Американская мечта Фернандо Алонсо
Пожалуй, тема выступления Фернандо Алонсо в «500 милях Индианаполиса» стала центральной в преддверии Гран-при Бахрейна. Об этом говорили все: от официальных лиц коллектива из Уокинга до самых обыкновенных интернет-пользователей. Официальный твиттер «Мерседеса» даже удосужился пошутить по этому поводу, мол, готовишься к уик-энду, а здесь Фернандо забрал все первые полосы газет под чистую. Ни одна предгоночная пресс-конференция не обошлась без вопросов о Нандо, «Макларене» или «Инди-500», даже те, на которых главный герой попросту отсутствовал.
Воскресная гонка немного остудила данную тему, многие опять заговорили о потенциально одном из лучших чемпионатов за последнее время в контексте борьбы «Феррари» с «Мерседесом», одни наблюдали за конфликтом Ферстаппена с Массой, другие восхищались героическим (по-другому назвать просто нельзя) возвращением Паскаля Верляйна. Словом, пора взглянуть на ситуацию трезво и со всех ракурсов.
Зачем это нужно Алонсо?
Начнем с самого очевидного - в этом сезоне астурийцу не светит ничего, кроме боли и страданий. Никаких побед, борьбы на трассе и даже о финишах MCL-32 принято говорить с осторожностью. «Вандорн не вышел на старт, это неприемлемо», - говорил после гонки в Бахрейне испанец. Оно и не странно, Нандо знаком по своим резким высказываниям в радиоэфирах, но видно, что уже и он доходит до так называемой точки невозврата.
«Боже, да я никогда не гонялся на таких медленных болидах! Джолион выходил с поворота в 300 метрах позади, но к концу прямой все равно атаковал меня!» И как здесь не согласиться?
Силовая установка «Хонды» не выдерживает никакой критики, что давно уже не секрет. Новый болид «Макларена» проигрывает по чистой скорости абсолютно всем, в Китае они даже не могли соревноваться с Ферстапепеном в квалификации, когда у голландца двигатель «Рено» работал не на полную мощность. Ладно еще французская установка, Бахрейн продемонстрировал нам, что даже с двигателем «Феррари» прошлогодней давности японцам соревноваться тяжело.
«Сахир» – не первая, а главное, и не последняя гонка в сезоне, когда мы смогли насладиться сполна красноречием испанского пилота. Да, таков уж его имидж: от чемпиона, выигравшего титул у Шумахера, Фернандо перешел к роли мученика. Человека, который страдал в Уокинге из-за приверженнсоти Денниса к Хэмилтону. Человека, тянущего на своем горбу «Феррари», но лишившегося титула из-за ошибок штаба Доминикале. Человека, решившегося на риск с возвращением в «Макларен», но снова прогадавшего.
Примечательно, что на каждом из этих этапов испанец демонстрировал скорость. Вернее даже класс, который до сих пор позволяет ему находится в числе лучших гонщиков пелетона. «Жаль, что Фернандо не сможет с нами посоревноваться», - одновременно Льюис Хэмилтон предвкушал борьбу с Феттелем и отдал дань уважения Алонсо, который из врага давно уже стал ему товарищем.
Итак, будучи огражденным от какой-либо борьбы на трассе в силу неконкурентоспособности болида, Алонсо идет на рискованный шаг, который мог позволить только он и только в такой ситуации. Ведь участие испанца в гонке на «Кирпичнице» отличается от участия того же Хюлькенберга в «24 часах Ле-Мана», Алонсо будет вынужден пропустить Гран-при Монако. «Лучшего времени не придумать. Это идеальная возможность для Фернандо, потому что для него в «Формуле-1» сейчас ничего не происходит», - говорил в огромном интервью Марио Андретти. О ситуации в самом «Макларене» мы поговорим ниже, но истина в словах бывшего чемпиона Ф1 и так просматривается даже невооруженным взглядом. К слову, о заинтересованности Фернандо в других видах автогонок известно давно. Еще будучи пилотом «Феррари» испанец заявлял об интересе к «24 часам Ле-Мана».
«Тройная корона» - для нынешнего автоспорта это понятие скорее теоретическое, если вооще не миф. Времена, когда пилоты могли с легкостью сегодня принять участие в Гран-при Монако, завтра полететь во Францию, а через неделю принять участие в «Инди-500», давно канули в лету. Но испанец явно решил пойти против всех устоев. Алонсо уже успел заявить, что намерен стать первым гонщиком со времен Грэма Хилла, который попытается выиграть «Тройную корону», то есть одержать победы на Гран-при Монако, «Инди-500» и «24 часа Ле-Мана». Если не стать Шумахером с Сенной, можно пойти по другому пути, ведь Грэм Хилл пока единственный, кому подобное покорилось.
