«Формула-1» вернулась из отпуска. Полный гид по всем командам
Жара на трассе – уже в эти выходные.
Сезон-2018 в «Формуле-1» – один из лучших за последние годы. Пусть пелотон разделился фактически на два класса с разницей в скорости в целую секунду на круге, это не мешает пилотам вести яркую борьбу внутри топ-3 и в середине пелотона. Победить соперников может кто угодно в любой момент — так что сейчас самое время изучить состояние паддока.
«Мерседес» – лидер по набранным очкам, но не по чистой скорости
«Серебряные стрелы» до летнего перерыва демонстрировали однозначное преимущество в скорости лишь на этапах в Австралии и Испании, однако после двенадцати Гран-при все же лидеруют в Кубке конструкторов – им не раз везло с ходом заездов, в то время как соперники спотыкались о неудачные тактики, штрафы, сходы и прочий злой рок.
«Мерседес» потерял преимущество более мощной силовой установки и чистой скорости, но стоит помнить, что в предыдущие сезоны немцы каждый раз выигрывали гонку обновлений. Вот и сейчас чемпионы объявили о решении главной проблемы последних лет — повышенного износа резины в жарких условиях. Если инженеры из Бракли действительно вернут команду на вершину, то на везение придется рассчитывать уже конкурентам из «Феррари».
«Не всегда побеждает лучшая машина, – заявил в интервью Direct TV руководитель команды Тото Вольфф. – На разных треках баланс сил будет меняться».
К тому же, лидер чемпионата и «Мерседеса» Льюис Хэмилтон вышел из отпуска с отрывом в 24 очка — и у него было достаточно времени, чтобы зарядиться уверенностью в успехе и унять малейшие эмоции и переживания, вызванные борьбой с Себастьяном Феттелем. Пятый титул очень близок.
«Феррари» мотивирована сильнее, чем в прошлые годы
Повышение главы департамента силовых установок Маттиа Бинотто можно смело называть гениальным решением руководства Скудерии: если в 2017-м итальянцы большую часть сезона с пытались лишь сравняться с «Мерседесом», то в 2018-м благодаря мощным техническим загадкам «Феррари» вышла вперед: всю первую половину сезона фанаты, эксперты, соперники и даже Международная автомобильная федерация пытались понять секреты скорости алых болидов, и за это время под микроскопом успели разобрать «продувные» зеркала заднего вида, улучшающие аэродинамические показатели, тайный лепесток непонятного назначения на руле Феттеля, потенциально гибкое днище и сразу несколько версий того, как же Скудерии удалось построить самый эффективный мотор (агрегат «Мерседеса» теперь уступает до 0,4 секунды с круга). А совсем недавно в фокус общественности попала еще одна инновация: итальянцы начали специальными устройствами охлаждать зеркала заднего вида, и никто пока так и не понял, зачем они это делают.
Однако «Феррари» даже с лучшим аэродинамическим пакетом, продвинутым двигателем, бережливым по отношению к покрышкам шасси и шикарными стартами занимает лишь второе место. Часто в неудачах обвиняли стратегов и командный мостик — но лидер Скудерии Себастьян Феттель все еще верит в возможность победы.
«В прошлом году мы проиграли чемпионат потому, что наша машина оказалось недостаточно быстрой. Так что я надеюсь, что в этом году наша машина стала лучше и что у нее еще есть нераскрытый потенциал — а мы уже показали, что она стала эффективнее. Уверен, если мы еще можем прибавить, то надавим на соперников и добьемся успеха».
Судя по инсайдам из стана «Феррари», именно такую цель — победу любой ценой — и поставило перед гоночным подразделением новое руководство, пришедшее после неожиданной смерти Серджио Маркионне. Для итальянцев трагедия запросто может стать дополнительным мотивирующим фактором, но для завоевания титула Феттелю надо победить в Гран-при минимум четыре раза при условии вторых мест Хэмилтона (всего в календаре осталось 9 гонок). Так что завершение сезона может стать эффектным.
Примерно такого ждут от Кими Райкконена. Весной итальянская пресса писала о желании концерна заменить 37-летнего гонщика на 20-летнего Шарля Леклера, впечатлившего в «Заубере», однако новым руководителем «Феррари» стал друг финна Луи Камиллери. После назначения направление слухов сменилось на противоположное: якобы с Райкконеном теперь хотят заключить двухлетний контракт. Судя по всему, именно Гран-при Бельгии станет финальным тестом для принятия решения и объявления перед заездом в Монце. И финну повезло — ведь его считают «Королем Спа» благодаря традиционно высокому темпу, четырем победам и еще одному подиуму.
