Хитрая математика. Топ-5
Подумал-подумал и решил, что легче создать блог, чем выкладывать все это безобразие в чьих-либо комментах. В общем, вашему вниманию представляется расширенная версия моего анализа потерянных очков для топ-5 личного зачета сезона-2011.
По итогам 11 проведенных гран-при каждый гонщик может пожаловаться на возникшие по ходу дела проблемы, упущенные возможности и неоптимальные результаты, в общем поныть с разной степенью искренности. В этой записи рассмотрены очковые потери, понесенные из-за собственных ошибок гонщика (развороты, вылеты с трассы, чрезмерно агрессивные действия, недостаточно агрессивные действия при очевидном преимуществе в скорости, плохие старты и т.п.) и неудачных действий команды (неоптимальная шинная стратегия, проблемы на пит-стопах и пр.). Зачастую недобор очков обусловлен обеими причинами, в этом случае я оценил степень влияние каждого фактора на итоговый результат.
1. Себастьян Феттель (Ред Булл)
- Австралия – заработан максимум очков, потери 0;
- Малайзия – аналогично, выше некуда;
- Китай – первые потери (7 очков). Факторы: упущенное лидерство на старте и неправильная тактика. Распределю вину гонщика и команды как 25 на 75 соответственно
- Турция – максимум;
- Испания – максимум;
- Монако – максимум;
- Канада – потеря 7 очков. Факторы: многочисленные пейс-кары, решение команды сбросить темп на последних кругах, ошибка Феттеля. Распределение собственных ошибок пусть будет 50-50;
- Европа – максимум;
- Великобритания – потеря 7 очков. Факторы: ошибка механиков на пит-стопе, потеря времени за Хэмом, высокий темп Феррари на сухой трассе. Распределение собственных ошибок – 75-25;
- Германия – потеря 3 очка. Самая сложная гонка Феттеля для оценки. Обычно его преимущество над Уэббером по ходу уик-енда бывает заметным, здесь же этого не наблюдалось. В общем, я решил, что Себ не обязан всегда быть быстрее на полсекунды, посему ничего криминального на Нюрбурге не случилось. Ред Булл не был быстрейшей машиной, но напарника обыгрывать все же стоило. Все 3 очка на совести Себа;
- Венгрия – максимум. Не вижу за счет чего в данных условиях Феттель мог победить.
Итого: потеряно 24 очка, по вине команды – 14, по вине Себа – 10.
Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 258, Уэббер – 146 (-3 за Германию), Хэмилтон – 139 (-7 за Китай), Алонсо – 138 (-7 за Великобританию), Баттон – 127 (-7 за Канаду).
2. Марк Уэббер (Ред Булл)
- Австралия – потеря 5 очков. Марк на быстрейшей, пусть и с дефектами, машине на подиум приезжать был обязан. Факторы: неоптимальная тактика 3-х пит-стопов, медленный жесткий комплект на 2-м отрезке. В общем, получается, что Уэббер особо ни в чем не виноват, все 5 очков на совести команды;
- Малайзия – потеря 3 очка. Ника надо было опережать. Факторы: плохой старт, неработающая КЕРС. Распределение вины – 50-50;
- Китай – потеря 3 очка. Если считать, что Марк на этом гран-при набрал максимум возможного, то получается, что стартовать можно хоть последним и на результате это никак не скажется. Факторы: плохая квалификация. Распределение – 50-50 (команда могла дать более быстрый комплект шин, Уэббер мог бы не ошибаться на быстрых попытках);
- Турция – максимум;
- Испания – потеря 3 очка. Стартуя с поула, проигрывать Баттону, потерявшему много времени за середняками, – это не максимум. Факторы: плохой старт, корявая тактика, не позволявшая опередить Алонсо. Распределение – 50-50.
- Монако – максимум. 4-е место с многочисленными проблемами по ходу – это очень хорошо;
- Канада – максимум;
- Европа – потеря 3 очка. Факторы: проигрыш в очной борьбе с Алонсо на трассе, ранний переход на жесткие шины. Распределение 50-50;
- Великобритания – максимум;
- Германия – максимум. Ред Булл был небыстр, Марк выжал все, что мог на подходящей для себя трассе, и опередил напарника;
- Венгрия – потеря 5 очков. Факторы: неправильный переход на промежуточную резину, проигрыш в очной борьбе с Льюисом. Распределение – 60-40.
Итого: потеряно 22 очка, по вине команды – 14, по вине Марка – 8.
Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 231 (-3 за Китай), Уэббер – 171, Хэмилтон – 144 (-2 за Венгрию), Алонсо – 137 (-8 за Австралию, Малайзию и Венгрию), Баттон – 131 (-3 за Испанию. Там еще Виталик с Ником по 3 очка теряют, конечно :)
3. Льюис Хэмилтон (Макларен)
- Австралия – максимум;
- Малайзия – потеря 14 очков. Факторы: убитый комплект в квалификации, ошибочная попытка пойти на тактику 3-х пит-стопов. Распределение вины гонщика-команды – 75-25;
- Китай – максимум;
- Турция – максимум. 4-е место – все, на что была способна машина;
- Испания – потеря 7 очков. Факторы: не реализовано тактическое преимущество меньшего износа резины. Все на совести команды;
- Монако – потеря 10 очков. 2-е место на старте и такое же на финише – вполне реальный результат. Факторы: тактическая ошибка в квалификации (гарцевание Хэма в гонке потерянных очков не повлекло :));
- Канада – потеря 25 очков. Важный момент: не столкнись Дженс и Льюис, первому не пришлось бы прорываться с 21-го места, а значит, опередить соперников на подсыхающей трассе было бы гораздо легче. Хэм быстрее Баттона, значит, его максимум – победа. Факторы: чрезмерно оптимистичный маневр Льюиса при обгоне, разрешение на борьбу между напарниками. Распределение – 72-28;
- Европа – максимум, аналогично Турции;
- Великобритания – максимум, туда же;
- Германия – максимум;
- Венгрия – потеря 13 очков. Факторы: неоптимальная тактика с большим кол-вом пит-стопов; неправильный переход на промежуточную резину, разворот и штраф. Распределение – 27-73. Как я не требовал, чтобы Себ был значительно быстрее Марка в Германии, так и здесь не вижу особой вины Льюиса в том, что суперсофт не сработал, как задумывалось.
Итого: потеряно 69 очков, по вине команды – 37, по вине Льюиса – 32.
Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 221 (-13 за Испанию, Канаду и Венгрию), Хэмилтон – 215, Уэббер – 142 (-7 за Малайзию, Монако и Канаду), Алонсо – 137 (-8 за Малайзию, Монако и Венгрию), Баттон – 114 (-20 за Малайзию, Монако, Канаду и Венгрию). Остальные очки теряют гонщики не из топ-5 (особенно Кобаяши, у него было бы на 6 меньше :))
4. Дженсон Баттон (Макларен)
- Австралия – потеря 7 очков. Факторы – штраф за срезанную шикану. Распределение – 50-50;
- Малайзия – максимум;
- Китай – максимум;
- Турция – потеря 2 очка. Факторы: неверная тактика. Тут все на совести команды.
- Испания – максимум;
- Монако – потеря 3 очка. Честно говоря, я не вижу, как можно было взять большее, учитывая обстоятельства. И по стратегии все хорошо, и по реализации, просто не повезло. Но так уж и быть, нарисуем небольшую потерю, распределение 50-50;
- Канада – максимум;
- Европа – потеря 2 очка. Факторы: плохой старт, длительная борьба с Росбергом, неработающая КЕРС. Распределение 50-50.
- Великобритания – потеря 12 очков. Бороться с быками было бы проблематично, но напарника, экономящего топливо, Батон бы прошел. Факторы: ошибка механиков. Дженс здесь не при делах;
- Германия – потеря 12 очков. Факторы: плохой старт, механические проблемы. Распределение – 25 на 75;
- Венгрия – максимум.
Итого: потеряно 38 очков, по вине команды – 29, по вине Дженсона – 9.
Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 232 (-2 за Германию), Баттон – 172, Уэббер – 147 (-2 за Австралию), Хэмилтон – 144 (-2 за Великобританию), Алонсо – 140 (-5 за Австралию и Монако). Таким образом, очки, потерянные Дженсоном, в основном, перетекли к гонщиками более слабых команд.
5. Фернандо Алонсо (Феррари)
- Австралия – потеря 3 очка. Факторы: плохой старт, в результате чего Алонсо на первом отрезке уступил Петрову около 10 сек. Потеря со стороны гонщика;
- Малайзия – потеря 7 очков. Факторы: неработающая ДРС, задел болид Хэмилтона при обгоне. Распределение 30-70;
- Китай – потеря 4 очка. Факторы: слишком поздний 1-й пит-стоп, длительная борьба с Шумахером. Распределение – 50-50;
- Турция – потеря 3 очка. Факторы: проигрыш в очной борьбе Уэбберу, недостаток свежих комплектов резины из-за большого числа пит-стопов. Распределение 50-50.
