Чемпионы «Формулы-1», которые внезапно завершали карьеру
Многие не поняли их решения.
Некоторые гонщики хватаются за каждую возможность остаться в пелотоне на любых условиях, а другие уходят из «Формулы-1» на пике востребованности. Что заставляло пилотов, совсем недавно выигрывавших чемпионат мира, завершать карьеру?
Джеки Стюарт
Когда ушел: сразу после третьего титула
Причина ухода
Трехкратный чемпион мира на протяжении всей карьеры боролся, чтобы «Формула-1» стала безопаснее. И хотя ему удалось добиться многого, автоспорт по-прежнему оставался смертельно опасным занятием, так что шотландский пилот благоразумно завершил карьеру в 34 года сразу после очередного крупного успеха.
На Гран-при США, который должен был стать последним этапом Джеки, трагически погиб его напарник Франсуа Север, и инцидент окончательно убедил Стюарта в правильности принятого решения.
Ники Лауда
Когда уходил: через два года после второго титула и через год после третьего
Причина ухода
После окончательного разлада с Энцо Феррари Лауда перешел в «Брэбэм» Берни Экклстоуна, с которым так и не смог вернуться в борьбу за чемпионство. К тому же Ники незаметно для себя стал больше интересоваться финансовыми условиями выступлений, чем самими Гран-при. Все закончилось тем, что в конце 1979 года пилот «устал гоняться по кругу» и сосредоточился на собственной авиакомпании.
Через два года Лауда вернулся в «Формулу-1», в 1984-м в составе «Макларена» выиграл третий титул чемпиона мира, а еще через год окончательно завершил карьеру в возрасте 36 лет.
Джоди Шектер
Когда ушел: через год после чемпионства
Причина ухода
В чем-то история ухода единственного южноафриканского чемпиона мира похожа на ситуацию с Нико Росбергом. В отличие от Нико, Шектер погонялся в «Формуле-1» еще один сезон после добытого титула , но вместе с полной неконкурентоспособностью нового болида «Феррари» осознал и собственную опустошенность:
«Я хотел выиграть чемпионат мира и я это сделал. Сразу после этого пропало и волшебство. К тому же в те времена каждый год погибали один-два пилота».
Потеря мотивации и рациональный страх за свое здоровье помогли южноафриканскому пилоту порвать с «Формулой-1» и найти себя в фермерском деле.
Алан Джонс
Когда ушел: через год после чемпионства
Причина ухода
Австралиец в 34 года стал чемпионом мира и едва не повторил успех в следующем сезоне. Тем удивительнее стало заявление об уходе из «Формулы-1» на пике карьеры ради спокойной жизни на ферме в родной Австралии.
Тем не менее, Джонс так и не смог окончательно попрощаться с «Ф-1», и, за год заскучав на ферме, начал искать варианты для возвращения в большие гонки. После нескольких неудачных попыток Джонс смог на полтора года закрепиться в молодой команде «Хаас-Лола», с которой в одном из Гран-при занял четвертое место.
Найджел Мэнселл
Когда ушел: сразу после чемпионства
Причина ухода
Мэнселл порывался уйти из «Формулы-1» еще в 1990 году — он не ужился с напарником по «Феррари» Аленом Простом и вчистую проиграл ему сезон. Но, в конце концов, «Британский лев» передумал и ограничился сменой команды, вернувшись в почти родной «Уильямс».
На второй сезон в английской команде Мэнселл получил в свое распоряжение потрясающий болид, на котором выиграл больше половины гонок сезона и в 39 лет, наконец, выиграл чемпионат.
Но переговоры о контракте на следующий сезон прошли неудачно. Кроме финансовых условий пилота не устроило, что Фрэнк Уильямс решил пригласить в команду Проста. Таким образом, следующий сезон Мэнселл провел на американских овалах, с первого раза выиграв чемпионат в «Индикаре».
