Что делают пилоты «Формулы-1» после завершения карьеры
Дженсон Баттон, Фелипе Масса и Нико Росберг на пенсии не заскучают.
Когда гонщики завершают карьеру в «Формуле-1», им приходиться задумываться о постепенной смене рода деятельности. Какое-то время они, конечно, продолжают пилотировать в других гоночных сериях, но мотивация не усиливается, свободного времени оказывается больше и вопрос о новой профессии встает острее. В этом году в «Ф-1» завершили выступления ветераны Дженсон Баттон и Фелипе Масса, а также ставший чемпионом мира Нико Росберг. Куда им отправиться после гонок?
Бизнес
Примеры: Ники Лауда, Нельсон Пике, Дэвид Култхард
Как правило, пилоты заканчивают свою карьеру состоятельными людьми (а некоторые такими ее и начинают). Поэтому у гонщиков есть возможность начать свою предпринимательскую деятельность сразу с крупномасштабных проектов.
Один из самых ярких примеров успешных бизнес-инвестиций подал Ники Лауда, основавший собственную авиакомпанию Lauda Air. Проект, начинавшийся с чартерных перевозок, вырос в крупную компанию и в 1990-е занимался ежедневными межконтинентальными перелетами.
Еще одним успешным бизнесменом стал Нельсон Пике, чьим главным проектом долгое время была компания по предоставлению систем спутниковой навигации для грузового транспорта Autotrac, считавшаяся весьма прибыльной.
Если хорошенько поискать, то почти у любого гонщика можно найти долю в каком-нибудь бизнесе. Начиная с отелей Дэвида Култхарда и заканчивая супермаркетами Педру Диниса.
Сельское хозяйство
Пример: Джоди Шектер
Южноафриканец Джоди Шектер — единственный человек в мире, выигрывавший чемпионат мира в классе «Формула-1» и приз Sainsbury’s Telegraph Award за лучшую натуральную телятину.
После неожиданного завершения карьеры в автогонках Шектер сменил несколько самых разных специализаций. Пытался стать профессиональным теннисистом, занимался симуляторами стрельбы для подготовки американских полицейских, но 25 лет назад, после переезда в Англию, занялся выращиванием органически чистых продуктов.
Фермерство оказалось настоящим призванием Шектера, на развитие которого он не жалеет средств. И хотя он признается, что сельское хозяйство — не самое прибыльное занятие, он продолжает им с удовольствием заниматься по идейным соображениям.
Управление командой
Примеры: Джек Брэбэм, Брюс Макларен, Герхард Бергер и многие другие
Мечта многих гонщиков — основать собственную команду. В былые романтические времена такие конюшни добирались до лидирующих позиций в «Формуле-1», но сейчас затраты на содержание сложной гоночной структуры сильно выросли, поэтому спортсмены рискуют запускать свой фирменный бренд только в младших сериях.
Тем не менее, у пилотов остается возможность найти руководящую должность и в командах «Формулы-1». Например, можно пойти путем Герхарда Бергера и выкупить 50 процентов акций команды, а можно быть таким же классным, как Лауда — и тебя самого будут звать налаживать коммуникацию с пилотами в чемпионскую конюшню.
Менеджмент
Примеры: Йос Ферстаппен, Кеке Росберг
В обязательную программу для многих бывших пилотов «Формулы-1» входит продвижение в автоспорте собственных детей или, в крайнем случае, родственников.
И чем старше становится наследник, тем сильнее увеличивается роль отца в развитии ребенка. В какой-то момент работа менеджером превращается в основную профессию для бывших гонщиков.
Менеджерские функции могут трансформироваться в зависимости от таланта ребенка и амбиций отца. Если наследник достаточно способен, чтобы самостоятельно заслужить место в «Формуле-1», то задачей отца становится продвижение сына до топ-команды, но если с перспективами все не так благополучно (почти всегда так и получается), то родителю приходится уже решать вопрос максимально комфортного трудоустройства ребенка в других сериях.
Часто бывшие пилоты находят время на поддержку других перспективных гонщиков из своей страны и оказывают, таким образом, большую услугу для всего автоспорта.
Политика
Пример: Карлос Ройтеман
Звезда «Формулы-1» 1970-1980-х аргентинец Карлос Ройтеман после завершения карьеры в автоспорте увлекся политикой, и в 1991 году был избран губернатором провинции Санта-Фе. Отработав на посту полный четырехлетний период, бывший пилот «Феррари» в 1999-м вернулся на губернаторскую должность еще на один срок.
В какой-то момент возникли предположения, что Карлос даже поборется за пост президента страны, но в итоге гонщик-политик предпочел более спокойную работу в сенате.
Посол бренда
Яркие примеры: Мика Хаккинен, Джеки Стюарт
Отличной подработкой для многих заслуженных гонщиков становится сотрудничество с брендами, приближенными к «Формуле-1». Все, что требуется от пилотов – это улыбаться на спонсорских мероприятиях в разных частяx света, участвовать в милых промоакциях разной степени вирусности и не светиться при пользовании услугами конкурентов.
Такой формат сотрудничества особенно хорошо освоили сэр Джеки Стюарт, Мика Хаккинен и, например, Ален Прост – чемпионы мира с удовольствием представляют производителей часов, автомобилей и дорогой алкоголь.
Много контрактов в следующем году будет и у Нико Росберга. Действующие чемпионы мира всегда особенно интересны крупным компаниям, да и у Нико появится много свободного времени, часть которого он сможет потратить на участие во всевозможных рекламных мероприятиях.
Спортивный чиновник
Пример: Алекс Вурц
Хорошие связи с членами автомобильных федераций и руководством гоночных серий могут помочь развить карьеру спортивного чиновника. Сначала экс-пилоты становятся стюардами, а после – если хорошо ориентируется в политических течениях – проходят путь до руководителей комитетов или автоклубов.
Телевидение
Примеры: Дэвид Култхард, Джеймс Хант, Мартин Брандл, Энтони Дэвидсон
Натренированные постоянными брифингами, неудобными экспресс-интервью и пресс-конференциями пилоты сами после окончания карьеры тянутся к журналистике. Для некоторых работа в кадре даже становится новой профессией.
Для начала можно поработать экспертом – опыт пилотирования современных гоночных машин помогает оценивать работу действующих спортсменов. А если свободного времени больше, то следует переходить к роли репортера на пит-лейн или телекомментатора.
Учитывая то, как здорово Фелипе Масса комментировал гонку сына и Даниэля Риккардо, легко представить бразильца и на телевидении (тем более, что на него уже вышли представители Sky Italia). Дженсона Баттона же наверняка постарается заполучить канал Sky Sports.
Фото: Gettyimages.ru/Stuart Franklin, Fox Photos; REUTERS/Enrique Marcarian; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Мучения - это авиакомпания Мальи.