Глупый сезон «Ред Булл»
2018-й стал очень неоднозначным для «быков»: уже в середине сезона почти все главные действующие лица команды потеряли веру и занялись обустройством будущего. Так руководство концерна решило прекратить мучения с мотористами «Рено» и переключиться на «Хонду», а Даниэль Риккардо сделал обратные выводы и объявил о переходе именно к французам. Теперь фанаты ждут возвращения «Формулы-1» затаив дыхание: всем интересно, станет ли «Ред Булл» сдерживать австралийца ради больших успехов Макса Ферстаппена.
По большому счету, именно это противостояние и станет хедлайнером любых новостей из стана «быков» в конце 2018-го: чемпионат австрийцы в любом случае выиграть уже не сумеют, производителя моторов критиковать бесполезно, да и соблюдать равенство пилотов уже не нужно. Однако Риккардо не их слабаков и не привык сдаваться по первому же недовольному окрику командного мостика, а Ферстаппен, в свою очередь, точно не пожелает отказываться от замашек примы и не отступит перед упрямым напарником. Их соперничество определенно добавит красок последним совместным этапам.
«Сколько у нас гонок осталось? Девять? Десять? Мы еще надерем пару задниц», – не сомневался в начале августа австралиец.
У «Рено» большие амбиции
Французы спустя несколько лет критики от клиентов все-таки признали очевидное: их ресурсы и многомиллионные вложения в гоночную программу расходуются неэффективно. Главное доказательство – в командном зачете: при сходном бюджете с «Ред Булл» (200-230 миллионов долларов не считая расходов на отдел силовых установок) «желтые» набрали всего 82 очка (против 223 у «быков») и основались на четвертой позиции в Кубке конструкторов. Несмотря на статус автопроизводителя и моториста, болиды «Рено» все равно уступают машинам других гигантов из топ-3 по кругу каждую гонку и лишь едва-едва опережают более «бюджетных» соперников из середины пелотона.
Подобные результаты, естественно, не устраивают владельцев концерна: они уже многократно заявляли о намерении выигрывать Гран-при в 2020 году, но пока что адекватного целям прогресса не видно. Какими же способами французы решили исправить ситуацию? Увели у «Ред Булл» Риккардо и пообещали привозить обновления вплоть до завершения 2018-го (в Бельгию уже отправили новое днище и целый ряд кузовных элементов).
Однако проблема такого подхода заключается — сюрприз — в новом витке неэффективности. Новые детали даже в последнем Гран-при текущего сезона вряд ли помогут в 2019-м из-за очередного обновления аэродинамического регламента, а значит, большинство усилий и миллионы долларов выкинут исключительно ради защиты четвертой позиции в Кубке конструкторов. Падение на пятое же вызовет потерю лишь шести миллионов долларов — то есть в лучшем случае «Рено» останется при своих и ничего не выиграет, кроме морального удовлетворения. Да и то оно появится только если остальные команды раньше перейдут к проектам-2019, и «желтые» оторвутся от преследователей и немного подтянутся к топам.
А в ближайшем марте все начнется сначала.
«Хаас» и передозировка чудесами
Американская команда с одним из самых скромных бюджетов в пелотоне успела удивить шикарным темпом и высокими результатами: после двойной неудачи в Австралии при нахождении на четвертой и пятой позициях Кевин Магнуссен и Ромен Грожан приехали таки один раз на четвертом и даже два раза — на пятом. Благодарить за успех стоит мотористов «Феррари» и уникальную бизнес-схему — без этих факторов вступившая в «Ф-1» в 2016 году команда вряд ли смогла бы бороться за высокие позиции.
Однако руководители «Хааса» неукоснительно следуют требованиям эффективности, и потому уже во всеуслышание объявили об остановке развития машины 2018 года.
«Путь команды четко определен, – подчеркнул босс американцев Гюнтер Штайнер. – Несколько недель назад мы начали работу над машиной 2019 года. Больше нет никакого смысла в развитии нынешнего болида, потому что к моменту изготовления деталей сезон почти закончится. Эффект будет слишком низким, чтобы использовать эту детали всего в 2-3 гонках Мы привезем только еще несколько небольших новинок на ближайшие гонки, но они не будут большими».