Последний шанс Макларена
Коллектив из Уокинга сейчас находится в кризисе, и это факт. Зак Браун безуспешно пытается отвлечь внимание от насущих проблем: смена индекса команды, разговоры о возможном возвращении к моторам «Мерседес», состоявшееся возвращение к историческому оранжевому окрасу ливреи, подготовка к снятию сериала о конюшне… Пессимисты даже в участии Алонсо в «Инди-500» увидели очередную попытку босса «Макларена» увести скрытый подтекст. А их предостаточно, ведь к привычным траблам мотора прибавились и возникшие из неоткуда проблемы шасси, из-за которых Алонсо не доехал до финиша тот же Гран-при Австралии.
100 млн. долларов «неустойки» за досрочный разрыв союза с «Хондой» ставят под огромный вопрос любые претензии британского коллектива на победы как таковы. В таких условиях напрашивается логичный вопрос – как британцам удержать одного из лучших пилотов, чей контракт истекает через восемь месяцев? Вряд ли новый регламент по моторам перевернет все с ног на голову в чемпионате, да и он наступит не завтра, а испанцу то уже 35 лет.
Удовлетворить желание испанца к победам, хоть и путем таких радикальных мер, напрашивающийся вариант, о чем немного позже признался и Эрик Булье: «Почему нет? Каждый использует свои фокусы, когда речь идет о переговорах по контракту». Вторит французу и Марио Андретти: «Я так скажу, хоть Монако наверняка и станет самой подходящей для «Макларена» трассой в этом году, после «Инди-500» Фернандо будет куда более счастлив, чем если он проведет уик-энд в своей обычной машине».
Гран-при Монако чуть ли не единственный шанс для «Макларена» выстрелить. Но Булье и на это нашел логичный ответ: «Нужно смотреть на ситуацию шире. В первую очередь, у нас есть Дженсон – еще один чемпион мира, который обязательно выжмет максимум из нашей машины. У нас также есть Стоффель. Мы верим в его огромный потенциал – он также способен на многое. Вандорн побеждал в Монако, выступая в GP2, так что он знает, как здесь нужно гоняться». По факту, Эрик прав, жаждущий снова испытать свои силы в бою Баттон не намного хуже (а то и лучше) страдающего за рулем Алонсо.
Вести переговоры о продлении контракта нужно уже сейчас. И в таком свете шаг Макларена смотрится более чем логичным, чтоб там Хорнер не советовал Брауну. К тому же, немецкое издание Bild утверждает, что Фернандо Алонсо начал переговоры с «Рено» о переходе во французскую конюшню со следующего сезона. Вот теперь сиди и думай на месте Брауна, чем бы еще да угодить Алонсо, а шутки о велогоночной команде «Макларена» (Фернандо – заядлый велосипедист) обретают новые краски.
Давайте не будем откидать на второй план еще одну банальную истину. США это важнейший рынок с коммерческой точки зрения. Таким образом, в этом проекте масса положительных сторон. Напомним, что испанец будет выступать за команду «Андретти Автоспорт», машина которой будет выкрашена в оранжевый цвет и брендирована логотипами «Макларена».
Кто еще будет в выигрыше?
Лучше всех эту ситуацию снова описал Марио Андретти: «Подобные вещи невероятно полезны для всего спорта. Они привлекают гораздо больше внимания журналистов и к «Индикару», и к «Формуле-1». Да, «Либерти Медиа» еще не успели себя проявить сполна, и могут очень негативно отнестись к подобным выходкам. Но…
Компания то сама родом из Штатов, и она должна быть заинтересована к привлечению местного зрителя, а участие двукратного чемпиона мира как нельзя лучше должно сказаться в положительную сторону. Присутствие трассы в Остине в календаре Ф1 и клиентской команды «Хаас» уж точно пока не являются фактором, который может заставить Джона Доу переключить свой канал с поединка «Кавальерс» – «Рэпторс» (пусть некоторые из Вас сочтут это прогнозом) на, скажем, русский этап «Королевы автоспорта».
Опросы болельщиков о популярности гонщиков и команд «Формулы-1» вызывают удивление. На фоне падающего интереса фанатов к «Макларену», захлебывающемуся в своих проблемах (с 20,6 до 16,7% за два года), популярность Фернандо Алонсо ростет (с 12,7 до 16,9% за аналогичный период). Это один из самых высоких показателей на данный момент, буквально перед Гран-при Китая испанец отдал пальму лидерства Льюису Хэмилтону.
Скажем так, новому руководству не стоит воспринимать такие новшества в штыки, скорее стоит соответствовать первому слову в собственном названии, относиться к подобным вещам либерально.
Реакция паддока
Ну, здесь мнения разделились. Часть мира «Формулы-1» поддержало поступок Алонсо и «Макларена», часть – восприняла с недоумением.
Дженсон Баттон: «Почему у меня так много пропущенных?» (имхо, лучшая шутка уик-энда).
Нико Хюлькенберг: «В моем случае все было совсем иначе. Я не уходил из «Формулы-1», как сделает он. Я бы никогда не согласился на такое, если бы мне пришлось пропустить Гран-при. В особенности Монако».
