Какие трассы могут вернуться в «Формулу-1»
От голландского «Зандворта» до американского Лас-Вегаса.
Возвращение в календарь «Поля Рикара», слухи о переговорах с Турцией, отказ Малайзии, все это, в сочетании с новым руководством «Формулы-1», дает повод говорить о возможном массовом изменении календаря «Королевы автоспорта» уже в ближайшее время. Берни был очень категоричен в этом вопросе, в свою очередь, «Либерти Медиа» могут быть более снисходительны, позволив вернуться легендарным трассам, или же дать дебютировать многим новым. На следующий сезон пока подтверждено 17 трасс, так что место есть!
ЕВРОПА – НАШЕ ВСЕ!
Новое руководство уже успело заявить, что Западная Европа – приоритетный вариант сохранения сотрудничества с автодромами. Это и не удивительно, ведь такие титаны как городская трасса Монако, храм скорости «Монца», родоначальник «Сильверстоун», легендарный «Спа-Франкоршам» с не менее легендарным поворотом «О Руж», все они находятся именно здесь. Данный тезис подтвердил и Росс Браун, заодно намекнув на увеличения гонок в календаре, а уже подписанный договор с «Поль Рикаром» и предметные слухи о возвращении Турции однозначно вселяют оптимизм. Кто знает, может так и до Львова дойдет дело, хе-хе.
Тем не менее некоторые европейские автодромы испытывают многие сложности, и с такой же долей вероятности могут покинуть чемпионат. Под угрозой «Сильверстоун» (даже несмотря на факт действующего контракта до 2026 года), «Спа» и «Монца» давно испытывают финансовые сложности и выбивали у Берни скидку, «Ред Булл Ринг» (более знаком нам как «Остеррайхринг») и вовсе может покинуть чемпионат вместе с «Ред Буллом», если до этого дойдет. Но всем им на смену есть достойные претенденты.
«Зандворт» (Circuit Park Zandvoort), Зандворт, Нидерланды
В «Формуле-1»: 1952-1953, 1955, 1958-1971, 1973-1985
Голландская трасса приняла у себя 30 Гран-при «Формулы-1», начиная с 1952 года и заканчивая 1985-м. Тем не менее, история кольца берет свое начало еще задолго до этого, много заездов произошло еще во времена Второй мировой войны. История голландской трассы немного напоминает истоирию австрийской, ведь кольцо также расположено в жилом районе, жители в окрестностях много жаловались на шум и, казалось, что трасса постепенно идет к неминуемой гибели. Но все изменили новые владельцы!
Последние новости
Начиная с конца 2015 – начала 2016 слухи о возможном возвращении «Зандворта» в «Формулу-1» только набирают обороты. «Городской совет решил инициировать проведение официального исследования по возможности возвращения «Формулы-1» в Зандворт», – говорил руководитель автодрома Эрик Вейерс в январе 2016-го. С того момента произошло серьезное изменение – автодром выкуплен компанией «Chapman Andretti», учрежденной членом королевской семьи, принцем Бернардом Оранским-Нассау и Менно де Йонгом.
Принц признал, что мечтает о «Формуле-1»: «Да, сейчас у нас есть небольшие трудности из-за инфраструктуры, но я не знаю ни одного мероприятия, которое не сталкивалось бы с ними. Мы очень хотим вернуть «Формулу-1» в Нидерланды, и поначалу даже готовы делить календарь с другим этапом, как Германия. В принципе, почему бы не занять место «Нюрбургринга».
Вероятность – 70%
Очень высока, возможно, мы увидим «Зандворд» в чемпионате уже через пару лет, а главной тому причиной является Макс Ферстаппен. В свое время Фернандо Алонсо спровоцировал явление под названием «Алонсомания», которое являло собой набитые битком «Каталунью-Монтмело» и городскую трассу в Валенсии. А что, юный голландец уже не раз успел продемонстрировать свой грандиозный талант, а в прошлом году соседний «Спа» распродал билеты практически мгновенно на весь уик-энд.
