9 мин.

Хитрая математика. Топ-5

Подумал-подумал и решил, что легче создать блог, чем выкладывать все это безобразие в чьих-либо комментах. В общем, вашему вниманию представляется расширенная версия моего анализа потерянных очков для топ-5 личного зачета сезона-2011.

По итогам 11 проведенных гран-при каждый гонщик может пожаловаться на возникшие по ходу дела проблемы, упущенные возможности и неоптимальные результаты, в общем поныть с разной степенью искренности. В этой записи рассмотрены очковые потери, понесенные из-за собственных ошибок гонщика (развороты, вылеты с трассы, чрезмерно агрессивные действия, недостаточно агрессивные действия при очевидном преимуществе в скорости, плохие старты и т.п.) и неудачных действий команды (неоптимальная шинная стратегия, проблемы на пит-стопах и пр.). Зачастую недобор очков обусловлен обеими причинами, в этом случае я оценил степень влияние каждого фактора на итоговый результат.

1. Себастьян Феттель (Ред Булл)

- Австралия – заработан максимум очков, потери 0;

- Малайзия – аналогично, выше некуда;

- Китай – первые потери (7 очков). Факторы: упущенное лидерство на старте и неправильная тактика. Распределю вину гонщика и команды как 25 на 75 соответственно

- Турция – максимум;

- Испания – максимум;

- Монако – максимум;

- Канада – потеря 7 очков. Факторы: многочисленные пейс-кары, решение команды сбросить темп на последних кругах, ошибка Феттеля. Распределение собственных ошибок пусть будет 50-50;

- Европа – максимум;

- Великобритания – потеря 7 очков. Факторы: ошибка механиков на пит-стопе, потеря времени за Хэмом, высокий темп Феррари на сухой трассе. Распределение собственных ошибок – 75-25;

- Германия – потеря 3 очка. Самая сложная гонка Феттеля для оценки. Обычно его преимущество над Уэббером по ходу уик-енда бывает заметным, здесь же этого не наблюдалось. В общем, я решил, что Себ не обязан всегда быть быстрее на полсекунды, посему ничего криминального на Нюрбурге не случилось. Ред Булл не был быстрейшей машиной, но напарника обыгрывать все же стоило. Все 3 очка на совести Себа;

- Венгрия – максимум. Не вижу за счет чего в данных условиях Феттель мог победить.

Итого: потеряно 24 очка, по вине команды – 14, по вине Себа – 10.

Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 258, Уэббер – 146 (-3 за Германию), Хэмилтон – 139 (-7 за Китай), Алонсо – 138 (-7 за Великобританию), Баттон – 127 (-7 за Канаду).

 

2. Марк Уэббер (Ред Булл)

- Австралия – потеря 5 очков. Марк на быстрейшей, пусть и с дефектами, машине на подиум приезжать был обязан. Факторы: неоптимальная тактика 3-х пит-стопов, медленный жесткий комплект на 2-м отрезке. В общем, получается, что Уэббер особо ни в чем не виноват, все 5 очков на совести команды;

- Малайзия – потеря 3 очка. Ника надо было опережать. Факторы: плохой старт, неработающая КЕРС. Распределение вины – 50-50;

- Китай – потеря 3 очка. Если считать, что Марк на этом гран-при набрал максимум возможного, то получается, что стартовать можно хоть последним и на результате это никак не скажется. Факторы: плохая квалификация. Распределение – 50-50 (команда могла дать более быстрый комплект шин, Уэббер мог бы не ошибаться на быстрых попытках);

- Турция – максимум;

- Испания – потеря 3 очка. Стартуя с поула, проигрывать Баттону, потерявшему много времени за середняками, – это не максимум. Факторы: плохой старт, корявая тактика, не позволявшая опередить Алонсо. Распределение – 50-50.

- Монако – максимум. 4-е место с многочисленными проблемами по ходу – это очень хорошо;

- Канада – максимум;

- Европа – потеря 3 очка. Факторы: проигрыш в очной борьбе с Алонсо на трассе, ранний переход на жесткие шины. Распределение 50-50;

- Великобритания – максимум;

- Германия – максимум. Ред Булл был небыстр, Марк выжал все, что мог на подходящей для себя трассе, и опередил напарника;

- Венгрия – потеря 5 очков. Факторы: неправильный переход на промежуточную резину, проигрыш в очной борьбе с Льюисом. Распределение – 60-40.

