Самые шокирующие трансферы пилотов в истории «Формулы-1»
Мало кто мог предугадать переход Даниэля Риккардо из «Ред Булл» в «Рено» с начала 2019 года, но на прошлой неделе эта новость устроила всем сюрприз на прошлой неделе. С другой стороны, трансфер австралийца далеко не первым заставил фанатов чесать головы…
Риккардо сначала отправляли в «Мерседес» и «Феррари», но по более реальным раскладом признавалось продление контракта с командой из Милтон-Кейнс для продолжения соревнований бок о бок с Максом Ферстаппеном. Однако этого не произошло, и всего через несколько дней после старта летнего перерыва «Ред Булл» подтвердил уход австралийца.
С учетом пропасти между командами – «Рено» проигрывает «Ред Булл» в Кубке конструкторов 141 балл — переход оценивается как весьма рисковое решение. Риккардо же назвал его «одним из самых сложных в карьере».
Со временем станет ясно, оправдается ли риск, но Даниэль определенно далеко не первый пилот, повергнувший в шок общественность своим трансфером.
Переход Льюиса Хэмилтона в «Мерседес»
Насколько он шокировал
Несмотря на далекий до «удовлетворительного» 2012-й в составе «Макларена», насквозь испорченный низкой надежностью болида, Хэмилтон все еще выигрывал гонки — и потому объявление «Мерседеса» о переходе британца с начала 2013-го стало огромным сюрпризом.
В то время уровень немецкого коллектива и близко не соответствовал коллегам из Уокинга – «серебрянные» финишировали позади соперника в каждом сезоне после возвращения в «Формулу-1» в 2010-м. Несмотря на высокие ожидания, лучшим результатом в Кубке конструкторов стало четвертое место.
Что случилось в итоге
Хэмилтон не разочаровал в дебютном сезоне за «стрелы» и вполне плавно перешел во вторую команду «Ф-1» в своей карьере. Он выиграл в Венгрии, еще четыре раза поднялся на подиум, завоевал пять поулов — и занял четвертое место в общем зачете, на две позиции обогнав напарника Нико Росберга.
С годами все стало еще лучше: он выиграл сезоны-2014 и 2015 и стал первым британцем с серией титулов. А в прошлом году Хэмилтон завоевал и четвертое чемпионство — да и сейчас он превосходит Себастьяна Феттеля в турнирной таблице.
Переход Эмерсона Фиттипальди в «Коперсукар»
Насколько он шокировал
В 1974 году бразилец завоевал второй титул, а в годом спустя финишировал вторым в чемпионате сразу за «Феррари» Ники Лауды — так что можно сказать, что Фиттипальди заставил немало бровей подняться в удивлении от ухода из побеждающего «Макларена» ради рискованной авантюры в 1976-м.
Двукратный чемпион мира решил присоединиться к брату Уилсону (чей опыт в «Ф-1» равнялся паре неудачных сезоном в «Брэбэме») в команде, основанной бразильским продавцом сахара «Коперсукар».
Что случилось в итоге
К несчастью для бразильца, он ничего не смог поделать в слабой машине «Коперсукар-Фиттипальди»: команда участвовала в гонках до 1979 года, но лучшим результатом за это время стало лишь второе место на домашнем Гран-при в 1978-м.
В 1980-м «Коперсукар» свернул спонсорскую программу в «Ф-1», и название сменили на «Скол-Фиттипальди» – но ситуация не изменилась: семь сходов в последний сезон продемонстрировали множество технических проблем. Тот сезон стал последним в карьере Эммо — он перешел в менеджеры по примеру брата и работал в команде вплоть до ее коллапса в 1982-м.
Переход Найджела Мэнселла в «Макларен»
Насколько он шокировал
После завоевания титула «Индикара» в дебютном сезоне в 1993-м Мэнселл вернулся в «Ф-1» год спустя по приглашению «Уильямса». Он провел четыре гонки — и в Австралии победил с поула.
Но «Уильямс» решил остановиться на кандидатурах Дэймона Хилла и Дэвида Култхарда для сезона-1995, и Мэнселлу снова пришлось принимать непростое карьерное решение. В результате он присоединился к «Макларену» (своей четвертой команде в «Ф-1»), поскольку коллектив из Уокинга всерьез намеревался добавить еще один титул к своим семи Кубкам конструкторов. Переход стал абсолютным сюрпризом, поскольку британца и босса «Макларена» Рона Денниса раньше никто не видел вместе.
Что случилось в итоге
Брак получился коротким: карьер Мэнселла в «Макларене» продлилась всего две гонки. Его бедра оказались слишком широкими для кокпита, из-за чего инженерам пришлось собирать новый монокок, а боссам команды — подписать Марка Бланделла для старта чемпиона 1992 года.
Мэнселл дебютировал в «Макларене» только на Гран-при Сан-Марино и занял лишь 10-е место, а на следующем Гран-при Испании продержался перед сходом всего 10 кругов. На столь разочаровывающей ноте и завершилась карьера Большого Найджа, состоявшая из 15 сезонов и 187 гонок.