Кристиан Хорнер: «Фернандо находится в сложной ситуации, переживает тяжелые времена. У Зака Брауна есть проблема – гонщик в депрессии, для которого ему нужно стараться сохранить мотивацию. В результате родилась идея отправить Алонсо в «Индианаполис». Должно быть, он сошел с ума, это самая безумная гонка из всех, что я когда-либо видел».
Рубенс Баррикелло: «Когда я увидел эту новость, то не поверил своим глазам. Он не просто пропускает гонку – он пропускает Монако!»
Хуан-Пабло Монтойя: «Фернандо – чертовски крутой пилот. Ему надо всего лишь разобраться с тактикой преследования машин. Возможно, после «Формулы-1» опасность «Инди-500» для Фернандо станет шоком. Но если команда все сделает правильно, то он справится».
Ромен Грожан: «Я б на 100% не сделал этого. Я очень тяжело работаю, чтоб улучшить результаты команды, а такого рода поступки не пойдут на пользу».
Серхио Перес: «Ни за что в жизни не пропустил бы один из лучших этапов сезона!»
Райан Хантер-Рей: «Добро пожаловать в команду! Огромный поступок! Спортсмен с большой буквы, мастер обгонов, с нетерпением жду совместной работы».
Марко Андретти: «Добро пожаловать в команду! Огромный шаг для автоспорта».
Льюис Хэмилтон: «Алонсо? Здорово, что пилотам позволяют так поступать. Мне кажется, гонщикам должны разрешать участвовать больше чем в одном чемпионате. Ведь в прошлом пилоты уже выступали сразу в нескольких гоночных сериях. Так что участие Алонсо в «Индикаре» мне кажется классным».
Так что все это значит?
По большому счету, как все, так и ничего. С одной стороны, «Макларен» четко предопределил приоритеты на ближайшее будущее – тесное вынужденное сотрудничество с «Хондой» и ориентир на сохранение Алонсо любой ценой. Стоит отдать должное «Макларену», ведь конюшня не только пошла на встречу желаниям своей Примадонны, но и по максимуму пытается воспользоваться данной ситуаций. Все-таки, в прошлом году именно «Андретти Автоспорт», и именно дебютант одержал победу на «Кирпичнице».
В свою очередь, пролил свет на свои планы и Фернандо Алонсо: игрок жаждет трофеев в идеале, борьбы на трассе – как минимум. Уже гарантированное участие испанца в «Инди-500» и теоретически возможное в «24 часах Ле-Мана» сперва могут стать некой отдушиной испанца. Пока. В дальнейшем никто не мешает Алонсо добавить пункт в новый контракт, по которому он сможет в одностороннем порядке разорвать соглашение досрочно, или вообще присоединиться к тому же «Рено» этим летом.
По словам Зака Брауна, вся эта канитель с «Инди-500» и Алонсо началась как шутка. Шутка, которая была невозможна при Деннисе, но переросла в нечто большее сейчас. Смех продлевает жизнь, как известно, возможно эта «шутка» и продлит взаимоотношения астурийца с коллективом из Уокинга.
Но на долго ли?
Кроме того, спасибо Алонсо за "неполиткорректные" и потому интересные высказывания. Большинство гонщиков просто не могут позволить что-либо похожее, а кому интересны стерильные и выхолощенные комментарии?
Никогда специально не болел за Алонсо, но после последних лет в Макларене это время пришло.))
Дайте ему хоть сколько-нибудь конкурентную машину, мы все от этого выиграем.
Во-вторых, "Шутка ли, разменять престижное и священное как грааль Монако, на авантюру "на стороне" - серьезно? Может для нас это и важный этап, но никак не для самого гонщика.
В-третьих, чем взамен потери Алонсо на Монако рискуют Маки? Да как минимум фактом потери его на следующий сезон в целом. Если это поможет, многие будут аплодировать Макам, ибо раздобыть другого топ-пилота для британцев попросту невозможно.
В четвертых, не Баттону не дают тестить в Бахрейне, а Дженсон лично отказался. Он вообще был против идеи возвращаться в кокпит, там триатлон у него, куда уж Монако. И снова, чемпион Ф1 отказывается от "священного грааля" ради побегушек? Так Алонсо не один, выходит.
В пятых, Фернандо перед непосредственно гонкой на Кирпичнице, проведет две недели с Андретти Автоспорт и примет участие в другом этапе ИндиКара.
По-моему, ответы дал на все далеко не риторические вопросы.
В остальном плюсов намного больше, плюс зрительский интерес, об этом хорошо написано в этой и других статьях. Смотрите на вещи шире, вот как тот же Алонсо.))
Он же не зря сказал о желании выиграть Инди-500 и 24 часа Ле-Мана, это не только серьёзный, но и очень сильный ход.
Заодно, пусть и неожиданно, но приятно будет увидеть Баттона, которого очень не хватаает в этом году.
Наконец, такими поступками и делается история.