«У нас хотя бы не прототип». Чем нас удивила «Форс Индия»
Два назад команда презентовала болид, который вызвал не однозначную реакцию у общественности.
«Я прочитал статью этим утром, где Сириль Абитбуль из Рено сказал, что бедные команды, такие как Форс Индия, пострадают из-за этой гонки вооружений. Что ж, удачи ему, – сказал Виджей Малья. – Ему, возможно, придется взять свои слова назад. Дело не в количестве вооружений, а в качестве оружия».
«Я так горжусь этим инженерным великолепием. В отличие от Рено, это настоящая машина, которая выйдет на тесты».
Новый болид «Форс Индии» VJM10
Технические характеристики болида
Шасси: Монокок из углепластика с боковыми защитными панелями Zylon
Передняя подвеска: Алюминиевые стойки с треугольными рычагами из углепластика, стабилизатором и толкателем. Смонтированные на шасси торсионные пружины, амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости
Задняя подвеска: Алюминиевые стойки с треугольными рычагами из углепластика, стабилизатором и тягой. Гидромеханические пружины, амортизаторы и стабилизатор поперечной устойчивости
Колесные диски: Кованые, производства BBS по заказу «Форс Индии»
Силовая установка: Mercedes AMG High Performance Powertrains, турбированный двигатель V6 с рабочим объемом 1,6 л
Система ERS: Mercedes AMG High Performance Powertrains
Трансмиссия: Mercedes AMG F1, 8-скоростная полуавтоматическая коробка с системой, позволяющей максимально сократить время переключения передач.
Топливо и смазочные материалы: Petronas
Шины: «Пирелли»
Тормозная система: AP Racing/920E, диски и колодки производства Carbon Industries
Не густо команда предоставила данных.
Переднее крыло и носовой обтекатель
Носовой обтекатель шасси VJM10 сохранил уже традиционные для машин команды «Форс Индия» ноздри, но в этот раз их решили прорезать в передней части. Таким образом, внешние части конструкции образуют своеобразные пилоны, удерживающие переднее антикрыло, позволяя воздушному потоку легче проникать под шасси в области центральной секции.
По сути, решения всех без исключения команд направлены на тот же эффект, но вариант команды из Сильверстоуна можно назвать наиболее революционным.
В прошлом году воздушный поток, таким образом поступающий к нижней поверхности обтекателя, всасывался S-образным воздуховодом, признаков которого на шасси VJM10, к удивлению, обнаружено не было. Уверен, нам просто не всё показали…
Переднее антикрыло по традиции последних лет состоит из множества аэродинамических элементов. Судя по всему, представленный во время презентации вариант крыла является прямым наследником версии антикрыла шасси с последних гонок прошлого сезона, адаптированным под новые требования.
При этом область переднего антикрыла является наиболее требовательной к той части бюджета, которая выделена на доработку шасси в течение сезона, так что здесь мы увидим самые разные варианты.
Что касается области перехода от носового обтекателя непосредственно к шасси, то здесь команда «Форс Индия» пошла на непопулярное решение сгладить геометрию, оставив явную ступеньку на уровне передней подвески. С точки зрения эстетики такой выбор лучшим не назовешь, но если столь высоко расположенные внутренние крепления толкателей оправдают себя в плане механики и аэродинамики, поклонники быстро забудут про недостатки во внешнем облике шасси.
Что касается внутренних механизмов передней подвески, то этот аспект по-прежнему находится на рассмотрении «ФИА», так что в командах наверняка заранее продумали разные решения, которые можно будет внедрять по мере появления указаний свыше.
Боковые понтоны
В области перед передней кромкой боковых понтонов традиционно располагаются объемные конструкции открылков, именуемые боковыми дефлекторами. Эта вертикальная система направляющих играет колоссальную роль в плане общей аэродинамической эффективности шасси, помогая отводить часть воздушного потока из-под передней части днища автомобиля. А это, в свою очередь, позволяет повысить эффективность переднего антикрыла и днища.
