Глубокое погружение: Гран-при Монако
Уникальный характер трассы в Монте-Карло позволил командам и пилотам избрать различные стратегии на гонку. Блог «Версификаторные россказни» рассматривает тактические действия коллективов на Гран-при Монако и надеется, что «Формула-1» залатает дыры в регламенте, испортившие окончание 78-кругового заезда.
Городская трасса в Монте-Карло традиционно портит «Формуле-1» «обгонную» статистику. Конечно, в календаре чемпионата есть несколько автодромов, также не благоволящих атакующим маневрам, но только Монако собирает в себе все мешающие обгонам черты: узость трассы и металлические ограждения вокруг нее, кочки в зонах торможений и отсутствие длинных прямых.
В результате пилоты должны не просто планировать обгон (что они делают на всех остальных трассах), но делать это тщательнейшим образом, рассчитывая все нюансы и детали маневра. Ведь цена высока – ошибка может привести к окончанию гонки и разбитому автомобилю – или своему, или соперника. Причем второй случай не всегда намного лучше первого – стюарды могут влепить штраф и превратить прорыв атакующего в сизифов труд.
Именно по этим причинам в Монако лучше начинать гонку с первого – в крайнем случае, второго – ряда.
Кроме того, трасса в Монте-Карло – самая медленная в календаре. Низкие скорости приводят к слабому износу резины даже на самых мягких шинах (покрышки средней и твердой жесткости сюда привозить бессмысленно, поскольку они не обеспечат болиды должным механическим сцеплением, и в результате сильного скольжения машины такая резина будет изнашиваться даже сильнее).
Наконец, на трассе в Монте-Карло частенько появляется автомобиль безопасности – неудачные обгоны, просто ошибки в пилотаже, а также металлические барьеры здесь становятся гремучей смесью. За последние годы вечный рулевой ФИА Бернд Майландер не выводил «Мерседес» с мигалками только в 2007 и 2009 годах – все остальное время у немца всегда была работа.
Все эти перечисленные факторы заставляют команды практически неукоснительно придерживаться золотых для Монако правил: использовать тактику с наименьшим числом пит-стопов, и внимательно следить за появлением автомобиля безопасности – в Монако выигрывает не самый быстрый, а самый расчетливый.
Три богатыря
Пройди гонка на другой трассе, трио лидеров – Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо и Дженсон Баттон – наверняка закончило бы заезд с одинаковым числом пит-стопов. А если нет – то, скорее всего, порядок на финише оказался бы иным, поскольку свежие покрышки дали бы гонщику «Макларена» гигантское преимущество. Но в Монако спортсмен на хорошей машине, и не теряющий хладнокровие, способен без особых трудностей не пускать вперед таких же расчетливых парней, проходящих круги на пару секунд быстрее (нерасчетливые закончили бы гонку в отбойнике вместе с соперником), и поэтому Феттель успешно сдержал конкурентов.
Однако прежде чем финишировать первым, Себастьяну пришлось преодолеть много трудностей, возникших после первого пит-стопа.
К первой волне пит-стопов немец подходил лидером пелотона – преимущество перед шедшим вторым Дженсоном Баттоном составляло чуть меньше четырех секунд, так что Феттелю не требовалось заезжать в боксы раньше конкурента с целью получения свежей резины. Вероятно, «Ред Булл» планировал зазвать лидера на 17 круге, в то время как Дженсон заехал в боксы на 15-м. Однако увидев темп «Макларена», стратеги «быков», вероятно, решили, что британец за два круга сумеет отыграть отставание от Себастьяна, и потому экстренно зазвали Феттеля на 16 круге.
Пит-стоп болида под номером «1» прошел весьма странно. Во-первых, из-за внезапного решения стратегов механики оказалась не готовыми обслужить машину Себа (они ждали Марка Уэббера), и в результате завозились с покрышками. Во-вторых, оказался необычным и сам выбор резины – Феттель получил «софт» вместо «суперсофта».
Еще во время гонки стало известно, что команда допустила ошибку, и после финиша Кристиан Хорнер подтвердил, что болид должен был получить еще один комплект сверхмягких шин. В случае нормального пит-стопа Себастьян должен был остаться лидером и контролировать ход заезда, но в реальности он потерял три секунды по отношению к Дженсону, а затем отрыв стал увеличиваться еще больше – Баттон на «суперсофте» привозил сопернику от одной до двух секунд на круге.
