В «Феррари» новый кризис. Он угрожает карьере Феттеля
Больше нельзя ошибаться.
Осенние гонки 2018-го – сплошное разочарование для «Феррари»: Себастьян Феттель попадает в аварии, стратеги допускают нелепые просчеты, гоночный автомобиль перестал быть передовым в пелотоне, а в руководстве команды разгораются интриги и усиливается борьба за власть.
Отчаяние и безумие окружают «алых» на каждом Гран-при – растущее отставание от Льюиса Хэмилтона вынуждает Скудерию действовать нестандартно, непродуманно и нерасчетливо, а порой и вовсе агрессивно. К таким действиям можно отнести попытку сорвать банк в квалификации к Гран-при Японии с промежуточными покрышками или атаку Феттеля на Макса Ферстаппена в первой стадии воскресного заезда на «Сузуке». Если бы немцу не требовалось отыграть чудовищное количество очков у Хэмилтона, он дождался бы волны пит-стопов и штрафа Макса, после чего спокойно финишировал на подиуме.
Кстати, маневр пилота «Феррари» в теории выглядел классным и здорово придуманным. Обычно мы не знаем нюансов и подробностей действий гонщиков за рулем, но после финиша спортсмены рассказали больше обычного: Себ отметил, что соперник потерял импульс из-за перезарядки батареи, а Макс – что в таком месте обгоны никто не совершает. Это и есть объяснение столкновения: голландец проспал выпад немца, не увидел приблизившуюся «Феррари» и продолжил двигаться в повороте так, словно по-прежнему ехал один. Если бы Ферстаппен понял замысел Феттеля на мгновение раньше – мы бы увидели один из самых красивых обгонов прошедшего Гран-при.
Внутренний конфликт
Но агония на трассах скоро завершится – «Феррари» вот-вот признает (если еще этого не сделала) поражение в чемпионате и вернется к более консервативным выступлениям. Впрочем, все допущенные итальянцами ошибки уже никто не забудет, и к концу года проваленный сезон будут обсуждать как в прессе, так и в руководстве коллектива. Последнее куда важнее и опаснее для стабильного будущего Скудерии – поспешные выводы могут привести к ненужным отставкам, ухудшению внутреннего климата и исключению команды из числа претендентов на чемпионский титул в 2019 году.
Политические игры всегда были частью особого духа «Феррари», но в последние годы внутренние противоречия удавалось сдерживать ценой авторитарного правления Серджио Маркионне – системообразующей фигуры в итальянской компании. Удивительным образом Серджио не давал техническому директору Маттиа Бинотто и руководителю гоночной команды Маурицио Арривабене съесть друг друга – и это несмотря на явные симпатии к талантливому инженеру, – устанавливая четкие границы в полномочиях и обязанностях: Бинотто занимался технической стороной дела, Арривабене – непосредственно менеджерской работой.
Маркионне играл и другую роль – одновременно громовержца и громоотвода: он притягивал внимание прессы к себе огненными цитатами об уходе из «Формулы-1» и обещаниями страшной кары тем личностям, что будут плохо работать, но никогда не выставлял виновными конкретных людей. Порой это выглядело забавно, но работало превосходно – СМИ довольствовались обсуждением слов президента «Феррари» (тем более что высказывался только он один, ведь в Скудерии действовал почти тотальный запрет на общение с репортерами) и почти не имели возможности вытягивать опасные слова из других людей о положении истинных дел в команде.
Со смертью Маркионне в Маранелло стало неожиданно тесно. По слухам, Бинотто, рвущийся к власти еще с прошлого года, и Арривабене начали новый раунд борьбы за лидерство, и со стороны кажется, что позиции технического директора крепче: последние провалы «Феррари» связаны с зоной ответственности Арривабене – это ошибки на капитанском мостике, стратегов и Феттеля. Не случайно появились предположения об уходе Маурицио в футбольный «Ювентус» – возможное решение главы огромной итальянской корпорации Джона Элканна отдалить двух важных людей лежит на поверхности.
Однако и нынешнему руководителю «Феррари» есть что сказать о просчетах коллеги из технического отдела: Скудерия сильно сдала после летнего перерыва в развитии машины – много вопросов вызывает как работа двигателя, так и аэродинамического обвеса. В частности, после пятничных тренировок в Японии «Феррари» пришлось снять все новинки – они не дали нужного эффекта, и это подтвердили данные, полученные от поработавшего на симуляторе Даниила Квята. Так что недовольная фраза (очень не понравившаяся журналистам) Арривабене о том, что он не несет никакой ответственности за просчеты технарей, была адресована руководству и выставляла в невыгодном свете именно Бинотто. Нужно помнить и о том, что руководителя гоночной команды поддерживает новый исполнительный директор «Феррари» Луи Камиллери – с которым Маурицио когда-то успешно трудился в «Филип Моррис». Так что кто кого в итоге переборет – предугадать сложно.