В давние времена аэродинамическая эффективность боковых дефлекторов оценивалась в 10% от всей прижимной силы шасси, и сегодня мы вновь подходим к этим цифрам, так что по ходу сезона мы увидим довольно много доработок в этой области.
В функции второй вертикальной направляющей, размещенной на внешней кромке боковых понтонов, входит упорядочивание возмущенного воздушного потока, исходящего из зоны пониженного давления за передними колесами. А одновременно с увеличившийся шириной колес возрастает и важность этого элемента, непосредственно влияющего на эффективность работы боковин и днища.
Капот двигателя
Решения «Форс Индии» в области подголовника и впускного отверстия верхнего воздухозаборника оказались схожими с вариантом от «Рено». В 1997 году в «Джордан» уже применяли подобный вариант для разделения воздушного потока, исходящего от шлема гонщика, с тем, что направляется в верхний воздуховод.
Несложно заметить, что нижняя часть впускного отверстия воздуховода вылеплена таким образом, чтобы воздушный поток проходил здесь наиболее беспрепятственно.
Что касается капота силовой установки, то к задней части он очень аккуратно утончается, что позволяет направить больше воздуха на нижнюю плоскость заднего антикрыла.
Трудно обойти внимание огромный плавник, установленный поверх капота. Другие команды попытались придать ему хоть какую-то форму и эстетику… Здесь же мы видим абсолютно бесформенный щит – ни с чем иным, кроме как с доской для бесплатных объявлений он у меня не ассоциируется.
В прошлом инженеры уже использовали подобные конструкции на шасси Ф1, но в какой-то момент регламент был изменен таким образом, что их установка оказалась нелегальной. Полагаю, скоро мы увидим новый запрет...
Заднее антикрыло
Заднее антикрыло в новом сезоне будет значительно шире в размерах и устанавливаться будет ниже. В отношении геометрии торцевых пластин команда «Форс Индия» не удивила – они пошли по пути «Зааубер» и «Рено», сделав своеобразные скосы в задней части торцевиков.
Такая конструкция пластин в области пониженного давления позади колес должна обеспечить большую эффективность работы днища и диффузора.
Диффузор
Большинство команд предпочли не показывать детально конструкцию диффузора своих новых шасси во время презентаций. Они не только постарались брать другие ракурсы для фотографий, но и выбрали очень темную цветовую гамму для этих затененных элементов, чтобы затруднить к ним зрительный доступ.
Передняя и задняя подвеска
Передняя подвеска шасси VJM10 выполнена с использованием традиционной геометрии с толкателями и двойными рычагами. Однако, как я уже говорил ранее, подождем и посмотрим, какое решение вынесет «ФИА» по поводу внутренних механизмов в этой области – быть может, нас ждут новости.
Задняя подвеска также не претерпела кардинальных изменений – все те же двойные рычаги и тяги, как и в последние несколько сезонов.
В связи с увеличившейся шириной передних и задних колес роль геометрии подвески значительно возрастет. В последние годы на эту область не обращали серьезного внимания, поскольку гораздо важнее была аэродинамика.
Однако теперь, когда колеса стали столь массивными, их поддержка и крепление выйдет на первый план.
«В прошлом году мы закончили сезон четвёртыми, так что я не вижу причин, почему нам не по зубам улучшить этот показатель. Многие думают, что мы продолжили развивать машину в прошлом году по ходу сезона в ущерб постройке нового болида, но это совершенно не так», - заявил Серхио Перес.
Малья: «Поверьте мне, этот парень всех удивит. Он произвёл на нас впечатление два года назад, когда тестировал наш болид. Он произвёл на нас впечатление, когда работал на симуляторе. Он талантливый и скромный парень. Он хочет учиться. У нас есть команда с очень хорошими учителями. Они отлично формируют наших пилотов. Хюлькенберг является хорошим тому примером. Когда Нико пришёл к нам, то лишь уничтожал резину. Когда он покинул команду, то превосходно работал с покрышками. Наши люди уверены, что с Оконом попадут в точку».