«Макс играет невероятную роль для автоспорта Нидерландов. Это видно везде, например, на закрытых картодромах, где множество людей внезапно решили получить гоночную лицензию. Каждому спорту нужен герой, и мы не могли желать лучшего героя, чем Ферстаппен», – снова процитируем принца Бернарда. В прошлом году на зандвортский гоночный фестиваль «Jumbo Racing Days», в котором принимал участие Макс, приехали более 100 тысяч зрителей – такую аудиторию собирает далеко не каждый Гран-при.
Автодром Энцо и Дино Феррари (Autodromo Enzo e Dino Ferrari), Имола, Италия
В «Формуле-1»: 1980-2006
Автодром, построенный в 1950 году, имеет громадную историю, которая помнит славные времена, но имеет и трагические странички. Многим знаком данный автодром по его опасному повороту «Тамбурелло», некоторые полюбили трассу из-за отчаянной борьбы Шумахера с Алонсо, но большинство поклонников автоспорта все-таки ассоциируют ее с «Черным уик-эндом». Уик-эндом, когда нас покинул Айртон Сенна.
Последние новости
Имола очень хочет вернуться в чемпионат и это факт. В 2016 году разгорелся настоящий скандал в Италии: руководство автодрома подписало с Берни Экклстоуном соглашение о проведении Гран-при Италии с 2017 года, но эти планы могли воплотиться в жизнь только в том случае, если были бы одобрены спортивными властями страны. Но итальянский Автомобильный клуб поддержал «Монцу», предоставив государственное финансирование только миланскому автодрому. Президент компании «Формула Имола» Уберто Селватико Эстенсе заявил, что вопрос о месте проведения Гран-при Италии несет политический характер. Незамедлительно был подан иск, было назначено судебное заседание, но оно не состоялось. Видимо, под давлением Экклстоуна, который продлил контракт с «Монцей», но пообещал что-то большее Имоле, иск был отозван.
Вероятность – 60%
Также очень высока. В пользу Имолы говорят множество фактов: это по-настоящему «олдскульная», сложная трасса, трасса с большой историей и великолепной атмосферой. Более того, не малого стоит и интерес властей автодрома вернуться в «Формулу-1». К слову, если весь вопрос будет упираться в деньги, правительство может принять соломоново решение, или германское, если позволите на новый лад, разделив Гран-при между Имолой и «Монцей», а то и вовсе пойдя на новшество, чередуя итальянский этап сразу между трех автодромов, прибавив сюда и трассу «Муджелло». Думаю, «Феррари» будет заинтересовано в таком исходе.
«Истанбул Парк» (İstanbul Otodrom), Стамбул, Турция
В «Формуле-1»: 2005-2011
История турецкого автодрома являет собой сочетание отличного трека с безголовым руководством. Оказалось, недостаточно просто построить трассу и привезти на нее «Формулу-1», чтоб дальше деньги потекли рекой в их карманы. Промоутеры мало думали о привлечении болельщиков на трибуны, задирали цены и словно вынуждали всех отказаться от поездок на «Истанбул Парк». Первыми не выдержали младшие гоночные серии, а затем уже и «Формула-1».
Последние новости
Новости в последнее время не часто связывали турецкое кольцо с «Формулой-1». Так, в 2015 году владелец трассы Вурак Ал заявлял, что такие планы все же существуют: «Турецкое правительство должно утвердить проведение гонки «Формулы-1», так как это отличная международная деятельность. Поэтому мы ожидаем выборов в парламент, а после этого будем принимать решение».
Но разговоры обрели новую силу на прошлой неделе, когда стало известно о достижении «принципиальной договоренности» с правительством Турции о возвращении гонки на автодром «Истанбул Парк». Однако позже коммерческий директор Ф1 Шон Братчес заявил, что говорить о появлении в календаре этого этапа пока рано. Возможно, эту информацию в своих целях использовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в преддверии референдума о расширении своих полномочий.
Вероятность – 50%
Тут, как говорится, 50 на 50. С одной стороны, «Либерти Медиа» должны быть заинтересованы в привлечении/возвращении таких зрелищных трасс, а «Истанбул Парк» именно такой и является, ведь всего за 7 проведенных Гран-при мы увидели там многое. С другой, нужно придумать такие рычаги влияния, чтоб Ф1 не наступила на те же грабли, когда в 2011 году режиссеры специально не снимали пустые трибуны, дабы не испортить собственный имидж.
