Гонщики, от которых ждали больших побед. Что с ними стало?
Они так и не дошли до «Формулы-1».
Во многих видах спорта переход из молодежки во взрослый дивизион сложен и драматичен, но в гонках он проявляется острее. В РФПЛ каждую неделю выходят пинать мячик под двести человек, поэтому оказаться одним из них не так сложно. А вот мимо «Формулы-1» можно пролететь, даже если ты лучший в своем возрасте. Здесь всего 22 места, многие из которых застолблены за чемпионами и просто сильными пилотами. А в розыгрыше оставшихся шансы во многом зависят от финансовых и маркетинговых перспектив, что отправляет юных талантов в другие чемпионаты или на раннюю пенсию.
Михаил Алешин
В конце нулевых в гонках с открытыми колесами появилось несколько сильных русских пилотов, и Алешин считался одним из лучших. Михаил был на слуху даже чаще, чем Виталий Петров, особенно после попадания в молодежную программу «Ред Булл». В Мировой серии «Рено» москвич соревновался с Себастьяном Феттелем, боролся с серьезными соперниками и на третий год выступлений попал в топ-5, но затем отправился в только что созданную «Формулу-2». Состав новой серии все сочли довольно слабым, и после третьего места в чемпионате Гельмут Марко решил, что Алешин – не чемпионский материал.
Шансы на попадание в «Формулу-1» исчезли после дебюта Петрова. Смысла продвигать второго русского гонщика не было, несмотря на то, что Михаил взял титул в Мировой серии «Рено», где обыграл нынешнего гонщика «Ред Булл» Риккардо. Это, конечно, не значит, что москвич был перспективнее австралийца. Просто Даниэль проводил в серии первый сезон, а Алешин там уже был ветераном.
После этого триумфа карьера Михаила на несколько лет застопорилась, но в 2014-м он стал первым русским в «Индикаре». И хотя Америку Алешин не порвал, но закрепился в составе серии и даже завоевал два подиума.
Нынешний сезон в «Индикаре» Алешин не завершил из-за финансовых проблем, и теперь почти наверняка сосредоточится в гонках на выносливость с командой «СМП Рейсинг».
Робин Фряйнс
Голландец – главный гоночный нонконформист века. Он легко раскидывал соперников по молодежным сериям и взял несколько титулов с первой попытки. Вершиной карьеры Фряйнса стала победа в Мировой серии «Рено» в 2012 году, в которой он оставил позади Кевина Магнуссена и Жюля Бьянки. Борьба с последним шла до финальной гонки, и голландец выбил оппонента, поскольку был впереди в турнирной таблице. Конечно, француз был недоволен, но судьи не стали дисквалифицировать Фряйнса.
Подвела его, однако, бескомпромиссность не на трассе, а при подписании контрактов. Фряйнс ненавидел систему рента-драйверства и не признавал гоночные академии. Поэтому когда в GP2 у него дела не пошли, Робина быстро выкинули на свалку истории.
Да, голландец смог пробиться в «Формулу-Е», но за два сезона взял лишь один подиум – хотя все, кто с ним работал, отмечали его фантастическую чистую скорость. Совсем недавно от гонщика отказались и в электросерии, после чего Робин предсказуемо обвинил в увольнении несправедливый гоночный мир.
Если Фряйнс хочет вернуться в одну из престижных гоночных серий, придется найти способ научиться работать с большими корпорациями.
Сэм Берд
Англичанин раскрылся позже, чем кто бы то ни было в этом списке. Его первое значимое достижение – подиум на Гран-при Макао в 22 года. Зато в Мировой серии «Рено» и GP2 Берд поехал сходу.
Поскольку шансов попасть в «Формулу-1» к тому моменту было уже немного – хотя формально он числился тест-пилотом «Мерседеса», – Сэм отправился в гонки на выносливость, а позднее три сезона совмещал их с «Формулой-Е» и добился приличных результатов: в WEC он стал чемпионом в классе LMP2 вместе с Романом Русиновым, а в «Формуле-Е» в каждом сезоне одерживал хотя бы одну победу.
