В «Макларене» скандал. Что случилось?
Руководитель компании отправлен в отставку.
Что произошло?
Если кратко – произошел конфликт между владельцами автомобильной компании «Макларен» Роном Деннисом (ему принадлежат 25 процентов акций), Мансуром Ойехом (тоже 25 процентов акций) и бахрейнским фондом Mumtalakat (50 процентов акций), в результате которого арабские совладельцы вынудили Денниса отойти от дел.
Рон в последнее время активно искал крупного партнера, который помог бы ему взять власть в «Макларене» под свой полный контроль, и на прошлой неделе представил неких китайских инвесторов, которые намеревались выкупить британскую компанию за 1,65 млрд фунтов стерлингов. Однако Ойех и Mumtalakat, недовольные работой Денниса, отказались от сделки, и в свою очередь предложили главе корпорации добровольно покинуть свою должность.
Англичанин отказался, и тогда его партнеры провели экстренное заседание правления, на котором проголосовали за отставку. Попытки Денниса оспорить решение в суде ни к чему не привели, и во вторник он все-таки объявил об уходе.
Почему это важное событие?
Уход Денниса – это окончание важной главы в истории «Макларена». Рон руководил компанией 35 лет, и за это время добился впечатляющих успехов в спорте и бизнесе: превратил умирающую команду в одного из самых успешных участников «Формулы-1», а также основал производство дорожных автомобилей, которое сегодня приносит компании значительную прибыль.
В начале 1980-х Деннис пригласил в «Макларен» конструктора Джона Барнарда, который произвел в гонках техническую революцию – именно с подачи талантливого инженера все команды начали создавать монокок болида из углепластика. При Деннисе «Формула-1» стала чище в буквальном смысле – в его команде первыми стали следить за тем, чтобы боксы были похожи на операционные комнаты, а не на грязные гаражи.
Кроме того, Рон активно влиял на гоночные события: вернул в автоспорт Ники Лауду, подписал за небольшие деньги лучшего пилота тех лет Алена Проста, а после заполучил Айртона Сенну и моторы «Хонда». Эти действия привели к тому, что на несколько лет «Макларен» стал доминирующей силой в чемпионате мира. В 90-х Деннис организовал альянс с «Мерседесом», с которым в итоге были выиграны еще три чемпионата мира в зачете пилотов и один Кубок конструкторов.
Если он такой великий человек, то почему его вынудили уйти?
Партнеры терпели авторитарный стиль работы Рона до тех пор, пока он давал результаты. К сожалению, в последние годы у «Макларена» в спорте большие проблемы – глава компании допустил несколько серьезных просчетов. Сначала он поставил на должность руководителя многолетнего помощника Мартина Уитмарша, который был хорошим управленцем, но оказался плохим стратегом – именно недальновидные действия Уитмарша привели к тому, что «Макларен» провалил несколько гоночных сезонов (Мартин потребовал прекратить развитие потенциально успешного болида и бросить силы на разработку новой, провальной модели).
Кроме того, Уитмарш и Деннис переоценили готовность «Хонды» к возвращению в «Формулу-1» – английская компания слишком рано прекратила сотрудничество с «Мерседесом» и начала работу с японским мотористом, и до сих пор не может вернуться к подиумам, не говоря о победах. Ускорить прогресс не получается из-за того, что Деннис блокировал попытки «Хонды» поставлять двигатели еще одной команде «Ф-1» (которая могла бы стать дополнительным испытательным полигоном).
За последние годы «Макларен» растерял крупных спонсоров (и на нашел им замены), многие из которых являлись многолетними партнерами, и лишился своего лучшего пилота, Льюиса Хэмилтона (к уходу гонщика привели не только неудачи на трассах, но также конфликт с Деннисом).
Наконец, Рон, возвращаясь на место главы команды после увольнения Уитмарша, должен был сделать то, что умел лучше всех – привлекать в структуру лучших людей, переманивать у конкурентов отличных специалистов и расставлять их по местам таким образом, чтобы они друг другу не мешали, но на деле все ограничилось Питером Продрому, Йостом Капито (который толком еще и не начал трудиться) и Эриком Булье. Появление последнего вообще сковало рекрутинговые возможности «Макларена». Например, недавно покинувший «Феррари» талантливый конструктор Джеймс Эллисон не перешел в «Макларен» из-за возможного конфликта рабочих интересов с нынешним гоночным директором.
Неудивительно, что в итоге правление «Макларена» потеряло доверие к Деннису.
Что будет с Деннисом и «Маклареном» дальше?
