Безумный Макс. Кому успел насолить голландский вундеркинд?
Множество побитых рекордов «Формулы-1» (некоторые из которых он побыл даже не обладая водительской лицензией) и неофициальное звание самого одаренного пилота современности - это Макс Ферстаппен. В то же время, Макс не один раз успел насолить своим коллегам по цеху, как бы демонстрируя, что он сын главного дикаря Ф1 Йоса Ферстаппена. Пример Фелипе Массы, который испортил квалификационный круг пилоту «Ред Булл» по той простой причине, что «он же бразилец, что из него взять», далеко не первый в этом списке, и уж точно не последний.
Фелипе Масса и бразильцы, квалификация Гран-при Бахрейна 2017 года
Квалификация только прошедшего Гран-при Бахрейна не принесла ничего хорошего австрийской конюшне, которая по всем прогнозам могла претендовать на борьбу за подиум. Возможно, это на самом деле так, или же юный голландец искал козла отпущения, но давая комментарии, Макс обронил фразу: «Мою финальную попытку испортил Масса. Он притормозил, мне пришлось переключиться на первую передачу и шины остыли уж очень слишком».
Казалось бы, в чем суть преткновения? А вот в чем. На вопрос – обговаривали ли они это с Фелипе – журналисты получили ответ: «О чем с ним можно разговаривать? Он же бразилец». Казалось, невинная шутка, но она спровоцировала недовольство не только пилота «Уильямс», но и многих бразильских болельщиков, которые не стеснялись на просторах интернета употреблять слово «ксенофоб». Фелипе Масса лично подходил к молодому пилоту: «Я сказал ему: «Будь осторожен с тем, о чем говоришь, потому что потом надо будет ехать на гонку в Бразилию». Ему надо следить за своими словами», - лаконично завершил бразилец.
В итоге ситуацию замял сам же Макс, официально попросив извинения у всех бразильцев. Но вряд ли горячие южноамериканцы так легко дадут забыть Ферстаппену о данном инциденте.
Кими Райкконен, Гран-при Венгрии и Гран-при Бельгии 2016 года
Даже Ники Лауда не смог обойти стороной защитный пилотаж Ферстаппена, который сполна на себе прочувствовал Кими Райкконен, притом неоднократно: «То, как Макс ушел на внутреннюю траекторию на старте – полное безумие. Его нужно вернуть обратно в школу, в «Формуле-1» так пилотировать нельзя». И ведь он проделывал это множество раз – дважды менял траекторию, а это прямо запрещено правилами.
В Венгрии Райкконен пытался обогнать Ферстаппена во втором повороте узкого «Хунгароринга», в итоге произошел контакт между передним крылом «Феррари» и задней шиной болида голландца. Оба пилота смогли продолжить гонку и остались на тех же позициях. В Бельгии же от серьезной аварии спасло исключительно мастерство финна. Сначала в ходе борьбы в повороте «Ле Комб» Ферстаппен выдавил Райкконена с трассы, немного спустя Кими накатывал на «Ред Булл» голландца на прямой, но когда пилот «Феррари» вышел из воздушного мешка, Макс резко сместился в сторону финна. Райкконену едва удалось увернуться, а после гонки этот маневр стал одной из главных тем для обсуждения.
А Макс проблемы в этом не видел: «Я гоняюсь, и не собираюсь всем желающим меня обогнать говорить «Добро пожаловать». Вообще, нытье очень идет на пользу Ф1», - 18-летний парень уже тогда имел стальные яйца, осмелился такое сказать Кими.
Себастьян Феттель, Гран-при Мексики 2016 года
Последние четыре круга мексиканского этапа прошлого года держали действительно в напряжении. Велась борьба, борьба за подиум, и схлестнулись в ней два пилота «Ред Булл», которых разбавил Себастьян Феттель на своем «Феррари». В одном из эпизодов, Макс Ферстаппен срезал поворот, когда Феттель пытался атаковать его, команда попросила голландца уступить позицию, но он не послушался и был впоследствии наказан 5-секундным штрафом. Но это было после гонки, аккурат перед выходом пилотов на подиум, а непосредственно во время инцидента…
… мат Себастьяна, который по-разному успел охарактеризовать своего соперника, что очень умело было запикано в эфире. «Было ясно, что Макс должен отдать позицию, команда сказала ему об этом по радио. Но Макс проигнорировал это сообщение». Мало того, что позицию не вернул, так еще и оттормаживаться стал, фактически подставив Себастьяна под атаки Риккьярдо на свежих шинах.
В итоге, Себастьян поднялся на подиум, но вынужден был отдать кубок Риккьярдо, так как при защите от атак австралийца также использовал меры запрещенные. И кто тут выиграл от всего?
Даниэль Риккьярдо, Гран-при Испании 2016 года
История запомнит Макса Ферстаппена как гонщика, одержавшего дебютную победу в дебютной гонке за «Ред Булл» в Каталонии. Но только сильно искушенные фанаты вспомнят, что победа голландца стала возможной только из-за специального перевода Риккьярдо на другую тактику с большим количеством пит-стопов. Даниэль, после обоюдного схода «Мерседесов», лидировал в гонке, но команда неожиданно (!) решила позвать австралийца на третий заезд в боксы.