Единственная надежда «быков» на победу была связана с ошибками конкурентов или появлением на трассе автомобиля безопасности, но даже при этих событиях «Ред Булл» и Феттель обязаны были рисковать.
Вообще, вопрос об идеальной стратегии на Гран-при Монако остается открытым. Пилоты, добравшиеся до подиума, пошли на один, два и три пит-стопа соответственно, но это не значит, что скорректированная по ходу гонки тактика Феттеля была изначально выигрышной. Если бы в середине заезда на трассе не появился автомобиль безопасности, то лучшим вариантом мог стать следующий выбор: «суперсофт» – «суперсофт» – «софт». Два сверхмягких состава позволили бы лидерам отрываться от соперников, а затем на середине дистанции можно было переобуться в более жесткий комплект и спокойно контролировать оставшуюся часть заезда (по такой гонке 35-40 кругов для «софта» не зернящегося «Пирелли» проблемой бы не стали).
Однако идеального почти ничего не бывает – и «Ред Булл», и «Феррари», и «Макларен» действовали с оглядкой на соперников. Например, Фернандо Алонсо и Скудерия во время первой волны остановок выбрали не сверхмягкие шины, а просто мягкие. Почему? Возможно, это было частью плана «Феррари» – провести середину заезда на более износостойких шинах, максимально оттянуть пит-стоп и спокойно пережить возможное появление автомобиля безопасности. Но также возможно, что стратеги итальянской конюшни разобрались в ситуации с пит-стопом Феттеля – увидели, что немец получил «софт», и осознали, что после собственной остановки и переобувания в «суперсофт» они не выжмут из ситуации максимум: не обгонят Себастьяна на трассе, и вместо этого им самим придется заезжать в боксы раньше соперника за свежей резиной.
В свою очередь Дженсон Баттон и «Макларен» на первом пит-стопе действовали логично – поставили сверхмягкие шины, и за счет этой резины смогли оторваться от Феттеля на 13 секунд. Однако дальше британцы ошиблись. Второй пит-стоп Баттон провел на 33 круге – за круг до выезда на трассу автомобиля безопасности. Никаких причин для остановки у Дженсона не было – его темп не падал, и единственным объяснением может служить сход на том же круге Тимо Глока – немец припарковал машину не в самом удачном месте, маршалы стали размахивать желтыми флагами, и, возможно, в «Макларене» подумали, что на трассе появится «Мерседес» Майландера.
Однако главной ошибкой «Макларена» стал выбор резины – Дженсон получил еще один комплект «суперсофта», и это означало, что британцу предстоит еще один пит-стоп (может быть, Баттон смог бы проехать гонку до конца на этом типе резины, но правило обязательного использования разных составов в одном заезде еще никто не отменял).
Автомобиль безопасности действительно появился, но лишь полкруга спустя, когда на трассе возник инцидент с участием Массы и Хэмилтона, закончившийся разбитой в туннеле «Феррари».
Алонсо сделал вторую остановку под пейс-каром (поставив еще один комплект «софта»), а вот Феттель – нет. К этому моменту немец и «Ред Булл» уже окончательно решили пойти на риск.
Дальше все просто – Баттон на более свежих шинах ничего не смог поделать с Феттелем, и затем отправился на третью остановку, пропустив вперед Алонсо. Фернандо же, несмотря на попытки оказать давление, тоже ничего не смог поделать с «Ред Булл». А затем в дело вмешались красные флаги и остановка гонки из-за аварии с участием Сутиля, Хэмилтона, Альгерсуари и Петрова…
Регламент не запрещает механикам работать с машинами во время остановки гонки – к сожалению, этот непроработанный пункт правил испортил концовку Гран-при Монако. Было бы интересно посмотреть, сколько еще продержатся мягкие шины на болиде Феттеля (стоявшие с 17-го по 72 круг гонки) – по прогнозам некоторых специалистов, на последних кругах темп «Ред Булл» из-за износа шин мог упасть еще на две секунды, и атаки Алонсо и Баттона могли стать яростнее.
Увы, ничего подобного не случилось. Конечно, когда гонка останавливается из-за погодных условий, то смена покрышек просто необходима. Однако ничто не мешает на будущий год внести в регламент специальную поправку, в которой будут оговариваться ситуации с непогодой, и во время красных флагов будет автоматически включаться режим закрытого парка.
Если бы подобные правила действовали в воскресенье, то тяжелее всего пришлось бы Льюису Хэмилтону, на болиде которого заднее антикрыло было практически полностью заменено на новое, а также Себастьяну Феттелю. Представьте, как Фернандо атакует на последних кругах замученный болид Себастьяна, происходит авария, которую не успевает объехать Дженсон и… на первое место выходит Камуи Кобаяси!