Забавный факт: Берд – один из самых успешных гонщиков в истории российских команд. В гонках на выносливость он ездил в чемпионском экипаже G-Drive, а в GP2 принес победу команде «Русское время», хотя и уступил в личном зачете Фабио Ляймеру.
Антониу Феликс да Кошта
Этот парень чудом разминулся с «Формулой-1». В 2013 году Марк Уэббер проводил последний сезон, Даниэль Риккардо готовился к повышению, поэтому одно место в «Торо Россо» освобождалось. И да Кошта был не просто главным кандидатом на него, а практически единственным. «Ред Булл» подводил его к «Формуле-1» по привычной схеме, выбирая в качестве последней ступени Мировую серию «Рено» вместо более дорогой GP2. От португальца ждали победы, и он действительно впечатлил на старте сезона, но позже из-за технических поломок и собственных ошибок все-таки уступил Кевину Магнуссену и Стоффелю Вандорну.
Результат казался неплохим, но не для куратора молодежной программы «быков» Гельмута Марко. Этажом ниже, в GP3, у австрийца были Даниил Квят и Карлос Сайнс. Россиянин взял титул, впечатлил босса гораздо сильнее и сразу отправился в «Формулу-1», минуя промежуточную ступень. А да Кошта упустил единственный шанс.
С португальцем поступили мягче, чем со многими предшественниками, и он продолжил рекламировать энергетики на машинах «БМВ» в ДТМ, однако в «кузовах» у Антониу не сложилось: он выиграл всего одну гонку.
Еще до расставания с «БМВ» да Кошта начал ездить в «Формуле-Е», поскольку эти два чемпионата практически не пересекаются по времени, но и там у португальца получилось плохо: на фоне других бывших гонщиков молодежной программы «Ред Булл» он смотрится слабо и тем самым подтверждает, что когда-то его не взяли в «Торо Россо» справедливо.
Сергей Афанасьев
Этот парень не столь известен, как Петров, Квят, Алешин или Сироткин, но не менее талантлив. Лучшим достижением «Афони» в молодежках стало третье место в «Формуле-2» в 2010 году, но «Формула-2» того времени была нелепым, мертворожденным проектом, который не мог конкурировать с GP2 и Мировой серией «Рено». Чемпионат не смог воспитать ни одного гонщика «Формулы-1», кроме Джолиона Палмера, который этим скорее обязан отцу, чем таланту.
Тем не менее, Сергей – один из самых быстрых российских гонщиков, и его есть смысл выделять среди десятков соотечественников, участвующих в разных сериях. Свое мастерство москвич доказал в ФИА ГТ, где стал чемпионом в классе Pro-Am, после чего продолжил ездить в других туринговых сериях.
Давиде Вальсекки
Итальянца мало кто назовет главным вундеркиндом поколения. Да, он выиграл GP2, но лишь на пятый год выступлений. В молодежках это считается очень важным фактором. Надо показывать результат быстро, только тогда ты считаешься достойным повышения в классе. Над «дедушками», которые обыгрывают юнцов, все лишь смеются.
Тем не менее, Вальсекки не хватило совсем чуть-чуть, чтобы проехать по крайней мере пару Гран-при в «Формуле-1». Он был тест-пилотом «Лотуса», когда у лидера команды Кими Райкконена обострилась травма спины. Но Эрик Булье предпочел нанять Хейкки Ковалайнена. Учитывая, что финн провалился и никак не помог в командном зачете, попробовать Вальсекки было бы не лишним.
Свое призвание Давиде нашел после завершения гоночной карьеры в работе на итальянском Sky Sports. Трудно сказать, круто звучат его репортажи или странно, но сочетание итальянского акцента, бурного темперамента и отсутствия стеснения перед гонщиками выглядит как минимум необычно.