Итого: потеряно 22 очка, по вине команды – 14, по вине Марка – 8.

Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 231 (-3 за Китай), Уэббер – 171, Хэмилтон – 144 (-2 за Венгрию), Алонсо – 137 (-8 за Австралию, Малайзию и Венгрию), Баттон – 131 (-3 за Испанию. Там еще Виталик с Ником по 3 очка теряют, конечно :)

 

3. Льюис Хэмилтон (Макларен)

- Австралия – максимум;

- Малайзия – потеря 14 очков. Факторы: убитый комплект в квалификации, ошибочная попытка пойти на тактику 3-х пит-стопов. Распределение вины гонщика-команды – 75-25;

- Китай – максимум;

- Турция – максимум. 4-е место – все, на что была способна машина;

- Испания – потеря 7 очков. Факторы: не реализовано тактическое преимущество меньшего износа резины. Все на совести команды;

- Монако – потеря 10 очков. 2-е место на старте и такое же на финише – вполне реальный результат. Факторы: тактическая ошибка в квалификации (гарцевание Хэма в гонке потерянных очков не повлекло :));

- Канада – потеря 25 очков. Важный момент: не столкнись Дженс и Льюис, первому не пришлось бы прорываться с 21-го места, а значит, опередить соперников на подсыхающей трассе было бы гораздо легче. Хэм быстрее Баттона, значит, его максимум – победа. Факторы: чрезмерно оптимистичный маневр Льюиса при обгоне, разрешение на борьбу между напарниками. Распределение – 72-28;

- Европа – максимум, аналогично Турции;

- Великобритания – максимум, туда же;

- Германия – максимум;

- Венгрия – потеря 13 очков. Факторы: неоптимальная тактика с большим кол-вом пит-стопов; неправильный переход на промежуточную резину, разворот и штраф. Распределение – 27-73. Как я не требовал, чтобы Себ был значительно быстрее Марка в Германии, так и здесь не вижу особой вины Льюиса в том, что суперсофт не сработал, как задумывалось.

Итого: потеряно 69 очков, по вине команды – 37, по вине Льюиса – 32.

Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 221 (-13 за Испанию, Канаду и Венгрию), Хэмилтон – 215, Уэббер – 142 (-7 за Малайзию, Монако и Канаду), Алонсо – 137 (-8 за Малайзию, Монако и Венгрию), Баттон – 114 (-20 за Малайзию, Монако, Канаду и Венгрию).  Остальные очки теряют гонщики не из топ-5 (особенно Кобаяши, у него было бы на 6 меньше :))

 

4. Дженсон Баттон (Макларен)

- Австралия – потеря 7 очков. Факторы – штраф за срезанную шикану. Распределение – 50-50;

- Малайзия – максимум;

- Китай – максимум;

- Турция – потеря 2 очка. Факторы: неверная тактика. Тут все на совести команды.

- Испания – максимум;

- Монако – потеря 3 очка. Честно говоря, я не вижу, как можно было взять большее, учитывая обстоятельства. И по стратегии все хорошо, и по реализации, просто не повезло. Но так уж и быть, нарисуем небольшую потерю, распределение 50-50;

- Канада – максимум;

- Европа – потеря 2 очка. Факторы: плохой старт, длительная борьба с Росбергом, неработающая КЕРС. Распределение 50-50.

- Великобритания – потеря 12 очков. Бороться с быками было бы  проблематично, но напарника, экономящего топливо, Батон бы прошел. Факторы: ошибка механиков. Дженс здесь не при делах;

- Германия – потеря 12 очков. Факторы: плохой старт, механические проблемы. Распределение – 25 на 75;

- Венгрия – максимум.

Итого: потеряно 38 очков, по вине команды – 29, по вине Дженсона – 9.

Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 232 (-2 за Германию), Баттон – 172, Уэббер – 147 (-2 за Австралию), Хэмилтон – 144 (-2 за Великобританию), Алонсо – 140 (-5 за Австралию и Монако). Таким образом, очки, потерянные Дженсоном, в основном, перетекли к гонщиками более слабых команд.

