В «Формуле-1» много нового. Даже гонщик из России
Чемпионат мира стартует сегодня.
Тяжелый и изматывающий зимний перерыв подошел к концу: в ближайшую пятницу болиды выкатятся на асфальт трассы в Мельбурне в рамках Гран-при Австралии. Межсезонье не только заставило как следует соскучиться по гонкам, но и привнесло много нового в правила, внешний вид техники, составы пилотов и даже организацию заездов. Самое время познакомиться со всеми изменениями, чтобы во время просмотра гонок не отвлекаться на кучу разных мелочей.
Косметические изменения
Первым, что бросится в глаза любому включившему трансляцию, станет радикальный рестайлинг и новая графика, разработанные по заказу американских владельцев «Формулы-1». И если с очень концептуальным логотипом нас познакомили еще на закрытии предыдущего сезона, то телевизионные спецэффекты предпочли сразу не спойлерит. Однако за зиму большая часть из засвеченных задумок перешла в релизный вариант и постепенно появилась в интервью и утечках рендеров новых онбордов.
Замене подверглось все: от стилистики и цветовых гамм до шрифтов и философии графики. Похоже, обновление стало более понятным для новых зрителей — на которых, в конечном итоге, и рассчитаны все маркетинговые потуги нынешних руководителей серии.
Новые лица на стартовой решетке
В 2018 году будет лишь два дебютанта – вдвое меньше по сравнению с 2017-м, зато и уровень ожиданий от них заметно выше.
Шарль Леклер — прошлогодний чемпион «Ф-2» и слушатель молодежной академии «Феррари» - подписал контракт с «Заубером» и получил в свое распоряжение красивый, но слишком быстрый болид: несмотря на масштабные изменения техники, швейцарцы, похоже, снова останутся последними. Шарль в таких обстоятельствах должен выступить в стиле Паскаля Верляйна (или даже лучше) и просто уничтожить опытного напарника Маркуса Эрикссона. Также от Леклера как от одного из самых талантливых пилотов поколения закономерно ожидают несколько чудесных Гран-при с феерией обгонов и набранными очками — если парень оправдает авансы, то у него появится реальная возможность получить место в «Феррари».
Второй новичок – Сергей Сироткин, пришедший на смену бразильскому ветерану Фелипе Массе в «Уильямс». Москвич в отличие от товарища по дебютантству так и не выиграл ни одного молодежного чемпионата (кроме «Формулы-Абарт» в далеком 2011-м), однако поразил всех на межсезонных тестах в Абу-Даби скоростью и технической подкованностью. Из-за специфики программы команды на испытаниях в Барселоне трудно предсказать перспективы Сергея в новом сезоне, но ему определенно стоит показать себя на фоне не самого сильного (но до неприличия богатого) напарника Ланса Стролла.
Новые составы шин
Итальянцы из «Пирелли» продолжают экспериментировать с резиной в поисках путей создания интригующих гоночных стратегий, и, соответственно, повышения зрелищности Гран-при. На сей раз они представили миру новые самые мягкие покрышки с розовыми ободками и названием «гиперсофт» – и с ними болиды в самом деле станут быстрее примерно на 0,7-0,8 секунды на круге в сравнении с «ультрасофтом». Вот только руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф уже окрестил розовые шины исключительно квалификационными — мол, в гонках участники будут преодолевать на них лишь несколько десятков поворотов, после чего совершать раннюю остановку в боксах. Если слова австрийца оправдаются, то у стартующих на 10-11 позициях пилотов резко появится ключевое преимущество — они-то по регламенту обладают правом свободного выбора состава резины.
Также «Пирелли» представила и сверхжесткий комплект с говорящим названием «суперхард», который зрители вряд ли увидят по ходу сезона. В нем просто нет смысла, ведь в палитре резины уже существовал «хард», использованный в 2017-м лишь однажды — так что еще более жесткий состав станет абсолютно бесполезным.
Но итальянцы занимаются не только добавлением комплектов для галочки. Например, за зиму они собрали софт, рассчитывающий оптимальные составы для каждой трассы — так что если раньше шинники привозили свою продукцию на Гран-при на основе ожиданий и истории, то теперь все будет по науке с ориентацией на максимальное число стратегий и хотя бы два пит-стопа для каждой машины. Гонки определенно статут более непредсказуемыми.
Болиды попытались сделать красивее
К сожалению, не получилось. Стремления действительно были — ведь команды дружно проголосовали за изменение регламента в сторону отмены «акульих плавников» и многоэтажных вешалок над ними. Конечно, спустя пару месяцев некоторые желающие вернуть удобные рекламные площадки в виде огромного щита за кожухом моторного отсека попытались откатить обновления до предыдущей версии, но у них на пути встал «Макларен» (у которого как раз большого числа спонсоров нет). Именно благодаря англичанам задние части болидов 2018 года выглядят чуть эстетичнее.
