7 мин.

Квебекский вопрос

d

«Он невероятно быстрый и талантливый. Нам удалось встретиться всего несколько раз в прошлом году и, откровенно говоря, я был потрясен его потенциалом». Попадание в болид Уильямса молодого канадского пилота Лэнса Стролла Жак Вильнев принял более чем положительно. Стоит отметить, что эти слова были сказаны еще до старта сезона 2017 года.

С тех пор утекло много воды, да и сезон еще официально не закончен, на носу еще Гран-при Абу-Даби. Казалось, тяжело дать однозначную оценку выступлениям Стролла, так как были серьезные провалы на фоне своего более именитого и опытного напарника Фелипе Массы, с другой стороны – можно вспомнить и о подиуме в Баку. Но у чемпиона Формулы-1 1997 года есть свое мнение по поводу соотечественника, и оно кардинально разнится с вышеупомянутыми словами.

Критика Вильнева не может быть двусмысленной, вот только несет она в себе личный или профессиональный характер? А главное, оправданна ли она, и выступления Стролла действительно настолько правильны?

«Один из худших новичков»

d

Свои первые очки Стролл смог взять лишь в седьмом этапе на родине в Монреале, что и вызвало первый взрыв недовольства Вильнева: «Не стоит так радоваться. Результаты говорят сами за себя. Он один из худших новичков Ф-1». Существует множество способов, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, но самым объективным будет выступление Лэнса в квалификациях на фоне своего партнера. За первые семь гонок канадец уступал Массе в среднем около 0,9 секунды по темпу в разрезе всех сегментов квалификации. Это не могло не сказаться и на средней позиции на стартовой решетке, у бразильца она была в районе 8 места, тогда как канадец преимущественно располагался в хвосте пелотона, лишь в районе 15 места.

И разве с этого можно сделать вывод, что он худший новичок за все время? Позвольте, даже не худший по меркам нынешнего сезона: Джолион Палмер за тот же период уступал 1,1 секунду Нико Хюлькенбергу, правда, если не брать в счет Гран-при Австралии, где у британца были технические проблемы, эта отметка опускается к 0,85 секунды. В отличии от Стролла, Палмер не смог удержаться в своем болиде даже до конца чемпионата.

Другим мерилом являются финиши в гонках. Да, неоспоримым остается факт четырех сходов, но лишь однажды он сошел из-за гоночного столкновения (Гран-при Китая), в остальном в дело вмешивалась ненадежность техники. В двух оставшихся гонках, в которых канадец увидел клетчатый флаг, уступил Массе, но не значительно - 11 секунд в Испании и 18 в России. Это доказывает, что его гоночный темп достаточно хорош, и плохие результаты в квалификациях лишь временная сложность. Оценка «худшего из новичков» на фоне этого кажется натянутой.

«Многие сошли с дистанции»

d

Даже первые очки Стролла на домашней трассе не вселили оптимизм Вильневу: «Ведь он не был быстрым в Монреале. Машины, ехавшие перед ним, сломались, тогда как он спокойно ехал в одиночку. Без борьбы и перед чистым треком».

Начало канадского уик-энда не предвещало Строллу ничего хорошего: он вылетел в первом сегменте, уступив Массе 0,7 секунды (бразилец, к слову, смог пробиться в третий сегмент квалификации). В гонке же после своего единственного пит-стопа Лэнс был достаточно быстрым, чтобы опередить Зауберы, Рено Палмера, Хаас Грожана и Макларен Алонсо. Очевидно, что двигатель Мерседес давал громадное преимущество на длинных прямых над силовыми установками Хонды и прошлогодними двигателями Феррари, но даже в таком случае нельзя говорить, что он не совершал обгонов.

Без везения не обошлось – авария на первом круге, из-за которой выбыли Карлос Сайнс и Масса, а также сходы Ферстаппена и Квята. Без этих сходов нам не пришлось бы говорить о первых очках канадца, но история не терпит сослагательного падежа. Существует много примеров массовых завалов, когда явные андердоги чудом оказываются в очках, а то и на подиуме, и этот случай не один из них.