Сейчас Рон уходит в отпуск, который будет длиться до истечения контракта, и лишь после вынужденного отдыха примется за дело. В своем письме он пообещал создать новую компанию, в которой ему никто не будет мешать:
«Я планирую основать новый технологический инвестиционный фонд, который воспользуется моими знаниями, финансовыми ресурсами, а также внешними инвестициями для преследования многочисленных коммерческих возможностей, возникавших в последние годы, но за которые я не мог взяться из-за приверженности текущему делу».
В «Макларене» же заявили о намерении найти Рону замену. Пресса сообщает о возможном возвращении Уитмарша, кроме того, рассматриваются варианты с Заком Брауном и Россом Брауном. Не исключено, что на повышение пойдет экс-глава автоспортивного подразделения «Фольксвагена» Йост Капито или вообще в структуру будут приглашены люди из других программ крупных автопроизводителей.
Но, конечно, без Денниса это будет уже совершенно другая компания.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Grand Prix Photo/AFLO; Gettyimages.ru/Clive Rose; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMA Press
Предполагаю следующее развитие событий:
1. Через пару лет у Макларена с Хондой таки получается болид, способный бороться за победы.
2. Массово выходят статьи на тему "фундамент нынешних побед заложен Роном Деннисом".
Решение перейти на Хонду было правильным. С мотором Мерседес можно быть только вторым после самого Мерседеса. Макларен такой расклад не интересует. Проблема в том как это было сделано. Араи поменяли, но похоже проблема не только в нем. Рон не смог обеспечить нормальную коммуникацию между Уокингом и японцами. Это чисто управленческий косяк, за который он поплатился креслом.
Уитмарш - был хорошим боссом, но я бы не хотел, чтобы он снова возглавил команду. Надеюсь, что Зак Браун согласится. А еще очень хочу, чтобы Джеймс Эллисон сменил Булье. И не потому, что у Эрика плохая репутация у нас в стране - это слишком субъективный фактор. Просто с Булье связано слишком много напрасных ожиданий последних лет.
Японцам не дали времени на подготовку - можно было заключить соглашение, скажем, на 2017-й, и подождать, пока те подготовят достойные, многократно испытанные силовые установки. И до этого времени ездить на проверенном "Мерседесе".
Сам "Мерседес" при этом не отказывался от роли поставщика двигателей. Да, заводская команда получила бы преференции, а "Макларен" оказался бы в роли "Уильямса", но зато не было бы этого ненормального падения на дно в плане результатов.
Гордость руководства "Макларена" взяла свое: мы не хотим быть второсортной командой, поэтому пустимся в рисковый проект, который не факт, что даст плоды в ближайшие пару лет. Эти плохие годы можно было пережить пусть и на хлебе с водой, но хотя бы не голодными.
Добавлю от себя. Есть ещё один немаловажный фактор. Из-за эпичного провала моториста, Макларен потерял ориентацию в плане оценки развития шасси и аэродинамики. Мак пытался свалить все проблемы на японцев, японцы намекали что не только в СУ дело. Можно смело сказать что два сезона Макларен уже потерял, и не факт, что в новом регламенте Продрому сваяет болид уровня борьбы за победы-подиумы, тем более титулы.
В принципе решения по Рону закономерное.
Главный косяк в этом - действительно отстутствие второй команды. Чего стоило дать движки тому же Зауберу? Ну какие они конкуренты Маку?
По-моему, Уитмарш был очень плохим боссом. Сначала он никак не мог выжать из потенциально чемпионской команды и болида результат (в 2010-2012), а потом и вовсе увел Мак в пропасть. Булье - это вообще очень плохой босс, абсолютно не умеющий работать с пилотами, и простите за клише, постоянно прикрывающий свою жирную задницу.
Пока у РБР есть Ньюи, а в Энстоуне нет даже Эллисона, быки могут спать спокойно, положив очередной КК и личный титул под подушку.
Я не согласен по поводу денег. Мерседес был готов дальше поставлять двигатели Макам. И у нас были деньги их покупать. Просто всем было прекрасно понятно, что Мерседес будет делать двигатель "под себя". Под себя будет устроена система охлаждения, "себе" будет выдавать самые новые спецификации под самые ответственные ГП (не ну а че, мы же не можем давать непроверенный в боевых условиях двигатели нашим партнерам, а вдруг не взлетит?!).
При прочих равных, ты будет вторым. Спасти тебя может гений типа Ньюи, и то, если в у заводчанина провал в отделе аэродинамики.
p.s. по поводу "предела совершенства". Все верно сказано. НО:
1) если речь не идет об ограничениях регламента ака "жетоны"
2) на длинной дистанции. двигатели приходят к общму знаменателю лет через 6-7, но никак не на следующей год, особенно с учетом п.1