Но в глобальном смысле красивее машины не стали — после отмены «плавников» ФИА издала директиву, обязывающую каждого участника чемпионата мира в классе «Формулы-1» использовать гало. Жуткая уродливость защиты головы пилота еще два года назад вошла в список интернет-мемов, закрепившись в ассоциации со шлепанцами — и бесстрашные энтузиасты из «Макларена» снова возглавили борьбу за эстетику машин. В качестве знака протеста (и, конечно же, рекламы) они разместили на гало логотип производителя одежды Gandys и выпустили совместную особую серию тапочек под названием Halo edition, пообещав направить всю прибыль от их продажи в фонд поддержки детей-сирот. Может, с новыми правилами «Ф-1» и не стала красивее, количество веселья уже выросло в разы.
Изменились правила в области двигателей
В прошлом сезоне команды имели право использовать по четыре двигателя на двадцать Гран-при. Теперь правила ужесточились: участникам чемпионата мира позволили потребить лишь три мотора и всего две батареи с кинетическими накопителями энергии MGU-K. Как минимум «Рено» и «Хонда» уже объявили о чрезмерной серьезности ограничений: конюшни, использующие продукцию французов и японцев, почти без сомнений столкнутся с необходимостью ставить дополнительные компоненты силовых установок и отбывать штрафы. Клиенты «Мерседеса» и «Феррари» теоретически могут вписаться в ограничения, но здесь все упирается в удачу и контроль за качеством поставленной техники. При неблагоприятном сценарии все команды на стартовой решетке рискуют начать хотя бы один Гран-при с солидным штрафом из-за перерасхода деталей.
В то же время ФИА, желая помочь клиентам догнать заводские коллективы, выпустила очередную «моторную» директиву. В соответствии с ней все производители двигателей обязаны поставлять партнерам и собственным командам одинаковую технику и программное обеспечение. Теперь частные конюшни будут получать все обновления одновременно с заводчанами— а значит, конкуренция теоретически должна значительно вырасти. Главным победителем решения Международной автомобильной федерации выглядит «Хаас»: судя по тестам, у американцев получилось добротное шасси, способное вместе с актуальным агрегатом от «Феррари» здорово побороться с «Рено» и «Маклареном».
Новая система штрафов
Ужесточение лимитов по компонентам силовых установок потенциально провоцировало нелепые наказания в 70-80 позиций на стартовой решетке чуть ли не на каждом Гран-при. К счастью, ФИА не допустила разгула маразма и поменяла кодекс штрафов — теперь каждый пилот не может откатиться дальше, чем на 15 мест. Если регламент предусматривает более суровую кару (или дополнительные позиции перешли из предыдущей сессии), то гонщик автоматически отправляется на последнее место стартовой решетки вне зависимости от количества штрафов у его коллег. Если же больше 15 позиций получат несколько участников чемпионата мира, то на последнем месте окажется тот, кто получил штраф позже остальных.
К примеру, если гонщика «А» первым наказывают за перерасход компонентов двигателя в виде потери 40 мест, а гонщик «Б» оштрафован вторым, но всего на 20 позиций (и остальные спортсмены в пелотоне избегут кары), то гонщик «А» на стартовой решетке окажется предпоследним, а гонщик «Б» – последним. Все и правда стало намного понятней и прозрачней.
Запрет сжигания масла и «обезьяньего седла»
В прошлом сезоне много споров вызвала тема использования «Мерседесом» и «Феррари» смазочных материалов для обогащения топлива и получения преимущества в «квалификационных» режимах моторов. Суть проблемы заключалась в почти нулевой возможности поймать читеров за руку: для определения направления потоков масла необходимо было контролировать внутренние процессы в двигателях в режиме онлайн, что технически невыполнимо. ФИА зашла с другой стороны, жестко ограничив потребление смазочных материалов до 0,6 литра на 100 км и запретив рекуперировать отработанные жидкости в дополнительные баки для повторного использования. Теперь каждый болид обязан выбрасывать прошедшее полный цикл масло на асфальт и в атмосферу — что и вызвало обширные облака дыма из боксов «Феррари» и «Заубера» во время тестов в Барселоне.
К слову, лимит на избавление от отработанных смазочных материалов на машину установлен в районе 1,8 кг за гонку — то есть весь пелотон портит окружающую среду трассы аж на 36 кг горячих жидкостей и масляных испарений. Не особо похоже на заботу об экологии.
Под еще один знаковый запрет ФИА попало так называемое «обезьянье седло»: небольшое выдувное крыло, расположенное над диффузором. Оно служило для контроля потоков горячих газов, повышения эффективности заднего антикрыла и увеличения прижимной силы.