- Испания – максимум;
- Монако – максимум. Машина не была быстрейшей, учитывая обстоятельства, Фернандо сделал все правильно;
- Канада – потеря 15 очков. Факторы: неправильные тактические решения, столкновение с Батоном. Распределение 70 на 30;
- Европа – максимум.
- Великобритания – максимум;
- Германия – максимум. Учитывая объективные проблемы машины с прогревом, не могу говорить о потере в данном случае;
- Венгрия – максимум. Многочисленные ошибки Алонсо на итоговом результате не сказались :)
Итого: потеряно 32 очков, по вине команды – 16, по вине Фернандо – 16.
Личный зачет, если бы очки потеряны не были, выглядел бы следующим образом: Феттель – 234, Алонсо – 177, Хэмилтон – 144 (-2 за Малайзию), Уэббер – 141 (-8 за Малайзию, Турцию и Канаду), Баттон – 134. Основное влияние, как и в случае с Батоном, пришлось на прочих пилотов.
Первичные выводы:
1. Реальным противником Феттеля в борьбе за личный зачет мог быть только Льюис Хэмилтон;
2. Влияние собственных ошибок Феттеля, Уэббера и Баттона на кол-во заработанных ими очков минимально;
3. Команда «Макларен» допустила множество стратегических и тактических ошибок, повлиявших на конечный результат;
4. Наибольшие очковые потери из-за собственных ошибок понес Хэмилтон;
5. Фернандо Алонсо – единственный и неповторимый, я его обожаю, он мой любимый пилот :))))
Вторичные выводы:
1. Борьба Феттель-Хэмилтон. Лично я исхожу из того, что троица «ФАХ» примерно равна с точки зрения чистой скорости (ну то есть плюс-минус десятая, что несущественно). Это допущение позволит мне сделать примерную оценку силы машин. Итак, в случае реализации потенциала Феттелем, расклад в борьбе с Хэмилтоном 258-139, в обратном случае – 221-215. Берем среднее арифметическое и получаем 239,5 на 182, то есть, 57,5 очков преимущества – можно считать это разницей за счет технического превосходства. Текущее реальное отставание 88 очков, т.е. около трети отставания сложилось из-за того, что Льюис и команда ошибались больше своих конкурентов.
2. Внутрикомандная борьба Ред Булл. В общем, Марк и Себ косячат примерно поровну (при этом, что важно, понемногу :)), что с учетом преимущества Феттеля в чистой скорости позволяет мне сделать вывод о правильности ставки на него как на первого пилота.
3. Внутрикомандная борьба Макларен. Расчет, аналогичный приведенному в п.1, показывает преимущество Хэмилтона в потенциале 179,5 на 143 очка. В реальности Льюис также опережает Дженсона, хотя команда больше ошибок допустила именно с ним. Таким образом, в этом сезоне Хэмилтон с пилотской точки зрения выступает сильнее Баттона.
4. Алонсо в этом сезоне не так убедителен, в плане собственных он выглядит хуже пары гонщиков РБ и Баттона. С другой стороны, нельзя сказать, что Фернандо имел какие-то заметные шансы на борьбу за чемпионат и ими не воспользовался. Посмотрим, что будет дальше.
5. Команда Ред Булл в этом году выглядит очень качественно с точки зрения тактики и стратегии гонок. Потеряно из-за непилотских ошибок всего 28 очков на двоих, что следует считать отличным результатом, особенно с учетом того, что в данном аспекте наблюдается примерное равенство гонщиков.
Австралия – максимум;
-----------------------
Здесь конечно имел место тактический просчет команды перед первой волной питов, но после него еще были все шансы вести плотную борьбу за победу на этапе. Пилотажная ошибка с пылесосением огородов, приведшая к повреждению днища, поставила жирный крест на этих шансах!
Турция – максимум. 4-е место – все, на что была способна машина
------------------------
Откровенно невнимательный анализ выступления! Скорость машины прекрасно позволяла участвовать в борьбе за второе место, об этом свидетельсвуют времена отрезков на чистой трассе в середине гонки. К провалу же привел очередной безрассудный наскок на Вэббера в первых послестартовых поворотах- пылесосение огородов, откатат за спину напарника. По ходу гонки Рыжий был пройден благодаря командному тактическому сливу последнего.