В таких условиях «Хаас» займется активным чудотворством только в ближайших Гран-при в Бельгии, Италии и России — выкрутит на полную двигатель «Феррари» и постарается выжать максимум из шасси, пока еще владеет преимуществом над соперниками. В таких условиях от Грожана и Магнуссена можно ожидать любых свершений — в том числе повторных попаданий в топ-5 при соответствующем везении. Ромен же получит последний шанс убедить своих боссов в умении ехать быстро и аккуратно: он слишком часто допускал глупые ошибки по ходу сезона, чтобы получить контракт на следующий сезон. В то же время скорость «Хааса» привлекла внимание всех свободных гонщиков на рынке: напарником Магнуссена стремятся стать все середняки без места на 2019-й. Руководство американцев уже признало пятое место в Кубке конструкторов победой, так что после ближайших Гран-при они полностью переключатся на выбор пилотов — заработанных очков вполне должно хватить на удержание завоеванных позиций в чемпионате.
«Форс-Индия» обновилась
«Форс-Индия» подошла ко второй половине сезона в сложном, но оптимистичном состоянии: команда, как виделось, сумела выбраться из финансовой ямы и не получила Ланса Стролла на последние 9 Гран-при. Жизнь выглядела перспективной и безоблачной: казалось, стоит заплатить за новинки — и уже можно давать бой «Хаасу» и «Рено». Но реальность оказалась намного жестче.
Как выяснилось, «Форс-Индии» попались не самые разумные внешние администраторы: они выставили нереалистичные юридические сроки и не успели получить разрешение индийских банков-кредиторов бывших владельцев конюшни на ее продажу. Все вскрылось непосредственно за пару дней до старта Гран-при Бельгии, и сделку с канадским миллиардером Лоренсом Строллом пришлось оформлять как продажу всего имущества без юридического лица и лицензии. Персоналу пришлось спешно убирать все логотипы и названия с оборудования, а ФИА вместе с владельцами «Формулы-1» на день засели за решение бюрократического казуса по допущению формально новой конюшни без заявки и лицензии.
В итоге Международная автомобильная федерация все-таки выдала право «Форс-Индии» выступить в сезоне — но под новым названием «Рейсинг Пойнт Форс-Индия» и с аннулированием всех заработанных за первые 12 Гран-при очков. Старая команда под индийской лицензией официально исключена из чемпионата за нарушение пункта о наличии способных к соревнованию машин — так что «розовые» формально потеряли право на все призовые выплаты за предыдущие достижения, но соперники удивили гоночную общественность и позволили «пантерам» сохранить бонусы за попадания в топ-10 Кубка конструкторов.
Однако беды «Форс-Индии» так просто не закончились: перед новыми владельцами замаячила перспектива судебного процесса из-за иска «Уралкалия», посчитавшего сделку по продаже компании Строллу не совсем честной и законной. Похоже, в розовой части паддока еще долго будет царить суматоха.
«Макларен» – без внятных перспектив
«Макларен» тем временем продолжает перестройку и загнивание в середине турнирной таблицы — и объявление Фернандо Алонсо об уходе в конце сезона лишь символизирует полное отсутствие надежды на прорыв стане некогда славной команды. Проигрыш всего в семь очков «Форс-Индии» (взявшей подиум по ходу сезона) — скорее везение и адский труд испанского чемпиона, чем реальная способность машины. Улучшение же темпа пока трудно предсказать: глава технического штаба все еще отсутствует, а внутренняя структура менджмента проходит через реформы.
Единственный перелом возможен только во внутрикомандном противостоянии: раз уж Алонсо покинет «Макларен» после финальных Гран-при, основные преимущества в виде свежих обновлений и слипстрима в квалификациях могут перекинуть Стоффелю Вандорну. Бельгийцу как раз не помешала бы небольшая помощь, чтобы выйти из тени титулованного испанца, показать, наконец, себя и попытаться удержать место в команде на 2019-й. Пока его позиции далеки от идеальных — но вдруг карьерная необходимость вместе с благоприятными условиями заставят чемпиона GP2 2015 года показать наконец нечто экстраординарное? Ведь раньше Вандорну уже удавалось подобное — он набрал очки в дебютной гонке в «Ф-1» на очень ненадежном «Макларене»-2016.