Гэри Паффетт
В автогонках трудно долго оставаться подающим надежды. Либо ты показываешь результат, либо про тебя забывают. Паффетт – уникальный пример человека, которого очень долго ждали в «Формуле-1», но он так и не дебютировал. Вместо этого он 15 лет провел в ДТМ. Лучший шанс дотянуться до вершины автоспорта был в 2005-2006 годах: Паффетт стал чемпионом туринговой серии, сосредоточился на тестах за «Макларен» и надеялся получить место боевого пилота, но в GP2 в это время выстрелил Льюис Хэмилтон, и для руководителя команды «Ф-1» Рона Денниса выбор стал очевиден.
В дальнейшем Гэри пытался найти место в другой команде, поработал с «Форс-Индией» и «Уильямсом», но не смог сделать того, что получилось позднее у Пола ди Ресты и Паскаля Верляйна – перейти в «Формулу-1» после победы в ДТМ.
Алекс Линн
GP3 – удивительно продуктивный чемпионат. Из семи чемпионов серии четверо позднее оказались в «Формуле-1», и скоро в этом списке наверняка появится еще один – Шарль Леклер. Линн, однако, из тех, кому титул в этой серии не слишком помог в развитии карьеры.
Во многом виноваты карьерные решения англичанина. Одно время он был участником молодежной команды «Ред Булл» и явно считался претендентом на замену Квята и Сайнса вместе с Пьером Гасли. Но Алексу место тест-пилота в «Уильямсе» показалось перспективнее, и он вышел из программы «быков».
Ничего хорошего это не принесло. В британской команде все равно не было для него места, да и гоночный прогресс Линна остановился. Во второй сезон в GP2 он показал практически такие же результаты, как и в первый, а это всегда плохой симптом в молодежках.
Поэтому англичанину пришлось расстаться с мечтой о «Формуле-1» и перейти в гонки на выносливость. Вместе с G-Drive Racing Линн уже выиграл «6 часов Спа», но наверняка какие-то сожаления о нереализованном потенциале у него остались.
Роберт Уикенс
Североамериканцам всегда приходится непросто в европейских гонках, поэтому Уикенс довольно рано перебрался через Атлантику с помощью программы «Ред Булл», которая сотрудничала чуть ли не с половиной самых перспективных гонщиков десятилетия.
Проблема в том, что даже в Европе опыт канадца был несколько нетипичным. Любопытная, но бесполезная для продвижения A1 Grand Prix, болото «Формулы-2». После этого было два очень мощных сезона в GP3 и Мировой серии «Рено», но все, чего Уикенс смог добиться – это место тест-пилота «Маруси».
В 2012 году Роберт дебютировал в ДТМ, и остался там надолго. Канадец не оказался на первых ролях, но все-таки выглядит заметной фигурой и вполне может быть доволен тем, как сложилась карьера.
Раффаэле Марчелло
Редкий пилот к 22 годам оказывается «сбитым летчиком», но итальянцу это удалось. Он очень рано попал в гоночную академию «Феррари» и был там самым перспективным, не считая Жюля Бьянки, и в 18 лет выиграл европейскую «Формулу-3» – чемпионат, в котором следующий год после его титула сражались Окон и Ферстаппен.
Но в GP2 Раффаэле сдулся. За три года его результаты остались на среднем уровне, поэтому в «Феррари» быстро нашли других фаворитов вроде Антонио Джовинацци и Шарля Леклера. Последний год Марчелло провел в серии «Бланпен», бывшей ФИА ГТ. Не самый плохой чемпионат, но это даже не «Формула-Е». Для одного из главных талантов последних лет такое продолжение карьеры равносильно позору.
Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов; globallookpress.com/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Steven Tee/LAT Images, Mark Thompson; racetime.ru; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com, Gruppe C GmbH, James Gasperotti, Gruppe C/Hoch Zwei, Panoramic/ZUMAPRESS.com
Боюсь что через пару-тройку лет первую категорию пополнит и Сироткин. Как и Олли Роулэнд. Так же еще отметил бы неплохого пилота Джеймса Каладо, который довольно быстро оставил попытки попасть в Ф-1
Сэм Берд? Парень-то в ГП2 только на третий или четвертый сезон поехал более-менее. Такие ребята в Ф-1 могут рассчитывать только на карьеру а-ля Петров-Мальдонадо-Палмер. Т.е. при определенных раскладах даже победу зацепить, но чаще лишь помучиться пару сезонов.