Переход Дэймона Хилла в «Эрроуз»
Насколько он шокировал
«Уильямс» решил расстаться с Хиллом в конце 1996 года даже несмотря на стильное завоевание титула (8 победных гонок из 16-ти в сезоне) — и Дэймон перешел в категорию «очень востребованных парней» для 1997-го.
Заинтересованность в трансфере выражали «Макларен», «Бенеттон», «Джордан» и даже «Феррари», но интересы так и не материализовались в нечто конкретное. Вместо них Хиллу пришлось подписывать контракт с аутсайдером «Эрроуз», не выигравшим ни единой гонки за 19 лет существования и набравшим всего одно очко в предыдущем сезоне.
Что случилось в итоге
К сожалению, почти ничего. Хиллу не удалось в одиночку вытянуть «Эрроуз»: он шесть раз сошел и набрал первые очки только на Гран-при Великобритании — девятой гонке 1997 года.
Однако его карьеру в «Эрроуз» в любовью вспоминают за его подвиги в Венгрии, где Дэймону не хватило пары сотней метров для завоевания первой победы в истории аутсайдера — поломка гидравлики позволила Жаку Вильневу на «Уильямсе» обойти Хилла на последнем круге. В конце сезона Дэймон перешел в «Джордан».
Переход Фернандо Алонсо в «Макларен»
Насколько он шокировал
Несмотря на успешную карьеру, увенчанную двумя чемпионскими титулами, выбор момента для смены команды не всегда Алонсо удавался. Дважды испанец переходил в «Макларен» – и оба раза альянс по различным причинам не срабатывал.
Первая попытка в 2007-м дала ему шанс стать первым со времен Хуана-Мануэля Фанхио гонщиком, завоевавшим несколько титулов подряд с разными командами. Но решение покинуть «Рено» после двух чемпионских лет было очень неожиданным.
Он вернулся в команду восемь лет спустя после пятилетнего периода в «Феррари», снова шокировав всю гоночную общественность — особенно с учетом напряженных отношений с командой при «первом пришествии» на фоне полыхавшего «шпионского скандала».
Что случилось в итоге
«Макларен» отличался скоростью в 2007-м, как и напарник Алонсо Льюис Хэмилтон — и напряженное соревнование друг с другом стоило обоим проигрыша титула в одно очко — чемпионом стал Кими Райкконен из «Феррари». Разочаровывающий и противоречивый год вылился в возвращение в стан «Рено».
В 2015-м Алонсо столкнулся с очень знакомыми чувствами. Пока обновленная «Феррари» принялась сражаться с «Мерседесом», «Макларен» свалился в хвост пелотона из-за возрождения трудного альянса с «Хондой». С тех пор они так и не восстановили позиции — а Алонсо занимает восьмое место в общем зачете.
Источник: formula1.com
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason; globallookpress.com/imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Ben Radford/ALLSPORT, Alexander Hassenstein/Bongarts, Paul Gilham
Что до провала Копершукара, то вот что вспоминал об этом старший инженер команды Винсент: Это была превосходная компания отличных парней. Большинство из них Эмерсон переманил из МакЛарена. Здесь царила замечательная рабочая атмосфера. В этом отношении Fittipaldi лучшее место, в котором мне случалось трудиться. Но иногда они с братом готовы были поубивать друг друга. В паддоке даже шутка такая появилась, парни выстраивались в очередь, чтобы насладиться спектаклем, а мы распространяли на него билеты. Проблема команды таилась не в слабой конструкции болидов, а в доводке. У нас было две мастерские в Англии и Сан-Паулу. Не самое простое решение с точки зрения логистики. Прибавьте сюда бразильскую привычку откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. И низкое качество произведенных в Бразилии деталей. Из 88 полученных колесных дисков 11 мы сразу списали в утиль. У присланных монококов отслаивалось днище. Можете представить в какой обстановке приходилось доводить машину.
Вот что вспоминал Мэнселл о том сезоне: Мне не разрешают говорить об этом. Скажем так, что среди всех тогдашних факторов, я был маленькой пешкой в большой игре. Было здорово вернуться в Формулу-1, но не так, как это случилось. За этим было много политики, и думаю что в один прекрасный день правда выйдет наружу. Я хотел ездить за Williams в течение всего сезона-95. Мне бы хотелось выиграть больше чемпионатов мира, и я думаю, что смог бы это сделать. Но мне пришлось смотреть на машину, в которой я должен был ехать, зная, что я мог бы выиграть титул в ней, работая с командой, которая многое мне обещала. А потом я даже не смог поместиться в машину. Это была не вина Рона, это была не моя вина, инженеры построили машину, в которую с трудом помещался даже Мика Хаккинен.
У меня все еще были контракты, которые связывали меня до 1997 года и не позволяли мне пилотировать что-либо еще. Я простой человек - все, что я когда-либо хотел, - быстро водить гоночный автомобиль.
Я не жалею, что у меня не было менеджера, потому, что я не думаю, что он мог бы сделать что-то по-другому. Когда они могут выкупить три года ваших контрактов в Америке из-под вашего носа, и вы оказываетесь без работы, а ваши адвокаты говорят вам, что кто-то может быть отправлен в отпуск по уходу за садом, если ему платят полностью, и вы не можете ничего с этим сделать, это очень грустный способ закончить карьеру.