Из грязи в князи
Японца я вспомнил не случайно. До появления красных флагов он шел на четвертой позиции, хотя стартовал только 12-м. Как такое случилось, ведь схожую тактику (старт на «софте» и первая остановка в боксах во время пейс-кара) использовал не только гонщик «Заубера», но и несколько других пилотов? Помимо Камуи подобную стратегию выбрали Адриан Сутиль, Ник Хайдфельд и Себастьян Буэми.
Дело вот в чем. Вся эта четверка к моменту объявления о пейс-каре находилась на третьем секторе трассы – гонщики ехали плотной группой. Однако как только появилось сообщение, Ник с Себом мгновенно зарулили в боксы, в то время как Камуи и Адриан провернули хитрый трюк – они успели уехать на новый круг до того момента, как Бернд Майландер выехал на трассу, и, даже несмотря на ограничение скорости (которое действует при появлении пейс-кара), поехали быстрее казенного «Мерседеса», отправившись в боксы лишь в конце 34 круга. Таким образом они отыграли довольно приличное время – около 50 секунд! (Да здравствует американский автоспорт!)
Как известно, «Заубер» 2011 года мягко обращается с шинами, поэтому к концу гонки Кобаяси обогнал Сутиля (он уступил позицию немцу во время пит-стопа), но уже после возобновления заезда японец не смог устоять под натиском Марка Уэббера…
Тактику с минимальным числом пит-стопов избрал и Виталий Петров. Его единственная остановка в боксах состоялась на 28 круге – и жаль, что россиянин не доехал до финиша. Судя по интервью гонщика, покрышки на его болиде были в лучшем состоянии, чем у Адриана Сутиля – это означало, что выборжанин вполне мог добраться до финиша в очках. Однако все сложилось иначе…
Графики
Ход гонки (взят с Forix): горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.
http://img163.ex-imageshack.us/img163/9766/gprhcg.png
http://img8.ex-imageshack.us/img8/4861/lapsu.jpg
http://img847.ex-imageshack.us/img847/6852/tyres.jpg
Простите, если это было совсем в духе КО, и ваши споры на самом деле уходят в метафизику, а не в выявление лучшей машины :)
Сначала Мак быстрейший в гонке, потом в словах Дженса как бы не замечается «Если мы прибавим в квале» выводы «можем диктовать темп», теперь уже Мак быстрейший в 4 из 6 гонок.
Доктор Геббельс отдыхает. К концу года будут выводы, что Мак слил сезон на самовозке.
Примерно по той же теме развивались мысли о гноблении Баттона, Ковы, самовозке Мака в прошлые сезоны. Т.е. не срабатывает идея..и понеслись отмазы.. сначала слабенькие...предположения....через 2 гонки - это уже утверждения, ну а потом просто как аксиома.
Эх...как же хорошо Люся прищемил хвост Алонсе в 2007м, что неприкрытая ненависть алонсофанов к Люсе и фанам Макам лезет сюда уже 4й год. Вброс грязи просто поражает, причём в любое время. Ну а надувание щёк смешит. Хотя последователи надувания есть. Хотя они, конечно, смешат ещё больше.
Это существо повысило бы рейтинги sports.ru до небывалых высот :)))
Смотреть на каких шинах Дженс отрывался от Феттеля они не хотят, ибо у них своё понимание гонок.
А в этом понимании, секунда Марка в Барсе это чистая скорость «быстрейшего». :))) Не дружат ребята с логикой, не дружат. А всё именно потому, что ты прав, как Хэм в 2007 умыл Алонсо. И у этих ребят все мысли заканчиваются, как только доходит до Хэма и Маков. Но вот насчёт смеха... Смешно было первые три года. :)))
Теперь как-то уже надоело смотреть на комплексующих алонсофилов по совместительству глоров «быстрейшего»...
Берём Барсу. Это трасса, показывающая преимущество именно машин. Секунду Марк привёз всему пелотону и 0,2 секунды Феттелю.
стесняюсь спросить,- кем будут сделаны эти выводы?.. районным прокурором?.. или вашим начальником?.. вашу дочь отлучат от школы или откажут в мед обслуживании?
если представить на секундочку, что Макларен выграл все на свете, а ваши «идейные» оппоненты разгромлены в пух и прах - это как-нибудь скажется на качестве ваше жизни?
