Лучший новогодний подарок для фаната «Формулы-1»
Болид «Формулы-1» для обычной дороги.
Встречайте, машина «Лола» F1R, созданная на базе гоночного болида «Лола» T97/30 1997 года. В ней есть все, что нужно для регистрации гражданского автомобиля: закреплены передние и задние фары, поворотники, стоп-сигналы — все как надо. Автомобиль получил номера Великобритании еще в 2009 году.
Единственный в мире
Современные машины «Формулы-1» не подходят для перемещения по обычным дорогам, и дело совсем не в том, что у них может нет нужного комплекта фар или подушки безопасности. К электрике можно добавить что угодно, да и уровень безопасности «Формулы-1» и без того запредельно высок. Основная проблема в другом.
Все упирается в дорожный просвет. Машина «Ф-1» максимально занижена — ради генерирования прижимной силы и выжимания наибольшей скорости в поворотах. Именно поэтому мы и видим красочные искры из-под днищ машин в тех местах, где техника встречает малейшие неровности трассы. Для гражданского авто такая ситуация абсолютно неприемлема, а переработка всего шасси обычно занимает много времени. Производители не мучаются годами с доводкой болида, а просто выстраивают новые модели вокруг существующих гоночных деталей — так, например, поступил «Мерседес» в своем новом Project One.
Как поступили в «Лоле»?
Компания начала разработку болида «Формулы-1» в конце 1996 года с целью дебютировать через два сезона, но главный спонсор в лице «Мастеркард» не хотел терять деньги и надавил на партнеров с целью ускорить подготовку к сезону-1997. В процессе создания машины в ход пошли технологии «Индикара», но протестировать технику в аэродинамической трубе и даже треке из-за ограниченного времени просто не успели. «Лола» впервые выехала на трассу сразу на Гран-при Австралии, и там, конечно же, оказалось, что машина жутко медленная и плохо управляемая. Болид проиграл обладателю поул-позиции 13 секунд, не вписался в правило 107 процентов и не прошел квалификацию. «Мастеркард» разорвал сотрудничество и второго шанса в «Формуле-1» «Лоле» не предоставилось.
Но, как выяснилось, история T97/30 на этом не закончилась. По злой иронии, конструкцию болида настолько плохо проработали, что дорожный просвет можно было поднять до минимально разрешенных на общественных дорогах 50 мм. Однако с ними авто не смогло бы преодолевать лежачих полицейских и задевала бы все неровности полотна, так что инженеры отправили «Лолу» на длительную перепланировку подвески и крепления антикрыльев, дабы еще увеличить клиренс. Спустя десяток лет доработок конструкторы достигли цели в 75 мм, что и позволило успешно зарегистрировать болид в качестве дорожной машины и получить номера. Провал обернулся победой.
Это почти болид «Формулы-1»
В процессе подготовки агрегата к продаже встал логичный вопрос — а где, собственно, владелец будет заправляться высокооктановым «формульным» топливом? Оно ведь не продается на обычных АЗС.
В результате инженеры сменили двигатель с австралийской квалификации (трехлитровый «Форд» мощностью 660 л.с.) на установку попроще — двухлитровый турбированный «Косуорт» с 370 «лошадьми». По словам руководителя проекта Расселла Энистона, снижение мощности компенсировано широкими возможностями форсирования по желанию покупателя. Коробку передач, естественно, тоже поставили новую — «Порше» G50.
Пусть днище, кожух двигателя, крепления антикрыльев и общий контур изменились, новоявленная «Лола» F1R все равно осталась близкой настоящему болиду «Формулы-1» (ну или хотя бы «Индикару»). У него все тот же карбоновый монокок из 1997 года, рычаги подвески и карбоновые тормоза, да и угол атаки передних и задних антикрыльев можно менять точь-в-точь как на настоящей гоночной машине.
Кстати, тесты в реальном трафике собрали исключительно положительные отзывы.
Сколько стоит это чудо?
100 тысяч евро, продается лондонской компанией Bonham’s. Цена включает в себя контакты бывших гоночных механиков «Лолы», помощь в поддержке и несколько важных запчастей. Пробег насчитывает всего 40 километров, и авто раз в месяц прогревают для поддержания рабочего состояния.
По сравнению с тем, сколько просят за старые болиды, которые фактически являются недвижимым имуществом, стоит «Лола» недорого.
Фото: bonhams.com; Gettyimages.ru/Mark Sandten/Bongarts