Фряйнс - это вообще прикол.
2010 - Ф-БМВ - чемпион. Объехал Сайнса и Квята.
2011 - Ф-Рено 2.0. - опять чемпион. Объехал Сайнса, Квята и Вандорна.
2012 - МСР - чемпион с первой же попытки. Позади Бьянки, Магнуссен, Росси.
И не получить при этом контракта в Ф-1? До сих пор не понимаю как так. При том, что в 2013-м году места в Ф-1 получили Гутьеррес, Бьянки, Чилтон, ГВДГ и Сутиль с ди Рестой.
Восторг насчет Каладо не понял. По мне это такой Марчелло.
-----
однозначно круто! в последней гонке его заменял ван дер Гарде - это была тоска смертная.
Каладо я не восторгался, но отмечал, что новый пилот сходу стал бороться за высокие места в ГП-2, и на второй сезон назывался претендентом на титул, но с 1 же этапа были проблемы, как помню в Малайзии в начале 2 сектора столкновение и сход, и дальше сезон тоже пошел так-сяк. Но машина была неплохая - АРТ тогда был одной из ведущих команд, разве что ДАМС был сильнее. Но не сравнить с тем что сейчас ПРЕМА творит.
Ну а по Фряйнсу лет через 10 напишут не одну статью в духе "главный талант поколения, не попавший в ф-1 и вылетевший откуда только можно". В ГП-2 как раз у него пошло, 2 же уик-энд победа и подиум с реверс. решетки, но он не хотел платить за место пилота в ГП-2, и ездил лишь по возможности, когда в Хильмере было свободное место. А сейчас его из Андретти попросили, так как он за Ауди едет в Бланпене, а Андретти будет с БМВ сотрудничать. Да и всеми отмечается его непримиримость к оплате собственных выступлений, он не хочет ни спонсоров искать, ни тем более платить самому. Да и читал где-то что он обратную связь слабую дает, и не помогает особо в настройке болида
Как и его соперник по GP3 Абт, который тоже был неплох (да и сейчас в F-E).
Ляймера уже называли: он хоть и переросток, но был хорош в чемпионский сезон GP2, и на тестах Ф-1.
Ещё из ранних времён GP2 мне запомнились Александ Према, который дальше тестов в Спайкере не ушёл, и Адам Кэрролл.
Это если из нулевых, а уж сколько в конце 90-х - начале 00-х пролетело из наплыва рента-драйверов: Бруно Жункейра, братья Сперафико, Уилл Пауэр, Джейсон Уотт, который был уже одной ногой в Эрроузе, но потом случилось падение с мотоцикла.
Хотел бы - спонсоры бы в очередь выстраивались. Гонщик то хороший. Но никак не поймёт, что никак без поддержки концерна либо спонсоров не попасть в ф1
Сейчас в Ф-1 есть два пути: или ты платишь за место, или за тебя платит концерн. Все гонщики ТР начиная с 2009-ого, Бьянки, Перес (отчасти) и сейчас Леклер с Джови по линии фур, Вандорн и Магнуссен по линии Макларена, Ди Реста и отчасти Боттас по протекции Мерседеса. За последние 7 лет вообще не припомню чтобы был талантливый гонщик, выигравший что-то в молодежках и подписавшийся без помощи топов и без денег в какой-нибудь Заубер.
Абт в ГП-2 не показал вообще ничего за 2 сезона. Затем его примеру последовал другой немецкий пилот Марвин Кирхгофер, оба были быстры в ГП-3 за АРТ, а вот в ГП-2 провалились. И оба довольно быстро покинули серию