И все же последние инсайды указывают на скорую победу Бинотто: у Арривабене истекает контракт со Скудерией, и если нынешние президенты «Феррари» продолжат курс Маркионне, они поставят технического директора на должность руководителя всей гоночной конюшни.
Отравленная атмосфера
Но если Элканн и Камиллери не сумеют взять ситуацию под контроль, то ничего хорошего не случится. Дело даже не в самой вражде Бинотто и Арривабене, а в том, что их взаимоотношения обязательно разобьют команду на два лагеря и отравят атмосферу. О том, как важно соблюдать равновесие, напоминают события прошлых лет – например, в эпоху Михаэля Шумахера Лука ди Монтеземоло и Жан Тодт совершали перестановки очень аккуратно и порой держали в коллективе совершенно бесполезных людей, вроде весельчака Джино Росато – лишь бы не нарушить микроклимат.
Есть мнение, что Феттель занервничал в этом году в большей степени из-за того, что его комфорту и хорошим отношениям с Арривабене стали угрожать внешние факторы – и крупные кадровые перемены не усилят веру немца в способность «Феррари» добиться новых успехов. Если же наступит новый кризис, то Себ наверняка уйдет – сам или с помощью новых боссов.
Впрочем, история последних десятилетий говорит о том, что «Феррари» и так редко становится последним местом работы для пилотов «Формулы-1» – кроме Джанкарло Физикеллы, Луки Бадоера и Михаэля Шумахера карьеру тут уже давно никто не завершал. И то – Михаэль спустя три года вернулся, а два итальянца проехали за Скудерию лишь несколько Гран-при в своем последнем сезоне. Так что и Феттель по примеру Алези, Бергера, Ирвайна, Алонсо, Лауды, Массы, Баррикелло и других гонщиков, возможно, после «Феррари» перейдет в другую команду «Формулы-1» – но куда и когда?
Последний шанс
Контракт Феттеля и «Феррари» действует до конца 2020-го. В том же году завершатся соглашения лучших пилотов современной «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона, Макса Ферстаппена и Даниэля Риккардо – их намерения и предпочтения в совокупности с характером отношений между «Феррари» и Феттелем серьезно повлияют на сезон переходов.
Захочет ли Хэмилтон продолжать выступать в «Ф-1» через два года? В случае ухода англичанина освободится место в «Мерседесе», которое как раз может занять Феттель. Немец в немецкой команде? В «Даймлере» могут снова решиться на такой шаг, да и боссы в Бракли, словно держа в голове подобный вариант, регулярно отзываются о Себастьяне с уважением.
Возвращение в «Ред Булл» тоже не исключено. Конечно, для этого нужно, чтобы Ферстаппен ушел (в «Феррари» или «Мерседес»), но других сдерживающих причин нет: в Милтон-Кейнсе Себа любят как родного сына и воссоединение с прежним коллективом станет закольцованной историей с интересным финалом, в котором опытный гонщик поведет выкупленную «Хондой» конюшню к новым победам.
Экзотичным вариантом станет трансфер в «Макларен» или «Рено» – при условии заметного прогресса этих коллективов.
Но для того, чтобы получить возможность выбирать, в течение следующих двух сезонов Феттелю необходимо восстанавливать пошатнувшуюся репутацию – брать верх над быстрым, но не всегда стабильным новым напарником Шарлем Леклером и уверенно выступать в гонках, – только в таком случае он станет важным игроком на трансферном рынке.
Впрочем, возможно, в 2020-м Феттель подпишет новый контракт с «Феррари» и отложит вопрос о своей жизни после Маранелло еще на несколько лет. Заглянуть так далеко уже невозможно, но даже в 35-37 лет немец при должной мотивации сможет гоняться и дальше. Конечно, если так и не добьется всех поставленных целей в «Формуле-1» со Скудерией.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com, EIBNER/Alexander Neis, Hoch Zwei
Дмитрий, вы в самом деле полагаете, что Макс оставил бы место Феттелю? (или кому угодно ещё) Мне думается, что скорее он захлопнул бы калитку ещё резче.
у Арривабене истекает контракт в этом году, и если Элканн будет придерживаться планов Маркионне, то пост руководителя команды в следующем сезоне займет Бинотто.
Кто не боится немецкого - может почитать тут:
http://www.autobild.de/artikel/formel-1-was-vettel-jetzt-tun-muss-10923595.html