10 мин.

10 лет в «Формуле-1» и 200 Гран-при в карьере. Льюис Хэмилтон против Айртона Сенны

Льюис Хэмилтон носился с желтым шлемом прямо как ребенок. Семья Айртона Сенны решила подарить пилоту «Мерседеса» шлем бразильца в честь 65-го поула в карьере. Именно столько поулов завоевал Сенна.

Льюис признался: «Меня начало трясти, когда мне вручили шлем Айртона». Вручение шлема происходило на Автодроме имени Жиля Вильнёва. «Сравняться с ним по числу поулов и получить этот шлем – великая честь!».

Перед Гран-при Канады презентовали набор марок, посвященных 50-летию в «Формуле-1». Льюис был удостоен чести быть изображенным на них вместе с Сенной, Жилем Вильневым, Михаэлем Шумахером и Джеки Стюартом. Льюис часто говорит о чести, которую он испытывает, вспоминая легенд «Формулы-1».

Уже на следующем этапе в Баку британец завоевал 66-й поул в карьере. До абсолютного рекорда Шумахера оставалось два поула. Его 56 побед позволили ему выйти на вторую строчку по этому показателю за всю историю «Формулы-1». На третье место перешел Ален Прост. Хэмилтон имеет все шансы побить рекорд Шумахера – 91 победа.

Льюис, как и Сенна, трехкратный чемпион мира, но уже в конце сезона может стать четырёхкратным. Хэмилтон считает своим кумиром именно Сенну. Бразилец является прекрасным пилотом для того, чтобы его сравнить с британцем. Так чего смог Хэмилтон добиться за 10 лет в «Формуле-1»?

Скорость

Все поулы Сенны выглядят невероятно. Некоторые из них вошли в историю, как понятие самой скорости и таланта. На ровне со знаменитым Гран-при Монако 1988 года, где Сенна в квалификации оказался быстрее на 1.4 секунды своего напарника Алена Проста. В Японии в 1989 году он взял поул, опередив Проста на 1.73 секунды. Все это время француз выступал в той же самой команде, что и Сенна. Таких примеров можно привести десятки.

На Гран-при Испании в Хересе в 1990 году во время квалификации Мартин Доннелли попал в тяжелую аварию, когда его автомобиль на высокой скорости врезался в заградительный барьер и разломился пополам. Кабина оказалась полностью разрушена, Доннелли был выброшен из машины вместе с сиденьем и получил множественные переломы. Но это не остановило Сенну, который завоевал поул. Все его три последних поула в своей жизни за рулем болида «Уильямс» по мастерству сложно перебить. Ведь машина была не очень хороша.

Поулы Хэмилтона не вызывают такого уважения, но как минимум их еще один разок можно вспомнить. В 2007 году на Гран-при Канады он оказался быстрее напарника по команде Фернандо Алонсо на четыре десятых секунды. В Китае в том же году он оказался быстрее Алонсо на шесть десятых. После этого испанец хлопнул дверь и покинул команду по окончанию сезона. Фернандо верил в заговор против себя, потому что считал себя лучшим в «Формуле-1» на тот момент.

Как насчет Гран-при Кореи в 2011 году? После расставания с Николь Шерзингер Хэмилтон опередил лидера чемпионата Себастьяна Феттеля на две десятых секунды. В последних девяти гонках того сезона Феттель уступил лишь один раз в квалификации. На Гран-при Китая в 2014 году Хэмилтон более, чем на секунду опередил своего напарника Нико Росберга. В том же сезоне в Монце он в пух и прах уничтожил Росберга.

Очень немногим в современной «Формуле-1» удалось поработать с Сенной и Хэмилтном. Такой опыт есть у технического директора команды «Уильямс» Падди Лоу. Тот утверждает, что Хэмилтон «несомненно» обладает скоростью Сенны. «Эти великие гонщики способны проехать невероятный круг», - говорит Лоу. «Они не могу делать этого каждую субботу, но время от времени они совершают что-то необыкновенное». Льюис безусловно делает это в стиле Айртона.

Оценки

Хэмилтон 5/5

Сенна 5/5

Стабильность

Сенна был вынужден доказывать свою скорость всю жизнь. Именно это привело к его спорным моментам в карьере.

Сенна был так быстр в квалификациях, что в итоге Просту пришлось смириться с его превосходством. Хотя бы во времена выступлений в «Макларене». Все свое внимание француз переключил на подготовку машины к гонке.

Благодаря стабильности бразилец мог оставаться в игре. Например, в 1991 году Сенна выиграл четыре первых гонки сезона, а ведь его главным соперником стал Найджел Мэнселл за рулем лучшей машины в пелетоне. Британец за рулем «Уильямс» после этого выиграл пять гонок, а бразилец лишь три, но чемпионом стал именно Айртон. Один сход против пяти.

Хэмилтон, как и Сенна, считается себя одним из лучших пилотов. Британец может выжать из себя максимум намного чаще, чем большинство его соперников. Но Льюис часто ошибается. В этом году он провалил гонки в России и Монако. В прошлом году уступил в Баку и Сингапуре. Эти провалы происходят по разным причинам.

Оценки

Хэмилтон 4/5

Сенна 5/5

Помощь в развитии машины

В 80-е инженеры не обладали техникой и огромными объемами данных. Это сейчас есть компьютеры, позволяющие творить чудеса. Пилоту приходилось проезжать круги, а затем общаться с инженерами. Гонщики должны были сами что-то соображать. Несомненно, таким талантом обладали Сенна и Прост.

Одна история из жизни Сенны взорвет вам мозг. В одной из гонок он почувствовал, что с двигателем творится что-то неладное. В «Макларене» никаких проблем не нашли, а двигатель все-такие заменили. Они ведь знали, что Айртон понимает, о чем говорит. Затем этот двигатель разобрали и обнаружили поломку коленчатого вала. В итоге бразилец мог сойти в гонке. Сенна смог это почувствовать.