ПРИОРИТЕТ – АМЕРИКА
Чейз Кэрри в одном из интервью отметил, что одной из основных целей новых владельцев является организация второй гонки «Формулы-1» в США. «У нас отличные отношения с Остином, но мы также верим, что можем добавить в календарь гонку, которая бы проходила в одном из так называемых «городов предназначения». Я говорю о Нью-Йорке, Майами, Лос-Анджелесе или Лас-Вегасе. Эти города лучше всего подходят для проведения недельного мероприятия, которое бы привлекло людей со всего мира. Гонка будет оставаться главной частью мероприятия, но в целом это должно быть нечто большее, чем обычный уик-энд «Формулы-1».
Сперва уберем те, на которых вряд ли состоится возвращение Ф1. Остин – город не курортный, посему аналогов вроде Детройта, соседнего Далласа или Финикса ждать не стоит. Увы, но вряд ли мы сможем снова увидеть «Индианаполис» или Дайтон, там «Индикар» вполне самодостаточен. Себринг и Риверсайд принимали Формулу-1 в конце 60-х годов (сами того не подозревая), так что и они за бортом. Кто же остался? Итак, на 100% попадание в календарь более-менее претендуют три трассы.
Городская трасса Лонг-Бич (Long Beach street circuit), Лонг-Бич, Калифорния
В «Формуле-1»: 1976-1983
Гран-при Лонг-Бич и сейчас остается крупным автоспортивным мероприятием, традиционно проводящимся в Калифорнии в один из уик-эндов весны. С 1975 года трасса ежегодно принимает один из крупных чемпионатов, являясь одним из самых продолжительных действующих автомобильных соревнований на уличных трассах в Северной Америке: от «Формулы-1» в период 1976-83 годов до «Индикара» с 2009, а с недавних пор и «Формулы-Е».
Последние новости
В начале октября прошлого года управление по закупкам Лонг-Бич сделало запрос по проведению Гран-при Лонг-Бич и поиску промоутера для организации гонок на машинах с открытыми колесами («Формулы-1» и серии «Индикар», контракт с которой рассчитан до 2018 года). Считается, что Ассоциация Гран-при Лонг-Бич подала заявку на дальнейшее проведение гонки «Индикар», а Всемирный автомобильный чемпионат Калифорнии – на проведение «Формулы-1». В настоящее время рассмотрением этих двух заявок занимается оценочный комитет – независимый орган из представителей города, который в дальнейшем займется выбором организатора.
Вероятность – 45%
Уоткинс-Глен (Watkins Glen International), Уоткинс-Глен, Нью-Йорк
В «Формуле-1»: 1961-1980
Один из самых известных автодромов в Америке. Первые гонки были проведены в далеком 1948 году. На этой трассе, претерпевшей несколько изменений, прошло 20 Гран-при Ф1 (15 из них были заявлены как Гран-при США и 5 — как Гран-при США-Восток), чем даже не может похвастаться «Индианаполис»!
Последние новости
Год назад Чарли Уайтинг побывал на автодроме с инспекцией, и вот что он сказал: «Это одна из самых харизматичных американских трасс. Есть и более современные, как в Остине, но там нет той истории, которая есть здесь. Было бы очень здорово однажды вновь увидеть в Уоткинс-Глен машины «Формулы-1». Мы знаем, как непросто попасть в календарь, но это было бы правильное место».
Вероятность – 30%
«Сизарс Пэлас» (Caesar’s Palace Raceway), Лас-Вегас
В «Формуле-1»: 1981-1982
Трасса, которая имеет очень интересную историю и противоречивый статус, также может вернуться в «Формулу-1». Когда Уоткинс-Глен покинул календарь чемпионата после 1980 года, «Формула-1» анонсировала гонку в Вегасе на 1981 год. По-большому счету, затея эта была произведена, чтоб улучшить имидж города, который был подпорчен мафиози. Гран-при, однако, потерпел крах и просуществовал всего лишь два года, поскольку гонки привлекали лишь крохотные толпы.