Чернокожий, дебютанат, агрессивен на трассе и резок за её пределами... Не укладывается в их головах, как такое могло случиться, что именно ему слил богоподобный :)))... Обгадили всю статитстику кумиру :))) И если в четвёртом году Флавио вмешался, и постарался сберечь психику любимца, то в Маках прогибаться никто не стал... даже за большие деньги :)))
Ты разве не в курсе, что в 2008 у Ферр было ведро по сравнению с Маками, а Хэм ездил на настройках Алонсо? Ты разве не в курсе, что в 2010 и сейчас лучшая машина у Маков? Читай ликбезы... Там тебе всё расскажут.
Касаемо Барсы... Тебе мало преимуществ в 0,7-0,8, 0,1, 1, 0,6 и 0,5? Про какую одну трассу ты говоришь?
Преимущество на ВСЕХ трассах. Абсолютно. Барса вообще чистейший показатель преимущества именно машины.
И если там второй пилот быков не напрягаясь привозит одну секунду, то о чём это говорит? Единственный шанс взять поул есть в Канаде. Но только потому, что Хэм на этой трассе действительно силён.
Три поула, две победы, могла бы быть и в 2008, если бы не тот казус на пит-стопе. И всё. Ну может Монца ещё, хотя на этой трассе Хэму как раз таки традиционно не везёт... А где ещё? Преимущество быков очевидно абсолютно всем, кроме местных Ыкспертов.
Нажимаешь на интересующий ГП, затем внизу страницы выбираешь опцию tabulates.
Раскручивал его тот самый Лёша Попов, которого сие чудо хает и Наталия Дмитрук. А это чудо по ником ING гадило ровно в таком же темпе, как и нынче. :))
-------------
Саня, ты заметил странную тенденцию: чем лучше Фет выступает, тем громче вой?
Да и все наши тут, приятно :)
----------------
Видимо тем, что феномен Феттеля достал до нервного тика:) Уже и в Монако всех дернул, это полный ахтунг.
в общем, им проще шаманить с давлением в резине и т.п. для поддержки рабочей температуры//
Согласен, вполне похоже на правду.
Остается выяснить, как наскрести столько прижима при адекватной скорости на прямых:)
-------------
Это знакомо:) Только слушая родной язык, в моем случае русский или украинский, можно отдохнуть:)
Конечно напомню, Льюис уверенно выиграл два первых сегмента квалификации:)
---------------
Вот...теплее...но опередить Столбика Дженса оказываецо для Люсега было огромной проблемой...адекватность так и прет:)
Да-да, отрывчик в 4 секунды, который после нескольких стартовых кругов перманентно идет на убыль, это самое оно для уверенного контроля гонки)) Бери и пересматривай настоящие самовозные сезоны, чтобы понимать, как на самом деле контролируются гонки. Вон Веббер на «неземной самовозке» на первых кругах кое-как держался за Женсном и Нандо, а дальше так «уверенно контролировал отрыв», что к 15-му кругу отвалился на пропасть в 10 сек..
//В начале гонки rb7 всегда быстрее остальных, а вот в конце темп падает//
Дело не в начальной или конечной фазе гонки. Фишка в том, что РБР способны фантастически быстро проехать несколько кругов на новом комплекте резины. Какой тех.секрет дает им это преимущество? Над этим вопросом пока что безуспешно бьются лучшие формулические умы вот уже на протяжении 1,5 лет.. При этом ты должен прекрасно отдавать себе отчет, что два быстрых круга и дистанционный темп понятия довольно разные.
Мартин Уитмарш: «После того, как в Испании и Монако мы упустили реальные шансы на победу, команда горит желанием вновь подняться на вершину подиума. Действительно, жаль, что мы проиграли в Монте-Карло, однако у нас очень конкурентоспособная машина, особенно в ходе гонки, и этот факт по-прежнему обнадеживает»
Дженсон Баттон: «Команда по-настоящему набирает обороты: думаю, в Испании и Монако у нас была хорошая машина, и если мы улучшим результаты в квалификации, то, по-моему, сможем диктовать в гонке свой темп»
Слышишь, не совсем сторонние от формулы ребята говорят о своей способности диктовать гоночный темп, присмотрись, о каком болиде идет речь..
Система выхлопа у них любопытная, но точно хуже РБ.
Позиции по сравнению с прошлым годом если и улучшились, то ненамного. По поводу борьбы с Мерседесом - плотно как в прошлом году.