Зачем Сайнс конфликтует с «Ред Булл»
Испанец устал от «Торо Россо».
Самая горячая история первых дней гоночного уик-энда «Формулы-1» в Австрии – словесный пинг-понг между Карлосом Сайнсом-младшим и руководством «Ред Булл».
После прозрачного намека гонщика о нежелании выступать в «Торо Россо» еще один сезон журналисты бросились за гневными комментариями Кристиана Хорнера, Гельмута Марко и Франца Тоста, а затем – снова к Карлосу, чтобы понаблюдать уже за его выражением лица и ходом мыслей.
Главные фантазеры в паддоке, испанские журналисты, тут же предположили, что таким образом семья Сайнсов принялась давить на боссов «быков» с целью поскорее выбить контракт на 2018 год – мол, поскольку Макс Ферстаппен подписал секретное (предварительное) соглашение с «Феррари», необходимо как можно быстрее решить трансферный вопрос.
Однако в подобных рассуждениях издания Marca не хватает главного – логики: какой смысл для Карлоса-старшего и Карлоса-младшего прессовать Гельмута Марко? Разве кто-то в этом мире не знает, что все участники молодежной программы «Ред Булл» (в том числе и пилоты «Торо Россо») жаждут добраться до вершины этой самой программы – оказаться в конюшне «Ред Булл»? Разве Сайнсу нужно напоминать боссам о себе? Разве кроме него есть кто-то, кого всерьез считают главным резервом топовой команды «тауриновых»?
Нет, все наоборот – если бы Сайнсы знали о предполагаемом контракте Ферстаппена с «Феррари», то сидели бы тихо и ждали телефонного звонка доктора Марко, ведь совсем недавно и он, и Хорнер, и Тост открыто признавали, что в случае возможного ухода одного из гонщиков главной команды они сразу же обратятся именно к Карлосу (а не к Квяту, Гасли или кому-либо еще).
Тогда что это было?
Если выстроить хронологию событий, то легко заметить, что высказывание Карлоса-младшего появилось после того, как руководители «Ред Булл» позвонили ему и сообщили об активации опции в соглашении – то есть, продлении контракта еще на год (кстати, Хорнер отметил, что команда может воспользоваться еще одной опцией и расширить контракт до конца 2019 года). Именно после этого парень дождался четверга, представителей прессы и сделал свой ход.
В самом заявлении гонщика, конечно, нет ничего потаенного – он действительно хочет в «Ред Булл» и действительно не хочет больше выступать за «Торо Россо». Намерение куда-то двигаться остается лишь намерением – Карлос ничего не сказал о том, что ведет какие-либо переговоры с другими коллективами. Их нет, он заложник, ситуация безвыходная – контракт очень крепкий, и ему самому его не разорвать.
Сайнсы все это знают, но все же вытащили историю на поверхность. Чтобы просигнализировать: все заинтересованные лица приглашаются к обсуждению ситуации.
Возможно, это лишь попытка заставить руководство «Ред Булл» – привыкшее решать контрактные вопросы в одностороннем порядке – пересмотреть условия соглашения, пообещать место в «Ред Булл» в будущем или, напротив, включить пункт о расторжения контракта при определенных условиях.
Но не исключено, что этот небольшой бунт – попытка обострить отношения с Марко и привлечь внимание потенциальных работодателей.
Почему именно сейчас?
За последние полтора года в глазах боссов других конюшен Сайнс вырос: он стабилен, надежен и быстр. Однако последние этапы испанец проводит не слишком удачно, и что хуже – не превосходит Квята по всем показателям. Это важно, ведь если ты не в топ-команде и при этом не выделяешься на фоне напарника, то тебя перестают считать потенциальной суперзвездой.
Летом наступает пора договариваться с другими конюшнями. Ведь если бездействовать, то вопросы по вторым пилотам в «Феррари», «Рено» и «Уильямсе» быстро закроются. Но если привлечь внимание, показать, что ты открыт для переговоров, то, может быть, какой-нибудь крупный автопроизводитель предложит кучу денег и выкупит контракт?
Сайнс-старший и Сайнс-младший – люди не менее амбициозные, чем Ферстаппены. И тоже хотят включиться в борьбу за подиумы и победы.
Сейчас идеальный момент для того, чтобы заявить о себе: Карлос почти на пике формы, в хороших командах есть места, а в системе «Ред Булл» о повышении пока речи не идет. Так что если не сейчас, то когда? Через год на трансферном рынке могут произойти большие перемены, и не факт, что парень из средней команды окажется одной из ключевых фигур.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Lars Baron, Charles Coates
Мне кажется, что уже признание самой возможности говорит о многом – если раньше в «Ред Булл» вообще опровергали возможность ухода Сайнса, то сейчас заявление Хорнера звучит почти как «мы на самом деле на все согласны, но поторгуемся, если будут желающие». Уже нельзя сказать, что ситуация для гонщика безальтернативная.
=======
А все устали от испанца.
Следует помнить еще несколько моментов. Во-первых, Макс для Red Bull не воспитанник, а наемный пилот - на момент подписания в Торо Россо Ферстаппен был участником программы Red Bull Junior всего одну неделю, а в евросерии Ф3 участвовал за деньги отца и спонсоров. Во-вторых, из всех четверых именно у Макса есть профессиональный агент, который занимается делами Макса и формулировки в договоре Ферстаппена не столь однозначно отражают интерес работодателя. Уверен в том что допустим вернуть Макса в Toro Rosso по контракту просто невозможно. В-третьих, именно Ферстаппен является самым востребованным пилотом из всей четверки и, понимая, допустим, что если в 2018 году команда не получит мотор или шасси, которое позволило бы бороться за титул, Ред Буллу будет проще получить серьёзные деньги за разрыв контракта, чем нажить геморрой на всю голову. Кроме всего, не стоит забывать что Дитрих прежде всего коммерсант, для которого важнее всего прибыль. Это всё было PRO, теперь немного CONTRA. Макс, по сути, сейчас лицо компании Ред Булл и в случае его ухода неминуемы маркетинговые потери. Сравнимы они с зарплатой пилота и компенсацией за разрыв контракта мы можем только гадать, но они будут, если переход состоится. Второй момент который меня поразил - это заявление Попова о том, что Матешиц очень хочет чтобы Red Bull сделал из Макса самого молодого чемпиона мира. Однако, я не уверен в искренности этих слов.
Как итог, если Ред Булл и станет кого-то отпускать за компенсацию, то это будет вовсе не Карлос, а - Макс. А семейство Сайнсов поняв это старается сыграть роль катализатора в этом процессе.