Ален Прост
Когда ушел: сразу после четвертой победы в чемпионате
Причина ухода
Прост пришел в «Уильямс» на замену Мэнселлу в 1993 году, набравшись сил после года отдыха, и с первой попытки выиграл чемпионат на очередном доминирующем болиде от Эдриана Ньюи.
На следующий год перед французом появилась перспектива внутрикомандной битвы с Айртоном Сенной, в которую «Профессор» решил не ввязываться, и он закончил выступления в «Формуле-1» непобежденным.
Мика Хаккинен
Когда ушел: через два года после последнего титула
Причина ухода
Став отцом, финн по-новому оценил риски, связанные с автогонками. За свою карьеру в «Формуле-1» Хаккинен попадал в несколько серьезных инцидентов и не был готов это повторять в новом семейном положении.
Сначала Мика планировал пропустить всего один сезон-2002, чтобы больше времени уделять семье и заодно уступить место своему перспективному соотечественнику Кими Райкконену. Но отпуск затянулся, и в «Формулу-1» Хаккинен так и не вернулся.
Кими Райкконен
Когда ушел: через два года после чемпионства
Причина ухода
Когда стало известно, что «Феррари» предпочла Райкконену Фернандо Алонсо, финн ясно дал понять, что намерен продолжать карьеру в «Формуле-1» только в топ-команде. Самым реалистичным был вариант с возвращением в «Макларен», некоторые издания даже сообщали о подписанном контракте, но в итоге стороны не достигли соглашения и Кими остался без «Формулы-1» на сезон-2010.
Райкконен продолжил карьеру в WRC, и хотя он не говорил об окончательном прощании с «Ф-1», многие помнили, какими долгими обычно получаются перерывы у финских чемпионов. И все-таки через два года Кими вернулся в Гран-при, подписав контракт с «Лотусом», и сумел выиграть гонку в первый же сезон после простоя.
Нико Росберг
Когда ушел: через несколько дней после окончания чемпионского сезона
Причина ухода
Чемпионский титул и победа над Льюисом Хэмилтоном полностью удовлетворили амбиции Нико Росберга, который посчитал, что «Формула-1» теперь не будет его мотивировать, как прежде. И, конечно, так же как и со многими другими ушедшими чемпионами, огромную роль в решении Нико сыграло желание проводить как можно больше времени с семьей.
Кто-то хвалит Росберга за очередной прагматичный шаг, а кто-то только утвердился в мнении, что «Формуле-1» не нужен такой чемпион. Как бы то ни было, Нико провел в «Ф-1» богатую карьеру, которая, благодаря чемпионскому завершению, с каждым годом будет смотреться все красивее.
Фото: globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Heritage-Image, National Motor Museum/Heritage-Images; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau, Mike Hewitt, Andreas Rentz/Bongarts, Clive Mason
Чемпионом в 1970 стал, ушел, правда, не так как рассчитывал.
Возможно, стоило бы ещё добавить, что о том, что это последняя гонка Стюарта, не знал никто, кроме самого гонщика и его жены. Об этом решении он собирался объявить по окончании сезона, ровно так же, как сделал Росберг (с тем отличием, что перед Гран-При США Стюарт уже досрочно завоевал свой третий титул).
История должна была получиться невероятно красивой: чемпион проводит свой сотый Гран-При и уходит непобеждённым, передав чемпионский болид и эстафету своему напарнику.
Напарника сэр Джеки, к слову, оценивал очень высоко, и действительно рассматривал его в качестве своей смены и будущего первого пилота (а мнение Стюарта владелец команды Кен Тирелл очень уважал).
Однако Франсуа Север на тот момент ничего об этом не знал. Возможно, поэтому стремился показать себя и перестарался в сражении за поул в Уоткинс-Глене. В итоге команда решила не выходить на старт гонки...а Джеки Стюарт хоть и ушёл непобеждённым, но совсем не в такой обстановке, как планировал.