 

5. Фернандо Алонсо (Феррари)

- Австралия – потеря 3 очка. Факторы: плохой старт, в результате чего Алонсо на первом отрезке уступил Петрову около 10 сек. Потеря со стороны гонщика;

- Малайзия – потеря 7 очков. Факторы: неработающая ДРС, задел болид Хэмилтона при обгоне. Распределение 30-70;

- Китай – потеря 4 очка. Факторы: слишком поздний 1-й пит-стоп, длительная борьба с Шумахером. Распределение – 50-50;

- Турция – потеря 3 очка. Факторы: проигрыш в очной борьбе Уэбберу, недостаток свежих комплектов резины из-за большого числа пит-стопов. Распределение 50-50.

- Испания – максимум;

- Монако – максимум. Машина не была быстрейшей, учитывая обстоятельства, Фернандо сделал все правильно;

- Канада – потеря 15 очков. Факторы: неправильные тактические решения, столкновение с Батоном. Распределение 70 на 30;

- Европа – максимум.

- Великобритания – максимум;

- Германия – максимум. Учитывая объективные проблемы машины с прогревом, не могу говорить о потере в данном случае;

- Венгрия – максимум. Многочисленные ошибки Алонсо на итоговом результате не сказались :)

Итого: потеряно 32 очков, по вине команды – 16, по вине Фернандо – 16.

Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 234, Алонсо – 177, Хэмилтон – 144 (-2 за Малайзию), Уэббер – 141 (-8 за Малайзию, Турцию и Канаду), Баттон – 134. Основное влияние, как и в случае с Батоном, пришлось на прочих пилотов.

  

Первичные выводы:

1. Реальным противником Феттеля в борьбе за личный зачет мог быть только Льюис Хэмилтон;

2. Влияние собственных ошибок Феттеля, Уэббера и Баттона на кол-во заработанных ими очков минимально;

3. Команда «Макларен» допустила множество стратегических и тактических ошибок, повлиявших на конечный результат;

4. Наибольшие очковые потери из-за собственных ошибок понес Хэмилтон;

5. Фернандо Алонсо – единственный и неповторимый, я его обожаю, он мой любимый пилот :))))

 

Вторичные выводы:

1. Борьба Феттель-Хэмилтон. Лично я исхожу из того, что троица «ФАХ» примерно равна с точки зрения чистой скорости (ну то есть плюс-минус десятая, что несущественно). Это допущение позволит мне сделать примерную оценку силы машин. Итак, в случае реализации потенциала Феттелем, расклад в борьбе с Хэмилтоном 258-139, в обратном случае – 221-215. Берем среднее арифметическое и получаем 239,5 на 182, то есть, 57,5 очков преимущества – можно считать это разницей за счет технического превосходства. Текущее реальное отставание 88 очков, т.е. около трети отставания сложилось из-за того, что Льюис и команда ошибались больше своих конкурентов.

2. Внутрикомандная борьба Ред Булл. В общем, Марк и Себ косячат примерно поровну (при этом, что важно, понемногу :)), что с учетом преимущества Феттеля в чистой скорости позволяет мне сделать вывод о правильности ставки на него как на первого пилота.

3. Внутрикомандная борьба Макларен. Расчет, аналогичный приведенному в п.1, показывает преимущество Хэмилтона в потенциале 179,5 на 143 очка. В реальности Льюис также опережает Дженсона, хотя команда больше ошибок допустила именно с ним. Таким образом, в этом сезоне Хэмилтон с пилотской точки зрения выступает сильнее Баттона.

4. Алонсо в этом сезоне не так убедителен, в плане собственных он выглядит хуже пары гонщиков РБ и Баттона. С другой стороны, нельзя сказать, что Фернандо имел какие-то заметные шансы на борьбу за чемпионат и ими не воспользовался. Посмотрим, что будет дальше.

5. Команда Ред Булл в этом году выглядит очень качественно с точки зрения тактики и стратегии гонок. Потеряно из-за непилотских ошибок всего 28 очков на двоих, что следует считать отличным результатом, особенно с учетом того, что в данном аспекте наблюдается примерное равенство гонщиков.