Зачем? Все просто, хоть и не официально. Молодое дарование выигрывает в дебютной же гонке за свою команду. Такой рекламы не купить ни за какие деньги, так что после этого события ряды молодежной программы «Ред Булл» стали ломится от талантов, хотя и до этого ими полнились. Да, пришлось пожертвовать Риккьярдо, но ведь в календаре еще оставалось Монако, и все шло для Дэна хорошо в Монте-Карло, если бы не очередной проблемный пит-стоп.
Карлос Сайнс-младший, Гран-при Сингапура 2015 года, Гран-при Австралии 2016 года
То, что Макс не является командным игроком, стало известно практически сразу. Но ярче всего проявилось в Сингапуре. За два круга до финиша команда попросила Макса пропустить вперед Карлоса, чтобы тот попробовал обогнать «Форс Индию» Чеко Переса в борьбе за седьмое место, логично, учитывая факт более свежих шин испанца. Но всю публику перед экранами удивил детский голос, вопящий: «Нет!» Это было одновременно и смешно, и непонятно, ведь руководство «Красных быков» часто практикует такие методы, и в случае неудач, обязательно возвращает позицию пилоту (Квят и Риккьярдо), но голландец нашел миллион причин не сделать этого.
«Его четыре раза просили пропустить меня, но он отказался», - говорил Сайнс. «Я не вижу причин, по которым должен был пропустить его», - отвечал ему Макс. Удивительно, но дале коллектив из Фаэнцы принял сторону Ферстаппена. В конце концов, все дело свели к шутке: «Он сказал, что дал бы мне по шарам, если бы я это сделал», - заявил на прес-конференции Макс, намекая на методы воспитания своего отца.
Все посмеялись и забыли. Все, кроме Карлоса, который вернул должок на Гран-при Австралии. Голландец отлично квалифицировался на своем «Торо Россо», удачно стартовал, но затем гонку испортили разные факторы. В какой-то момент гонки два напарника оказались рядом, Макс за Карлосом, и голландец почему-то посчитал, что сейчас его пропустят без проблем. Не тут-то было. «Дайте мне попробовать, ведь все это тянется уже слишком долго», «Сколько раз мне нужно повторять, что у меня проблемы с шинами и что первым на пит-стоп должен был ехать именно я», «Я всегда отрывался, когда был впереди, а теперь вы не даете мне выйти вперед. ***, это какая-то шутка. Серьезно!», и так всю гонку!
Даже до контакта болидов дошло: «Сегодня мы вели борьбу на пределе, но такой и должна быть «Формула-1». Это не испортило мою гонку, мне не на что жаловаться». Вы бы видели это довольное лицо Карлоса.
Даниил Квят и Жан-Эрик Вернь, «Игры престолов»
В одном из многочисленных интервью, которые раздавал российский пилот, он успел обмолвиться о своем любимом телесериале – «Игра престолов». Позже, когда произошла это страдальная для Дани рокировка с Максом, он назвал это именно своеобразной игрой престолов, в которой на первый план вышли не гоночные способности, а деятельность агентов и третьих лиц. Отчасти Квят прав, Хельмут Марко желал всеми силами удержать в своих рядах Ферстаппена, и предоставление конкурентоспособного болида – лучший вариант.
Но россиянин был далеко не первым в этом списке «сдвинутых». Француз Жан-Эрик Вернь лишился своего места в «Формуле-1» в целом только потому, что Йос Ферстаппен долго рассуждал, куда же пристроить своего сына – в «Мерседес» или «Ред Булл». В итоге, немцы не имеют такого шикарного варианта с клиентским болидом, как «Ред Булл», вот Ферстаппена и заманили.
Шутки ради, Макс отобрал не только место француза в «Формуле-1», но и его инициалы, которыми гонщиков обозначают в протоколах гонки, именно с этого года Ферстаппен стал «VER» вместо «VES».
Ромен Грожан, Гран-при Монако 2015 года
Гонка в Монако 2015 года отлично проходила для голландца: да, от него результаты в 17 лет никто не требовал, а любоваться отличным пилотажем – всегда пожалуйста. В один из моментов, когда Макса обогнал лидер гонки, он не стал его отпускать, а пристроился к нему и обогнал несколько конкурентов за счет синих флагов. Но так продолжалось до тех пор, пока на его пути не встал «Лотус» Ромена Грожана. На 64-м круге гонки произошла авария - голландский пилот команды въехал в заднюю часть болида француза, после чего на трассе появилась машина безопасности.
«Макс очень талантлив и то, что он делает, действительно впечатляет, – отметил французский гонщик. – Но он ошибся и я несколько огорчен тем, что он ничему не научился. Даже сегодня, во время пресс-конференции, он подчеркнул, что не собирается менять что-либо». Макс не только спровоцировал преждевременный конец гонки для себя и Ромена, но и угодил в очень жесткую аварию, протаранив на всей скорости отбойники.
***
Это далеко не весь список противоречивых эпизодов, случившихся с юным голландцев за время выступлений в Ф1. Можно вспомнить и аварию с Нико Росбергом в Германии, и жесткую манеру обороны против Хэмилтона в Японии, и одновременный инцидент с дуэтом Феттель - Райкконен и строго по тексту. Некоторые видят во всем этом отсутствие опыта, некоторые – задатки чемпиона, которые были присущи Шумахеру с Сенной. Но однозначно можно сказать одно: Ферстаппена уже сейчас можно либо любить за громадный талант и эффектную езду, либо ненавидеть за вышеуказанные проступки.
Но не знать его – просто невозможно.