Самый юный новичок на подиуме «Формулы-1»: за ним будущее?
Этот парень – Джон Сноу в автогонках.
Глядя на финиш Ланса Стролла на Гран-при Азербайджана было немного не по себе. С одной стороны, за успешное выступление в одной из самых хаотичных гонок сезона 18-летнему парню хотелось аплодировать, но с другой – все еще свежи были в памяти его неудачи: глупые аварии и не самая впечатляющая скорость.
Если чего и ждали от юного канадца на сложной трассе в Баку, так это зрелищного вылета или очередного гоночного происшествия, вызванного неумением пользоваться зеркалами заднего вида.
Однако финиш в тройке лучших, как и сильное выступление на предыдущем этапе в Монреале, кажется, привело к тому, что общественность взглянула на парня иначе. Может быть, пора переосмыслить оценку его мастерства? Или все же нет?
Эффект Мальдонадо
Необходимо сразу прояснить одну вещь. Одна гонка, какой бы она ни была великолепной, не может принципиально поменять представление об уровне пилота. То же самое верно и для любого другого вида спорта, но среди зрителей «Формулы-1» особенно популярны аргументы в стиле «он завоевал победу/подиум/поул-позицию – значит, он хороший гонщик».
На самом деле суть такого подхода заключается в вырывании отдельных показателей из контекста, поэтому, рассматривая парней вроде Стролла, важно помнить об эффекте Мальдонадо – ситуации, когда средний гонщик один раз добивается исключительного результата и вписывает себя в историю. Помнить победителей – это хорошо, только не надо считать, что они автоматически становятся лучше других.
Взять подиум «Формулы-1» в 18 лет – это очень круто. Достижение, подходящее для создания мемов в стиле «Стролл в 18 лет vs я в 18 лет». Но стал ли он после этого равным по таланту Льюису Хэмилтону, Себастьяну Феттелю или Максу Ферстаппену? И разве канадец теперь превосходит в гоночном мастерстве Нико Хюлькенберга, Карлоса Сайнса, Эстебана Окона и некоторых других пилотов, все еще не заработавших своего первого подиума? Нет, несмотря на достигнутый успех, Стролл продолжает выступать в отдельной лиге рента-драйверов вместе с Маркусом Эрикссоном и Джолионом Палмером.
Метод Стролла
После нескольких аварий на зимних тестах в первых гонках сезона от канадца многие ждали детских ошибок и вылетов в стену. Однако гонщик «Уильямса» оказался куда осторожнее, и звания «психа первого поворота», чуть не убившего карьеру Ромена Грожана, пока успешно избегает.
Впрочем, у Ланса заметен собственный отчетливый почерк – как и в младших сериях, благодаря деньгам папы-миллиардера он находится в очень комфортных условиях, которых не было ни у одного новичка серии в последние годы. В «Уильямсе» парню обеспечили полную поддержку, попросили напарника выступить в роли наставника, а также готовы организовать частные тесты на слегка устаревшей технике в любой момент времени.
В «Формуле-3» такая мощная поддержка после аварийного дебютного сезона привела к титулу на второй год. Вот и получается, что Ланс Стролл – это Джон Сноу гоночного мира, который получил подготовку, о которой большинство даже не могло мечтать, а потому выглядел крутым бойцом на фоне новобранцев Ночного Дозора.
Так он лузер или нет?
Безусловно, не бездарен – парень, прогрессируя от гонки к гонке, потихоньку оправдывает вложенные в него средства. Кстати, в «Ф-3», в отличие от «Ф-1» ему понадобилось больше этапов, чтобы впервые попасть на подиум. И постепенный рост мастерства – это несомненный плюс к репутации гонщика, хотя еще нет оснований считать его лучше доброй дюжины пилотов молодежных серий.
Да, подиум – это крутое достижение само по себе – Лансу будет что вспомнить по завершении карьеры. Кроме того, теперь его месту в «Уильямсе» на следующий год ничего не угрожает. Его оставили бы и так, но теперь руководство английской конюшни может спокойно кивать на этап в Азербайджане и говорить: «смотрите, какого парня мы отыскали». Так что даже если Стролл больше не наберет ни одного очка в этом сезоне (что маловероятно), то после такого успеха оставить его у себя будет не стыдно.
Однако при всем своем прогрессе Ланс проводит достаточно слабый сезон. Он вчистую проигрывает чуть не ушедшему из спорта Фелипе Массе, не демонстрирует высокой скорости в квалификациях и пока не очень умело проводит атакующие маневры на трассе. Из-за отсутствия достойных ориентиров кажется, что Стролл – неплохой гонщик, которому просто не хватает опыта, однако в современной «Формуле-1» талантливые ребята сразу начинают показывать свои умения: Хэмилтон включился в борьбу за титул в первый год выступлений, Феттель удивлял пилотажем под дождем на слабой «Торо Россо», а Ферстаппен сразу продемонстрировал запредельную гоночную наглость, красиво обгонял и при первой же реальной возможности одержал победу в Гран-при.
Стролл – стабилен и аккуратен, но не обладает чистой скоростью и вряд ли станет топ-пилотом и уж тем более чемпионом мира. С учетом увеличивающегося наката и постоянных частных тестов, у гонщика «Уильямса» есть шансы задержаться в «Формуле-1», вырасти в крепкого середняка и не портить общей картины, но не более того.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei/ZUMA Wire; Gettyimages.ru/Clive Mason
Тебе еще кстати как-то повезло с плюсами, т.к. Спортс глюканул. Ставишь минус, а он плюс прибавляет, так что не обольщайся, если что .... . а лучше прочти текст. :)
"но не более того" - вот это лишнее.
Еще в нулевых Петру Порошенку один журналист выписал завершение политической карьеры, мол все, это финиш. И что теперь?
Вот станет Лэнс чемпионом, что автор будет делать?
Если сказать, что статья не важная, то и смысл такие писать?