионат организовали на частные деньги, а бизнесменам никто не имеет права запретить пробовать любые инвестиции на свое усмотрение. Кто знает, может, женская «формула» в процессе эволюции изменится и станет очень интересной, параллельно решив вопрос гендерных трудностей в автоспорте. В конце концов, даже такой турнир лучше, чем совсем никакой.
Осталось только выяснить, примут ли они в ростер трансгендеров или создадут для них еще одну отдельную серию.
Фото: wseries.com; globallookpress.com/imago sportfotodienst, Sho Tamura/AFLO; Gettyimages.ru/Ian Gavan/Williams Martini Racing; twitter.com/JamieChadwick55; twitter.com/SophiaFloersch
Именно поэтому такой чемпионат , возможно , имеет место быть . Потому что пока до других серий - девушки не дотягивают .
Каждое утро феминистка просыпается на кровати, сделанной мужчинами из дерева, распиленного мужчинами, и заколоченного мужчинами гвоздями из металла, добытого мужчинами. Затем она идет в ванную и включает лампу, созданную мужчинами после открытия мужчинами электричества, проведенного мужчинами через проводку к электрощиту, созданному и установленному мужчинами. Феминистка пользуется туалетом, созданным мужчинами и поставленным мужчинами, затем использует смыв, разработанный мужчинами и связанный с канализацией, придуманной мужчинами и вырытой мужчинами. После чего она идет на кухню, подходит к электроплите, созданной мужчинами и поставленной мужчинами, ставит чайник, вылитый мужчинами из металла, содержащий воду, добытую мужчинами и проведенную мужчинами к квартире через трубы, созданные мужчинами. Затем феминиста подогревает чайник на газе, добытом мужчинами и поставляемом мужчинами через трубы в дома посредством газовых будок, построенных мужчинами по схеме, разработанной мужчинами.
Позавтракав, феминистка закрывает дверь на замок, созданный мужчинами, ключом, вылитым мужчинами из металла, выходит из подъезда и снимает с сигнализации, придуманной и поставленной мужчинами, машину, созданную мужчинами и залитую мужчинами бензином, полученным мужчинами из нефти, добытой мужчинами. Во время езды по асфальту, залитому мужчинами из различных природных материалов, добытых мужчинами и привезенных мужчинами, феминиста говорит по телефону, придуманному мужчинами, через радиосвязь, открытую мужчинами и работающую посредством вышек, построенных мужчинами.
Вернувшись с работы, феминистка садится за компьютер, созданный мужчинами и собранный мужчинами, подключается к Интернету, созданному мужчинами и проведенному мужчинами, заходит в свой ЖЖ, созданный мужчинами, и пишет буквами алфавита, придуманного мужчинами на клавиатуре, созданной мужчинами по стандарту, разработанному мужчинами, в кодировке, созданной мужчинами, шрифтом, созданным мужчинами, о том, что все мужчины — козлы.
Не говоря уже о всех этих новомодных "сделаю операцию, стану чемпионом в женской серии".