Счастливые обладатели «Хонды»
Единственная команда, в которой все внимание приковано не к результатам, месту в Кубке конструкторов или конкретному пилоту, а к мотористу. Сериал «смогут ли японцы выдать быстрый и надежный агрегат к концу сезона, или придется ждать февральнских тестов» продлили еще на девять эпизодов: несмотря на рост производительности и устранение отказов на ровном месте, пилоты «Торо Россо» по-прежнему лидируют по количеству использованных компонентов силовых установок. И внимание к успехам «Хонды» точно не пропадет — ведь все болельщики «Ред Булл» будут тщательно следить за малейшими изменениями темпа команды из Фаэнцы. В случае прогресса Пьер Гасли и (возможно) Брендон Хартли еще могут выдать хороший результат — но придется подождать Гран-при Сингапура, где молодые пилоты «быков» иногда громко стреляют (Сайнс, Феттель и Вернь брали там 4-е, 5-е и 6-е места соответственно).э
Еще у «телят» припасен сериал под названием «угадай, кто»: до сих пор совершенно неясно, каких гонщиков наймет Хельмут Марко на 2019-й. Суровый австриец пообещал разобраться с вопросом к началу сентября — а значит, мимо места в «Формуле-1» точно пролетел единственный оставшийся в системе молодой пилот Дэн Тиктум: его сезон в «Ф-3» заканчивается только в середине октября, и он еще не выиграл титул и не получил суперлицензию. И никто не предскажет, сманит ли «Торо Россо» талантливого гонщика у соперников или вернет кого-нибудь из ранее отчисленных из программы «Ред Булл» парней — случиться может что угодно.
Обладатели титула «прогресс года»
В стане «Заубера» вряд ли найдется что-то интересное, кроме их быстрых пит-стопов и перфомансов Шарля Леклера. Остальное для команды уже не важно – местный босс Фредерик Вассер уже объявил о концентрации на следующем сезоне.
«Для нас неважно, станем мы восьмыми, девятыми или седьмыми по итогам чемпионата, поскольку в следующем сезоне нас ждут еще большие возможности.
Но я думаю, мы на верном пути. Если сравнивать с первой гонкой и началом сезона, то прогресс «Заубера» оказался примерно на 1,5 процента больше, чем у остальных середняков. Это огромный шаг вперед».
С ним трудно спорить — еще год назад швейцарцы были безнадежным аутсайдером, попали в очковую зону лишь два раза и чудовищно проигрывали буквально всем. Теперь же Леклер втаскивает бело-красный болид во вторые и даже третьи сегменты квалификаций и довольно регулярно гостит в топ-10 — за него определенно стоит притопить. Тем более, что большинство грядущих треков подходит машине «Заубера» – а значит, 20-летний монегаск еще может пару раз удивить.
Что мертво — умереть не может
«Уильямс» весь сезон пытался исправить катастрофическую ситуацию и повысить темп болида — но у них упорно не выходило, и в результате в Венгрии они проиграли круг даже «Торо Россо». Теперь же англичане достигли того самого момента, когда дальше биться над ошибками прошлого уже бессмысленно: все обновления так и не вернули их в борьбу за очки, и разработка и внедрение новых деталей лишь сожрет и без того ограниченные ресурсы. Ребятам из Гроува стоило бы смириться с последним местом и заняться проектировкой болида 2019 года с нуля — но внутренняя философия оказалась совсем иной.
«Нам предстоит еще со многим разобраться, – не так давно заявил технический директор команды Падди Лоу. – Пока трудности не решатся, нам придется терпеть. Что касается работы над болидом следующего сезона, есть соблазн перейти к ней прямо сейчас. Но сдаваться не в духе нашей команды».
Очевидно, бывшего строителя чемпионского «Мерседеса» и быстрых «Макларенов» так сильно задел собственный просчет при проектировке новой машины «Уильямса», что он в лучших традициях доктора Хауса отказывается признавать свою ошибку и идти дальше — сейчас ему важнее разгадать головоломку. Конечно, Падди имеет полное право заниматься подобным, раз у него есть акции команды и поддержка Клэр Уильямс — вот только излишняя одержимость исправлением ситуации вряд ли исправит текущий сезон. Даже с повышением темпа «бело-голубым» не хватит времени добраться до пятого места в Кубке конструкторов.
Также англичане потеряли главного спонсора «Мартини» и финансовую поддержку Лоренса Стролла — но руководителя команды ситуация не взволновала.
«Я верю, что у нас все будет в порядке. У нас уже есть вполне здоровый бюджет, и мы справимся с ним в следующем году», – уверила фанатом дочь сэра Фрэнка.
Звучит как хорошая новость для Сергея Сироткина: русский гонщик пользуется финансовой поддержкой программы СМП и выразил желание остаться в Гроуве — скорее всего, так и произойдет. Но реальный шанс набрать наконец очки на последних девяти Гран-при у него появится только в случае успешной работы Лоу по части улучшений темпа болида — или по воле невероятного везения. И за него тоже можно притопить.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Dan Istitene; REUTERS/Leonhard Foege; globallookpress.com/HOCH ZWEI
слишком много опечаток и грамматических неточностей.
А материал хороший)