Однако команды сразу же нашли пути обхода: например, «Рено» просто загнуло выхлопную трубу на пять градусов вверх (больше нельзя из-за ограничений регламента), направив часть раскаленного отработанного воздуха точно в кусок заднего антикрыла. На месте соприкосновения аэродинамического элемента и горячих газов смонтировали теплоотражающий экран, который даже не стали красить. Делегат ФИА Чарли Уайтинг не усмотрел нарушений прав в новой конструкции, дающей по его словам, совсем минимальное преимущество, да и другие коллективы пока не спешат его копировать. Они разрабатывают свои решения — например, гибрид т-крыла и «седла» от «Уильямса» и «Торо Россо».
Старые лица в новых альянсах
Легендарная итальянская марка и первый чемпион в истории «Формулы-1» «Альфа Ромео» вернулась в родные гонки — но пока что в роли спонсора «Заубера». Тем не менее, швейцарцы уже перекрасили ливрею в новые цвета и благодаря мощной финансовой помощи концерна полностью переработали свой болид, сократив отрыв от остальных команд пелотона. В будущем итальянцы не исключили серьезной заводской помощи своим партнерам из Хинвила — а значит, конкуренция в середине турнирной таблицы точно вырастет.
Ей поспособствует и соглашение между «Торо Россо» и «Хондой». Несмотря на ожидания, младшая команда концерна «Ред Булл» с японскими двигателями не вылетела и из числа претендентов на пятое место в Кубке конструкторов, ведь предсезонные тесты показали: проблемы с надежностью токийская техника оставила далеко позади. Хельмут Марко даже предсказал уравнивание мощности установок «Хонды» и «Рено» к концу сезона, так что опасность «Торо Россо» будет увеличиваться с каждым новым Гран-при.
С другой стороны, «Макларен» явно проиграл от перехода с японских на французские двигатели. Не в смысле производительности: Фернандо Алонсо продемонстрировал вполне приличный гоночный темп на моторах «Рено», да и при симуляции квалификации испанец уступил «Феррари» лишь полсекунды. Просто смена поставщика силовых установок обнажила природу всех проблем англичан, скрывавшихся, судя по всему, в организации работы команды и ее завышенных амбициях. Раньше малейшие неполадки моментально сваливались на «Хонду», но теперь бывший «козел отпущения» восстанавливает репутацию с «Торо Россо», а над по уши увязшем в неполадках «Макларене» насмехается весь интернет — и совершенно заслуженно.
Пожалуй, ребят из Уокинга больше нельзя причислять к топ-командам — они уже пять лет и близко не подбирались к победам, регулярно пробивая дно по всем параметрам, кроме пафоса и маркетинга. В данный момент «оранжевые» стали всего лишь более богатым вариантом «Уильямса», и потому вряд ли они вернутся в разборку гигантов в обозримом будущем.
Церемониальные перемены
Прошедшей зимой «Формула-1» оказалась в центре серьезных феминистичных споров и дискуссий, ведь высший менеджерский состав серии почти без подготовки объявил о добровольном отказе от дальнейшего сотрудничества с грид-герлз. Решение Чейза Кэри и Шона Братчеса не поняли даже большинство девушек, а гонщики и функционеры снова выступили с очередной порцией критики. Тем не менее, всем любителям красоток на стартовой решетке и подиумах придется смириться: теперь место девушек займут дети.
По сути, американские владельцы серии пошли по пути футбола и «Формулы Е» (электросерия не первый год использует молодежь для церемоний и парада пилотов), отказавшись от части уникальных традиций, родившихся еще в 60-х. Тем не менее, в нововведении нет ничего плохого, и фанатам просто нужно время, чтобы пообвыкнуть и забыть о ностальгии по «старым добрым временам».
Другим обновлением предстартовых церемоний, позаимствованных с футбола и американского рынка, стало свдиг времени начала Гран-при на 10 минут: в 2018 году новым ориентиром для зрителей станет время вроде 14:10. Новое расписание утвердили специально для хронически опаздывающих людей: раньше они, включая телевизор на пару минут позже, лишались возможно увидеть старт — часто самый зрелищный момент всего заезда. С решением о смещении начала Гран-при владельцы «Формулы-1» надеются удержать непунктуальных людей на своих трансляциях и тем самым расширить аудиторию — да и в целом перемену не назвать вредной. Кому-то она точно поможет.
Фото: Twitter/F1; Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Peter Fox, Clive Mason; globallookpress.com/imago sportfotodienst; pirelli.com; mclaren.com
Новые шрифты режут глаз - какое-то концептуальное и нагроможденное существо, которое, опять же, хрен знает за чем придумали.
+ ко всему негативные эмоции еще и от убогого Хало (ну да бог с ним, его бы и с Берни ввели бы). Убрали грид герлз! Это вообще нонсенс. Когда это автоспорт у нас стал бояться феминисток? Ладно бы это аудиторию бы прибавило, но, как мне кажется, среди феминисток мало фанатов Ф1.
Остается верить, что сезон вытащат пилоты, а руководители Ф1 не будут так активно следовать за сомнительным хайпом.