Боттас – будущий чемпион «Формулы-1»?
Лучший пилот Гран-при России.
Гонщики ушли на последний круг гонки в Сочи. Себастьян Феттель вплотную преследовал Валттери Боттаса в борьбе за победу. На протяжении последнего получаса он неумолимо догонял финна, пользуясь преимуществом более свежих шин, но реально четырехкратный чемпион мира рассчитывал лишь на ошибку соперника, впервые принимающего участие в большой игре. Круговой Фелипе Масса пропустил лидера в конце прямой и жестко заблокировал «Феррари» немца – сражение окончено. Феттель может сколько угодно кричать про синие флаги по радио (и его возмущение справедливо), но сегодня он проиграл. А принимать поздравления президента Путина отправился парень, практически случайно попавший в топ-команду, которому зимой многие отрядили роль безоговорочного второго номера. Его зовут Валттери Боттас и он 107-й победитель Гран-при в истории «Формулы-1».
Кто такой Боттас и как он здесь оказался
Попадание финна в «Уильямс» (предыдущую команду Валттери) можно назвать каким угодно, только не случайным. Английская конюшня приметила его еще по выступлениям в «Формуле-3» и с тех пор планомерно вела к дебюту в самом престижном классе. После титула в GP3, взятого с первой попытки, Валттери провел целый год тест-пилотом, приняв участие в 15 практиках и не участвуя параллельно в других гонках – редкое решение менеджмента, но «Уильямс» был уверен в своем протеже, поэтому не видел смысла растрачиваться на младшие серии. За это Боттас отблагодарил 4 сезонами и 9 подиумами и заработал репутацию очень быстрого, хотя и не слишком яркого пилота.
Возможность попробовать себя в коллективе рангом выше предоставило решение Нико Росберга завершить карьеру в расцвете сил и близкое знакомство с боссом «Мерседеса» Тото Вольффом. Но это нельзя назвать назначением по блату: из относительно доступных вариантов Боттас был если не лучшим, то одним из лучших. У него есть скорость, опыт и стрессоустойчивость, столь необходимая в топ-команде. Последнее выгодно выделяло финна на фоне молодых кандидатов вроде Паскаля Верляйна и Эстебана Окона.
Конечно, у Валттери было полное понимание, что он идет к немцам вторым номером, работать на Хэмилтона. Но у каждого пилота в душе теплится надежда, что удастся обернуть ситуацию в свою пользу, и от шансов выигрывать гонки в любом случае не отказываются. И Боттас очень прилично отработал стартовые Гран-при — гораздо лучше, чем этого ожидали скептики.
Уже в Австралии он уступил всего 0,3 секунды в субботу и оказывал давление на именитого партнера по команде в гонке. В Китае последовал обидный разворот позади машины безопасности, но уже через неделю Боттас заставил говорить о себе, взяв первую в карьере поул-позицию. На протяжении всех этих Гран-при у Боттаса наблюдались проблемы в работе с шинами, но в Сочи напарники по «Мерседесу» словно поменялись местами. Хэмилтон никак не мог найти общий язык с резиной и трассой в Сочи на протяжении всего уик-энда, а Валттери вырвался вперед со старта и уверенно лидировал до самого конца, несмотря на давление со стороны «Феррари». В результате – первая победа спустя две недели после дебютного поула. Ждать пришлось недолго, как правильно было сказано после финиша. Хотя 81 Гран-при перед первой победой – столько же, сколько у Эдди Ирвайна – трудно назвать коротким периодом, это все-таки меньше, чем у чемпионов мира Росберга и Баттона.
Есть ли у него шанс побороться за титул?
Теперь Валттери — третий в общем зачете и уступает лидеру 23 очка — такой отрыв реально отыграть. Так что теоретический шанс у Боттаса, конечно, есть. Но на деле все немного сложнее.
По сути, Гран-при России — первый, который финн смог провести на высшем уровне, без всяких ошибок. Он еще осваивается, и до этого демонстрировал некоторую нестабильность и несовпадение гоночного темпа с квалификационным. Да и с прогревом шин возникали регулярные проблемы. Теперь, в Сочи, Валттери удалось лучше других заставить резину работать. Но тяжело пока предсказать, сможет ли он выжимать из себя стабильный максимум на каждом Гран-при. С другой стороны, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель явно могут выступать еще сильнее, и они не раз это докажут по ходу сезона.
В данный момент Боттас — несомненно молодец, что не сломался под прессингом четырехкратного чемпиона мира и не уступил ему победу. Но две недели назад в Бахрейне мы видели обратную ситуацию, и тогда финн чуть не рыдал после гонки от бессилия. Поэтому в данную секунду Валттери пока не сражается за титул, а помогает «Мереседесу» с очками в командном зачете в те дни, когда у Льюиса не идет гонка. Но все еще может измениться, если Вэл будет жечь, как сегодня. А может и не измениться даже в этом случае. Хэмилтон остается лидером команды и если англичанин не будет проваливаться так, как в Сочи, каждый раз, то руководство продолжит делать ставку на него.
А раньше такое уже случалось?
