Гонщики «Формулы-1» при прохождении поворотов смотрят совсем не туда, куда все думали
Ведущий WTF1 Мэтт Галахер в очередной передаче на ютуб-канале издания прошел тест на направление зрения во время пилотирования. После расчета и отслеживания его поля зрения при прохождении поворотов результат сравнили с тестами гонщика «Хааса» и бывшего пилота «Рено» и «Макларена» Кевина Магнуссена из 2014 года.
Смотреть с 3:50. Место, на которое смотрят, выделено схождением красных полос. Слева — действия Кевина, справа — обычного человека.
Как легко заметно из видео, профессиональный гонщик «Ф-1» на входе в поворот не смотрит на апекс, а ищет выход из виража либо проверяет вход в следующий поворот. Звучит логично, но при визуальном отображении начисто взрывает мозг.
«Большинство пилотов годами тренируют периферическое зрение, – объяснил инструктор. – Также им в прохождении многих поворотов помогают исторические знания о треках. Они смотрят прямо вперед только при простом пилотировании на прямых. Такому сразу не научишься, нужно время — гонщики же фактически живут в кокпите со школьной скамьи».
Любой тренер по вождению вам об этом скажет на первом же занятии
Это относится не только к пилотам машин с открытыми колёсами, а ко всем гонщикам в принципе.
Из теории: человек следует не за мыслями, а за взглядом, поэтому смотреть надо туда, где хочешь оказаться.
Например, при прохождении поворота смотрят на выход из него, а если на дороге возникло препятствие, то нужно смотреть не на него, а на место его объезда. Просто кидаешь взгляд туда, где хочешь оказаться, а руки и ноги сами всё сделают. Мне кажется, что так устроена наша несоциальная, подсознательная часть мозга -- она не умеет упрощать, как социальная, которая привыкла, что в жизни есть белое и чёрное, а третьего не дано. Повернёшь руль налево -- поедешь налево, нажмёшь тормоз -- остановишься. Вы можете купить крутую спортивную тачку, и покатать пару недель по городу, а после этого социальная часть может начать считать вас хорошим пилотом. Ну типа, это... Крутая тачка, быстрая езда, целая неделя покатушек без больших аварий -- очевидно, что я крутой пилот... Подсознательная часть так не упрощает, она изначально предполагает, что вы -- просто кожанный мешок с тремя физиологическими потребностями, и всё что вы можете -- это взаимодействовать с окружающими предметами на расстоянии вытянутой руки и ноги, а также пользоваться коммуникативными навыками (речь, письмо). Надмозг в потоковом режиме обрабатывает изображение, звук, данные вестибулярного аппарата и импульсы от нервных окончаний, принимая решения, какую мышцу, с какой интенсивностью и в какую миллисекунду нужно задействовать (или каким приёмом из мышечной памяти воспользоваться), чтобы оказаться в во-о-о-о-он той точке, на которую мы смотрим.
Ещё одна оговорка заключается в том, что чем быстрее ты едешь, тем дальше нужно смотреть. Не нужно смотреть на то, что происходит перед капотом. Всё что у вас перед капотом вы уже давно проехали.
По-моему это не сложно.
Есть вещи гороздо сложнее в реализации для простых смертных: подъезжая к первому повороту, гонщики думают уже о прохождении следующего, выбирая траекторию, при которой наиболее удобно будет проходить следующий поворот. Это сложно.
Ещё сложнее задачка касается самой важной части проходений поворотов -- торможения. Для простого смертного, сделать это безошибчно практически нереально. В конце длинной прямой нужно резко сбросить газ и ударить по тормозам, таким образом, чтобы в тот момент, когда нужно было начинать поворачивать руль для заезда на апекс (точка в повороте, с которой машина максимально сближается внутренними колёсами), мы ехали на максимально возможной скорости для прохождения этого поворота, и можно было начинать синхронно отпускать тормоз. При этом параллельно нужно последовательно включать более низкие передачи. На дорожных машинах, на которых есть педаль сцепления, ещё крайне желательно делать это с двойным выжимом сцепления и подгазовкой пяткой, или любой другой свободной частью тела.
Это нужно сделать максимально эффективно -- никаких отпустил газ и катишься. Отпустил газ и бьёшь по тормозам. Особенно при езде на гоночных сликах, достойнства которых нужно использовать на 100%. Мне кажется это намного сложнее, чем просто вести взгляд. Кидать взгляд в конец поворота вы должны и при повседневном вождении. Особенно это касается прохождения затяжных поворотов -- нужно смотреть в самый его конец. Однако, на типичных городских поворотах, а-ля со скоростью 20 км/ч с края дороги поворот на 90 градусов, этим конечно можно пренебречь -- такие проходят на автомате. И не забываем -- чем быстрее едешь, тем дальше смотришь. Как закончить писать комментарий, я в туалет хочу...