Пилот года в «Формуле-1»
Макс Ферстаппен был в центре внимания в каждом Гран-при.
Вряд ли спустя годы о сезоне-2016 вспомнят с волнением: «Мерседес» выиграл третий чемпионат мира подряд, Льюис Хэмилтон и Нико Росберг одержали на двоих 19 побед, боролись порой жестко, но так и не переступили грань, за которой начинаются хаос и безумие – их противостояние, оставшееся под контролем австрийских функционеров, не взорвало гонки и не превратилось в эпохальную битву за лидерство в доминирующей команде.
Тем не менее, 67-й чемпионат мира не был скучным: ярко дебютировал «Хаас», высоко взлетела «Форс-Индия», вокруг Даниила Квята сформировалась зона бедствия, а Себастьян Феттель с каждым этапом отдалялся от побед – почти в каждом Гран-при возникали локальные истории, заслуживавшие интереса. Некоторым парням удавалось недолго концентрировать на себе внимание прессы, но никто из них – включая представителей «Мерседеса» – не попадал в центр фокуса от этапа к этапу и не привносил в гонки ничего нового, захватывающего и необычного.
Никто, кроме Макса Ферстаппена.
Мастер обгонов
Голландец совершал эффектные маневры еще в дебютном сезоне в «Ф-1», но некоторым этого казалось мало – мол, для того, чтобы обогнать какой-нибудь «Заубер», великого мастерства не требуется. Так что словно специально для скептиков Ферстаппен продемонстрировал умение опережать любого соперника (в том числе неуступчивого Себа Феттеля) – по ходу нынешнего чемпионата он совершил 78 обгонов в разных условиях, а также провел классный маневр в борьбе с Нико Росбергом в дождевом Гран-при Бразилии: гонщик «Ред Булл» вырвался вперед по внешнему радиусу в повороте «Курва ду Сол».
Макс утверждает, что тренируется на PlayStation, но, если бы все было так просто, остальные наверняка за пару месяцев достигли бы схожих результатов. Нет, успехи Ферстаппена – это не столько следствие тренировок в видеоигре и выбора необычного места для атаки (зачастую пилот включается в сражение там, где его не ждут), а удивительный контроль болида – трюки Макса исключительны тем, что повторить их способен не каждый: менее талантливого ждет разворот, вылет или контакт с другой машиной.
Жесткая защита
Недостатки, разумеется, есть у всех. Слабостью Ферстаппена оказалось почти маниакальное нежелание пропускать быстрых соперников, но при этом молодой гонщик нашел способ держаться впереди даже в почти проигранных дуэлях: в ключевые моменты он просто блокировал конкурентов. К подобному приему голландец прибегал еще в «Формуле-3», да и в дебютном сезоне в «Ф-1» иногда действовал схожим образом, но до выхода на топ-уровень грязные маневры Макса не привлекали всеобщего внимания.
В каком-то смысле эти опасные действия пошли на пользу «Формуле-1»: во-первых, зашевелились на брифингах коллеги; во-вторых, негласный кодекс поведения на торможении (появившийся в свое время из-за Михаэля Шумахера) ФИА наконец-то внесла в книгу правил; в-третьих, у болельщиков появились поводы обсуждать что-то, кроме утомившей всех стерильной борьбы Хэмилтона и Росберга. Так бодрить гонки никому не удавалось уже давно.
В центре фокуса
Особенность прошедшего сезона – участие Ферстаппена почти во всех главных событиях. Макс стал причиной перевода Квята в «Торо Россо», участвовал в острых сражениях с пилотами «Феррари», а также заставил нервничать ребят из «Мерседеса» – несмотря на то, что в борьбе за чемпионский титул не участвовал.
Характерный эпизод, доказывающий, что без Макса в нынешнем сезоне не могло состояться ни одно мало-мальски значимое событие, произошел на Гран-при Абу-Даби: после неудачного старта голландец все же добрался до второго места (соперники уже совершили пит-стоп, а он – еще нет) и вынудил атаковать Росберга, которому хотелось провести очень тихую гонку с финишем на подиуме, чтобы стать чемпионом. Возможно, другой счел бы за благо аккуратно уступить позицию сопернику, который решает глобальную задачу, но пилот «Ред Булл» уперся и не уступал до последнего – и это несмотря на звучавшие ранее уговоры соперников не вмешиваться в чужие дела.
Чемпионское качество
В 2016-м Макс привлекал не только отсутствием уважения к устоям «Формулы-1», но и удивительным свойством – умением мгновенно пользоваться представляющимся шансом. Доктор Гельмут Марко намекает, что голландец временами ходит по краю, ведь единственную возможность для атаки легко перепутать с первой попавшейся и совершить нетерпеливый безрассудный маневр, однако Ферстаппен допускает все меньше просчетов, и в будущем наверняка станет еще сильнее.
Такими фантастическими качествами выделяются спортсмены с чемпионскими задатками. Все великие гонщики умели что-то выдающееся: Сенна наводил ужас на конкурентов в квалификациях и в дождь, Шумахер в решающих ситуациях включал фирменное ускорение, Прост тонко чувствовал, когда следует беречь ресурсы машины, а когда нужно гнать изо всех сил. У Ферстаппена есть шанс войти в историю человеком, умеющим определять исход Гран-при в один момент.
Самое прекрасное в карьере Макса – то, что она едва началась, и мы можем наблюдать за тем, как главный талант поколения идет к вершине или самоуничтожается. И то, и другое – прекрасные спортивные истории, которые нужно смотреть всем. И даже если в 2017 году в «Формуле-1» вновь будет доминировать «Мерседес», мы все равно продолжим наблюдать за гонками – из-за Макса Ферстаппена.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; Global Look Press/Jordi Galbany/ZUMAPRESS.com
Столько слов, а на деле вчистую проиграл Дэну.
Ф-1 всегда была шоу. Но сейчас этот тренд достиг апогея. На ровном месте раскрутили пилота, который уступал даже Сайнцу. Искусственно убили Рикьярдо, и вот тебе все узрели чемпиона. Ну что же, вполне возможно он и выиграет. Но. Это лишь докажет, что нынешняя Ф-1 просто гигантское шоу, где когда нужно у кого-то горит мотор, отказывает электроника, и т. д . и т. п. Очень хочу ошибиться.