«Единственный пилот, которого готовили»

d

Даже подиум в Баку был принят в штыки со стороны Вильнева. Жак объяснил это достижение своего протеже материальным положением его отца: «Да, он преуспел, вот только он единственный пилот, которого целенаправленно готовили к Формуле-1».  В части тестов Вильнев прав, Уильямс проводил дополнительные тесты с канадцем на машине 2014-го года, когда Фелипе Масса объяснял все тонкости управления болидом Ф-1. И такой вид подготовки действительно доступен только пилотам с отцами-миллиардерами.

Нет сомнений в том, что для столь юных и неопытных гонщиков такой опыт бесценен. У Вильнева может быть свое виденье, но факт остается фактом – Стролл смог купить преимущество, недоступное для многих других талантливых пилотов. Но это не его вина, а вина Формулы-1 в целом.

«Нельзя смотреть только на очки»

За одну гонку до финиша Лэнс имеет в своем активе 40 очков, всего на 2 меньше чем у его опытного партнера. Почему же тогда Вильнев так сгущает краски? Жак и здесь вставил свои пять копеек: «Нельзя просто смотреть на очки. Определяющим моментов является темп, а в этом плане мы не видели улучшения».

d

Проще говоря, если с очками действительно наблюдается улучшение ситуации, то в темпе прогресс отсутствует. За все прошедшие этапы по чистому темпу Масса уступил Строллу лишь дважды (в Канада 0,045 и Италии 1,219), в остальных всех гонках бразилец был на голову выше (например, в Австралия привез 2,044, а в Остине - 1,265). На фоне сравнения темпов двух партнеров по команде, видно четкую тенденцию - Лэнс лучше выступает на трассах, которые ему знакомы. Так, Монца знакома по итальянской Ф-4 и Формуле-3 (опередил Массу), Ред Булл Ринг по Ф-3 (уступил всего 0,074), а Сепанг знаком по тем же тестам с Массой (отстал на 0,273).

Отдельно стоит остановиться на Гран-при Баку, на данный момент лучшем Гран-при сезона для коллектива из Гроува. Именно эта гонка сделала Стролла самым молодым пилотом, поднявшимся на подиум и во многом она объясняет минимальную разницу в очках между пилотами Уильямс. Именно в той гонке Массу настигли технические проблемы, которые стоили ему если не победы, то точно подиума.

«Строллу нужен более медленный партнер»

Место второго пилота Уильямс все еще вакантно. Кубица, Квят, Ди Реста, Верляйн – каждый из них в разной степени претендует на место второго пилота. «Как Стролл может прибавить? Ему нужен медленный напарник, чтоб самому стать быстрее», - саркастические слова того же Вильнева. Поражает очень зрелое поведение самого Стролла, он длительный промежуток чемпионата выступал под громадным давлением (не в последнюю очередь благодаря тому же Вильневу), но вышел из этой ситуации с высоко поднятой головой.

в

А на слова своего именитого соотечественника отреагировал следующим образом: «Меня не волнуют слова Жака. Вильнев никак не подбадривал в прошлом году, когда я выиграл титул в Формуле-3. Он всегда ищет негатив. Я предпочитаю концентрироваться на своих делах». Невозможно спорить с таким утверждением.

Не известно, какие мотивы преследовал Жак Вильнев – возможно критикой он хотел пробудить задатки лидера, а может просто решил нажиться на славе своего соотечественника, бросая пафосные комментарии для заголовков. Думаю, истина, как всегда, где-то посредине. Лэнсу не стоит реагировать ни на слова Вильнева, ни на личность своего нового напарника. Главное усердно работать, чтоб продемонстрировать всему миру, что хоть он попал в Ф-1 благодаря средствам своего отца, но задержится там только благодаря своему таланту. А там гляди и на достижение Вильнева позариться!

А этот сезон спишем на неопытность, на то он и первый блин, который всегда комом.