Ситуацию Валттери можно понимать по-разному, поэтому давайте договоримся, что под «случаем Боттаса» мы будем подразумевать вторых пилотов, неожиданно начавших вмешиваться в борьбу за титул. Таких историй, надо признать, было немало. Хотя прямее всех свою ситуацию артикулировал Марк Уэббер, «неплохо для второго номера» могли сказать многие пилоты. Даже сам Льюис Хэмилтон дебютировал в «Макларене» в качестве дублера Фернандо Алонсо и быстро перехватил инициативу. «Феррари» в 2008 году по ходу сезона неофициально назначила лидером команды Фелипе Массу вместо Райкконена. В эпоху Михаэля Шумахера таких безобразий не случалось, но в 1999-м и 2000-м Эдди Ирвайн и Рубенс Баррикелло держались довольно близко к «красному барону», а североирландцу даже повезло впоследствии стать на полгода претендентом на титул после травмы семикратного чепмиона мира.
Подход «Мерседеса» ближе к действиям «Макларена» эпохи Хаккинена и Култхарда. Рон Деннис не любил прямых приказов, но в решающий момент все-таки становилось ясно, на кого он больше рассчитывает в борьбе за титул. С подобным отношением может столкнуться и Боттас.
В целом статистика довольно печальна: за последние 20 лет нет ни одного чемпиона среди тех, кто начинал сезон в ранге второго пилота. Разве что Нико Росберг, но доминирование одной команды – это совершенно другая ситуация, чтобы сравнивать. Так что у Боттаса есть шанс сотворить уникальную историю.
Как мир «Формулы-1» отреагировал на победу Боттаса?
Конечно, поздравлял. Например, напарник по «Мерседесу» Льюис Хэмилтон. Росберг, наверное, такого бы не дождался.
Сам Нико не остался в стороне.
«Ты полностью это заслужил».
Одним из первых Валттери поздравил Фернандо Алонсо, который сошел еще до начала гонки и был абсолютно свободен в момент финиша гонки.
Думается, Нандо мысленно простился с надеждой попасть в «Мерседес», раз уж Боттас так поехал.
Грожан сошел на первом круге, и у него тоже была куча возможностей порадоваться за финна.
Другие команды отдали должное Валттери, в том числе и первая.
Причем даже не только клиенты «Мерседеса».
Алекс Вурц выразил восхищение.
«Мегапарень! Открой эту бутылку на подиуме раз и навсегда!»
Да и Макс наградил Боттаса аплодисментами.
Мару Уэббер по-доброму и ветеранистому назвал Боттаса «сынком».
А Хейкки Ковалайнен сравнил сражение Боттаса и Феттеля с битвами Шумахера и Хаккинена.
Джонни Херберт обратил внимание на отличный контроль над происходящим на протяжении всей гонки.
А резюмировала все Энн Брэдшоу.
«Ни один человек в паддоке не огорчен из-за победы Боттаса».
Что-нибудь еще произошло в гонке?
Честно говоря, не особо. После одной из лучших квалификаций за последние несколько лет заезд прошел без каких-то изысков. И дело даже не в нуле обгонов — просто конфигурация трассы такова, что пилотам нужно думать больше о сохранении техники в боевом состоянии, чем о ярких атаках. Так что огненная борьба Хэмлтона и Хюлькенберга колесо в колесо в квалификации осталась самым горячим моментом уик-энда.
Но, тем не менее, последние десять кругов были очень нервными. Удалось и начало, ведь мы получили возможность пожалеть Алонсо, которого снова подвела «Хонда», посмеяться над снова сошедшим Палмером, и улыбнуться ошибкам Стролла. И, кстати говоря, Хэмилтон подтвердил примету «не едет, пока ноет». Когда он начинал жаловаться по радио на все подряд, его темп падал. Но стоило Льюису замолчать — то сразу же подтягивался к противникам, которые страдали от ровно таких же проблем. «Эффект радионытья» у Льюиса проявляется уже не в первый раз.
Вандорн финишировал на несчастном «Макларене», впервые с Гран-при Австралии. А Ланс Стролл — вообще в первый раз в карьере. Знаменательные факты, честное слово.
А еще Кими снова отжег. После пит-стопа он задал вопросу инженеру про свой темп, и услышал ответ.
– Мы в десяти секундах за Боттасом и быстрее на восемь десятых с круга.
- Не понял, мы что, позади Боттаса?
– Так точно, позади.
- Как мы могли оказаться позади Боттаса?
– Он лидировал в гонке, Кими.
- Аа, окей, теперь я понял.
Мы скучали по тебе, Кими.
Но самым политическим моментом всего Гран-при стал очередной визит Путина на автодром. Его снова пропустили в «комнату финского молчания» (где пилоты обычно готовятся к выходу на подиум), и он даже поговорил с Боттасом о количестве отелей в Сочи. Выглядело это снова неловко и неправильно.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; REUTERS/Maxim Shemetov, Valdrin Xhemaj/Pool
Кажется, что обладая адским самовозом, Хэм разучился тащить, выгрызать очки, если он не первый едет. Заплывший жиром Рокки Бальбоа
Я вообще не понимаю, откуда такая истерия вокруг Путина и того, что он делает на ГП.. Ребята, да ни в одной стране такого нет (Монако - исключение), этим гордиться надо, что первый человек в стране уделяет этому свое внимание! Не понимаю, чесслово..
П.С. Если что, я из Узбекистана..
П.П.С. А Боттас реально молодец!