---------------------
На единственном быстром круге? Возможно. Но есть куда более важный компонент- скорость на дистанции...
-----------------------
Буг-га-га, юноша в вашей голове присутствует какая-то параллельная реальность?:)) Технические сливы Баттона в Англии и Германии, тактические опускания в Турции и Валенсии, там же неработающий пол-гонки КЕРС (плюс 0.5 сек на круге)- это дейс-но называется «команда больше ошибок допустила именно с негром»??? Напомню, перед Сильвером Булкин занимал 2-е место в чемпионате, уверенно опережая напарника по команде...
Китай – максимум
--------------------
Снова невнимательность. Комичная ошибка в боксах привела к потере позиции относительно Феттеля. Если бы не этот ляп, конечный финиш впереди напарника был вполне реален.
Испания – максимум
--------------------
Провальнейший(!) старт привел к глубокому откату за спины середняков на 1-м отрезке дистанции. При нормальном старте, благодаря «паровозику Алонсо» в первой половине гонки, у Дженса был бы великолепный шанс на победу в гонке.
Европа – потеря 2 очка. Факторы: плохой старт, длительная борьба с Росбергом. Потеря очков чисто пилотская.
---------------------
На старте абсолютно ничего «криминального» по сравнению с Барсой, Росберг был пройден на 5-м круге гонки. А вот сильнопроигрышная тактика с чересчур затянутыми отрезками (как и вслучае с Массой), неработающий на второй половине дистанции КЕРС привели к огромной потере времени. Конечный проигрыш позиций относительно Массы и привычно убивавшего покрышки Хамилтона целиком на совести команды!
----------------------
Откровенная бредятина из той же серии, что и «Фернандо Алонсо – единственный, кто из-за собственных ошибок потерял больше, чем по вине команды». Незначительные ошибки Алонсо допускал лишь в двух последних гонках, да и те не оказали какого-либо влияния на итоговый ризалт.
В общем, юноша, стремление безусловно похвально, но в качестве необходимо серьезно прибавить. Поймите одну простую вещь: не бывает качественной аналитики без внимательного скрупулезного изучения деталей. В конечном счете именно детали, очевидные и не лежащие на поверхности, формируют верную или ошибочную общую картину. Дерзайте, в будущем жду более качественных материалов!
Австралия – потеря 3 очка. Факторы: плохой старт, в результате чего Алонсо на первом отрезке уступил Петрову около 10 сек. Потеря со стороны гонщика
-------------------------
Никакого плохого старта не было и впомине! Еще раз внимательно пересматриваем видео эпизода. В первом повороте ошибку допускает Баттон, открывший внутри калитку для Петрова, куда последний не приминул сунуться на суперпозднем торможении. После чего Женсн вынужден отскакивать на внешний радиус, где его уже атаковал Алонсо! Фонс воизбежание столкновения вынужден оправиться в гравий...
Малайзия – потеря 7 очков. Факторы: задел болид Хэмилтона при обгоне. Ошибка чисто пилотская;
------------------------
Начнем с того, что по ходу гонки имела место грубая тактическая ошибка команды, приведшая к потере отыгранной на трассе позиции у Баттона. Далее пересматриваем момент с атакой на Люсега. Двукратный чемпион садится в плотный слипстрим на выходе из медленной связки и уже показывает направление своей атаки по внутренней части прямой! Мгновение спустя беспардонный Хам резко дергает руль вправо в сторону уже начавшего маневр Алонсо, что и приводит с минимальному контакту! Так спрашивается, чья это «чисто пилотская ошибка»? А точнее никакая не ошибка, а банальная неуёмная наглость!
Турция – потеря 3 очка. Факторы: проигрыш в очной борьбе Уэбберу. Команда не при чем.
------------------------
Последний отрезок гонки, Маркуша на абсолютно свежем комплекте прайма, Алик- на поюзанном. Вопрос: в таком случае в чем состоит недоработка Алонсо?
-----------------------
Муа-ха-ха, ну зачем же ты амиго вывалил подобную Ахинею?:) Для начала просто попробуй прикинуть, чего стоили наиболее бестолковые просчеты навозного мостика в Малайзии, Китае и Канаде! Я уже не прошу рассматривать менее очевидные эпизоды...
----------------------
Какую-либо возможность ставки на него Кенг снял собственноручно, не сумев управиться с износом покрышек за время предсезонных тестов и в первой половине чампа.