Последние новости
Первые признаки стали проявляться в 2014 году. «Люди в Вегасе говорят, что они готовы. Разумеется, заезд пройдет по Стрипу», – говорил тогда Берни Экклстоун. «Стрип – это центральная улица Лас-Вегаса, вдоль которой построены наиболее знаменитые казино и отели города. Стрип сможет стать главной прямой, на которой болиды смогут разогнаться до 322 километров в час. Это будет фантастика!». После длительного затишья, буквально недавно данная тематика снова стала актуальной. Так, в ноябре 2016-го Грег Маффей: «Мне очень нравится идея ночной гонки в Лас-Вегасе». Вспомнил о Лас-Вегасе и Джин Хаас уже в марте 2017-го: «Уверен, столица развлечений в штате Невада отлично подходит для проведения второй гонки «Формулы-1» в Соединенных Штатах».
Вероятность – 25%
А КАК ЖЕ ОСТАЛЬНЫЕ?
Пожалуй, некоторые трассы могут вернуться в календарь только по причине выхода основных игроков. В Британии, к примеру, вполне по силам вернуться «Брэндс-Хэтчу», если «Сильверстоун» решит не платить такие огромные деньги. В Германии дела куда туманнее, нежали на самом Альбионе. Так, «Хоккенхаймринг» устраивает календарь двухгодичной цикличности, «Нюрбургринг» уже отказался по финансовым причинам. Но! С условным приходом «Ауди», они могут прикупить себе и автодром, который когда-то имел реноме «Зеленого ада», или же инициировать включения в календарь городской трассы в Берлине, которая отлично освоилась в календаре «Формулы-Е». Словом, уже высказывались мысли о целесообразности покупки нескольких автодромов новыми владельцами Ф1.
Очень бы хотелось дождаться возвращения таких трасс как «Эшторил», «Индианаполис», «Жакарепагуа», Хереса, «Кьялами», «Маньи-Кура», Буэнос-Айреса, отчасти Валенсии. Каждый из этих треков дышит историей и по-своему интересен. Но шансы каждого из них уж очень малы. Совсем недавно, к примеру, возобновились слухи о желании вернуться в «Большие призы» «Аделаиды».
«Аделаида» (Adelaide Street Circuit), Аделаида, Австралия
В «Формуле-1»: 1985-1995
Городская трасса, проложенная по улицам делового центра одноименного города, приняла у себя 11 этапов «Формулы-1». И за эти одиннадцать удивительных лет мы смогли наблюдать за творением истории, так как австралийская гонка завершала сезон. Трасса является не такой узкой и более скоростной, чем городская трасса в Монако, но очень требовательной к водителям и коробкам передач, впрочем, как и большинство старых трасс.
Последние новости
Практически перед Гран-при Австралии этого года, слухи о желании Аделаиды вернуть этап на свою трассу стали набирать обороты в местной прессе. По информации сайта «Adelaide Advertiser», городской совет Аделаиды обдумывает возвращение Гран-при Ф1 на одноименную австралийскую трассу. Также Согласно «Adelaide Advertiser», городской совет Аделаиды ранее уже обращался к министру туризма Южной Австралии Леону Бигнеллу с просьбой рассмотреть возможность подачи заявки на проведение Гран-при «Формулы-1» в городе.
Вероятность – 20%
«Альберт-Парк» – очень надолго осел в календаре. Во-первых, никаких финансовых трудностей трасса в Мельбурне не испытывает, а во-вторых, число зрителей, ежегодно посещающих первый этап чемпионата, постепенно растет.
На следующий сезон пока утверждено 17 автодромов. То, что география «Формулы-1» в ближайшее время потерпит серьезных изменений, не вызывает сомнений, данный процесс запущен уже сейчас. Это дает нам повод надеяться на возвращение вышеуказанных трасс как минимум, да и предвкушать появление совсем новых (например, городская трасса в Баку в прошлом году и не понравившийся Берни Вьетнам). Вышеуказанные трассы могут последовать примеру Автодрома имени братьев Родригес, или же «Поля Рикара», как минимум места трем новым гонкам на следующий год пока есть, а дальше будет видно!
Фото: Gettyimages.ru/Tony Feder, Mike Powell, Pascal Rondeau; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMA Press; Gettyimages.ru/Steve Powell, Ethan Miller/Vegas Uncork’d by Bon Appetit, Pascal Rondeau
Какая разница насколько сложна трасса для пилотов, надо чтобы она позволяла обгонять и гонки будут зрелищными