Почему же мы не слышим подобных историй о Хэмилтоне? Все просто. Их нет. «Люди часто говорят о пилотах и их вкладе в развитие машины», - говорит Лоу. – «Я думаю иначе. Для меня есть пилот, который выходит на трассу и может выжать из машины весь максимум. Его опыт – это лучшее, что вы можете получить. Вам не нужно, чтобы он был инженером. Он не инженер. Он пилот. Я просто время от времени хочу получать от него информацию, чтобы помочь ему прибавить. Льюис отлично с этим справляется. Айртон тоже».

Но Лоу начинал работать в «Формуле-1» в конце 80-х, а сейчас в 21-м веке широко применяется компьютерное моделирование. Отсюда и такое мнение. Иногда Хэмилтон не может правильно подобрать настройки. Так было в Сингапуре в прошлом году и в России в этом году.

Но Льюис отлично справляется со своей работой и помогает инженерам в подготовке машины к гонке.

Оценки

Хэмилтон 3/5

Сенна 5/5

Стиль пилотирования

Сенна и Хэмилтон обладают навыком, позволяющим им выходить из любых ситуаций на коне. Вспомните прорыв Сенны с 14-го места на Гран-при Японии 1988 года на первое, а прорыв Хэмилтона с конца стартовой решетки на Гран-при Венгрии 2014 года до подиума.

Были гонки, где им для победы приходилось обгонять пилотов. В этом году в Испании произошло сражение между Хэмилтоном и Феттелем. В дождевом Гран-при Бельгии 1985 года Сенна на сликах прошел Манселла в повороте «О Руж».

На заключительных кругах Гран-при Испании 1986 года Сенна смог пройти Манселла в борьбе за победу. На Гран-при Бахрейна 2014 года произошла зрелищная дуэль Хэмилтона с Росбергом.

Подумайте об их пилотаже в дождь. Сенна в Эшториле '85 и Донингтоне '93 продемонстрировал невероятный стиль пилотирования. Победы Хэмилтона в Сильверстоуне в 2008 году, Японии в 2007 году и Бразилии в 2016 году выглядят ничуть не хуже.

Оценки

Хэмилтон 5/5

Сенна 5/5

Этичность

Трагическая смерть Сенны привела к тому, что люди стали забывать все плохое, а стали говорить только о хорошем. Бразилец провел очень спорную карьеру. С самых первых гонок его манера пилотирования вызвала гнев у более опытных пилотов. Часто он блокировал пилотов на быстром круге в квалификациях.

Айртон был очень агрессивен и часто выводил из себя своих соперников. Самым грязным моментом в его карьере является Гран-при Японии 1990 года. Глава «Макларен» пытался убедить официальных лиц, что первую стартовую позицию необходимо перенести с правой стороны трассы на левую, где находится гоночная траектория. Иначе, уверял британец, стартовать вторым с чистого асфальта намного предпочтительней, чем первым с грязного – год назад это четко продемонстрировал тот же Ален Прост. Все закончилось тем, что Сенна вынес в первом повороте Проста.

Лоу: «Что касается характеров, то это совершенно разные люди. Многие критикуют Хэмилтона, но на самом деле он джентльмен и достаточно справедливый пилот. Британец жесткий, но при этом справедливый. Что касается Айртона, то он другой».

«Мне часто приходилось сражаться с Сенной, ведь он выступал в составе Уильямс – нам было трудно одолеть бразильского гонщика. В 1992-м году нам удалось победить Сенну, но в предыдущие годы мы думали, что мы никогда не сможем сделать это. Сенна был беспощадным пилотом. Он часто запугивал своих соперников, хотя в прошлом многие пилоты делали это. В те годы не штрафовали за блокировку другого гонщика в квалификационных заездах. Пилоту нужно было запугать и пройти испытание – тогда на трассе все так действовали. Однако сейчас Формула-1 стала другой».

Сенна стал первооткрывателем сомнительной тактики, которую в начале своей карьере использовал Михаэль Шумахер. Многие же пилоты пытаются избегать подобной практики.

Хэмилтон жесток. Сколько раз он выдавливал Росберга с трассы в первом повороте. Он не любит проигрывать. Но он скорее будет сражаться честно. Без обмана. Он хочет кого-то выбить с трассы? В это трудно поверить.

Оценки

Хэмилтон 5/5

Сенна 2/5

Харизма

Сенна был притягательным пилотом. На пресс-конференциях он говорил о смерти, уязвимости, стойкости, значении гонок и жизни. Такие речи действительно впечатляли. Все журналисты слушали его с замиранием сердца. Вы могли послушать тишину. Он говорил красноречиво и убедительно.

Льюис часто дает понять о том, что вера имеет большое значение в его жизни, но не такое, как у Сенны. Сенна занимался благотворительностью и тратил свои деньги на то, чтобы помочь больным детям в Бразилии.

Хэмилтон также занимается благотворительностью без камер. Да он самый знаменитый гонщик на планете прямо сейчас. Любит потусить с кинозвездами и музыкантами. Но в этом нет ничего героического. Сенна воспитывался хорошим манерам. Жил в роскоши и богатстве.

Хэмилтон стремится стать знаменитым в отличии от Сенны, который вел более простой образ жизни.

Они очень разные люди. Схожи они только в одном. Они оба очень хороших пилота.

Оценки

Хэмилтон 3/5

Сенна 5/5

Простые подсчеты приводят к еще одной победе Айртона Сенны.

Айртон Сенна – 27 баллов

Льюис Хэмилтон – 25 баллов