11 мин.

10 главных событий этого сезона «Формулы-1»

В пятницу на бельгийском автодроме «Спа-Франкоршам» начнутся первые после долгого перерыва заезды «Формулы-1». Глеб Каланов напоминает о том, что происходило в предыдущих сериях сезона-2016.

Провал нового формата квалификации

alt

Страх и ужас двух первых Гран-при сезона – субботняя борьба за поул. ФИА постановила проводить квалификацию по новым правилам, рассчитывая превратить розыгрыш мест на стартовой решетке в сражение на выбывание, но идея не сработала: из-за необходимости экономить комплекты резины (а также из-за заведомого неравенства сил) многие участники отказывались от борьбы задолго до истечения положенного времени.

Тишина на треке еще до клетчатого флага, пустеющие трибуны – и привыкшие к сохранению интриги до последнего момента болельщики оказались страшно недовольны. Их поддержали, кажется, все – гонщики и руководители команд тут же потребовали отменить провальные нововведения. ФИА услышала их только после Гран-при Бахрейна, когда стало ясно, что жрать кактус больше нельзя, и вернула привычный формат квалификации к третьей гонке сезона.

Невероятный дебют «Хааса»

alt

Новому коллективу «Формулы-1» «Хаасу» предрекали судьбу «Катерхэма» и «ХРТ» – других команд, которые начали в «Формуле-1» с нуля и ничего не добились. Скептиков не впечатлил даже основательный подход дебютантов: целых две базы, устойчивое финансирование, тесная кооперация с «Феррари», опытные инженеры и сильный Ромен Грожан в роли первого пилота. Но американцы смогли впечатлить сразу же – на Гран-при Австралии Грожан успешно воспользовался красными флагами и сменил резину без потери времени, что привело к финишу на шестом месте. Одной гонкой «Хаас» перекрыл все «достижения» команд-новичков последних лет.

Ромен смог еще несколько раз привести болид VF-16 в очки, и сейчас американская конюшня занимает достойное восьмое место в Кубке конструкторов. Ниже коллектив вряд ли опустится, даже несмотря на «старания» Эстебана Гутьерреса.

Победная серия Росберга

Вице-чемпион мира шикарно начал сезон и заставил задуматься о конце доминирования Хэмилтона – пока Льюиса преследовали неудачи, Нико проводил безупречные гонки и увеличивал отрыв в личном зачете, который в один из моментов составил 43 очка. С учетом побед в конце сезона-2015, Росберг выиграл семь Гран-при подряд и стал рассматриваться в качестве фаворита чемпионата. На лице пилота блуждала довольная улыбка и казалось, что трудолюбие Нико наконец-то начало брать верх над огромным талантом Хэмилтона.

Подиум Квята и рокировка в «Ред Булл»

alt

Даниил Квят завалил квалификации в первых Гран-при и не смог добиться многого в гонках, особенно на фоне стабильного Даниэля Риккардо. Но первый подиум в сезоне команде «Ред Булл» принес именно российский гонщик: неплохая стартовая позиция, блестящий рывок и третье место на финише (правда, без прокола у Риккардо Даниил остался бы вне подиума). Обливающийся шампанским Квят, ярлык «русской торпеды», навешанный Феттелем и западными журналистами, сильная форма «Ред Булл» – все это внушало надежду, что подиум в Шанхае не станет последним для России в нынешнем сезоне «Формулы-1».

Но через две недели произошел переворот – на Гран-при России Квят подтвердил новое прозвище, дважды «торпедировав» Феттеля (но на этот раз в прямом смысле), вместе с этим повредив машины напарника Риккардо и другого пилота системы «Ред Булл» – Карлоса Сайнса-младшего.

Сочинский инцидент стал триггером шокирующих перемен: Квята понизили в «Торо Россо», а в «Ред Булл» перевели Макса Ферстаппена. По сведениям из паддока, замена на юного голландца так или иначе планировалась, а провал Даниила лишь ускорил события. Действия руководителей «Ред Булл» психологически надломили Квята – с момента перевода в «Торо Россо» он смог заработать лишь два очка.

Столкновение Хэмилтона и Росберга в Испании

Увидеть столкновение двух главных претендентов на титул, которые еще и являются напарниками, мы видим не слишком часто. В Барселоне Росбергу удался хороший старт, однако из-за ошибок в настройках немец не закрепил преимущество, и Хэмилтон попытался отыграться. Огромная разница в скорости и попытка Нико отстоять позицию привели к тому, что англичанин оказался на траве, потерял контроль над машиной и сыграл в кегельбан с Росбергом – гонка для «Мерседеса» закончилась, не успев начаться.

Инцидент привел к серьезным разборкам в коллективе – никому не хочется выставлять себя клоунами. Команда не стала публично никого обвинять, но дала понять, что повторение подобного недопустимо.

Ферстаппен – самый молодой победитель Гран-при

alt

Авария двух «Мерседесов» подарила потрясающую по накалу гонку, державшую в напряжении до финиша – и выиграл ее Макс Ферстаппен. У голландца сложилось все: фавориты устранились на старте, выбранная тактика оказалась верной, а сам Макс выдержал прессинг Кими Райкконена.

Выиграв первую же гонку за «Ред Булл», Ферстаппен взорвал автоспортивный мир – пресса и специалисты пришли в восторг от молодого гонщика, а спорность рокировки с Квятом мгновенно ушла на второй план.

Макс – новая звезда «Формулы-1», и талант находит признание как у болельщиков, так и у коллег. С момента перевода в «Ред Булл» парень набрал больше очков, чем Риккардо, успел выиграть гонку и взять еще три подиума, но главное – никому и в голову не приходит сказать, что Ферстаппен занимает чужое место.

Риккардо теряет победу в Монако

Дождевой Гран-при Монако был отличным шансом для «Ред Булл» выиграть еще раз – и поскольку опьяненный барселонским успехом Ферстаппен разбил машину и в квалификации, и в гонке, повести «быков» к триумфу должен был Дэн Риккардо.

Австралиец успешно справлялся вплоть до остановки в боксах, а затем механики «Ред Булл» совершили ужасную ошибку, попросту забыв принести покрышки лидирующему «Медоеду». Это была катастрофа – Риккардо потерял уйму времени и выехал позади Льюиса Хэмилтона, пройти которого на узкой трассе в Монако оказалось невозможно. Возможно, самое обидное второе место в карьере австралийца – чего только стоит его выражение лица после финиша

Еще одно столкновение Хэмилтона и Росберга

Ремейк событий эпичного Гран-при Испании произошел и в Австрии, на этот раз на последнем круге гонки. Хэмилтон вновь позади и вновь быстрее, попытка почти удавшейся атаки наткнулась на жесткую оборону Росберга, который довел дело до контакта и выдавил напарника с трассы – но в ущерб себе.

В столкновении немец повредил переднее антикрыло и доехал последний круг в режиме круиз-контроля, пустив вперед Ферстаппена и Райкконена. А Хэмилтон выиграл.

«У меня ощущение дежавю», – заявил исполнительный директор «Мерседеса» Тото Вольфф. – «Это точно не то, что мы хотим видеть. Мы выглядим как кучка идиотов, а это неуважение по отношению к 1500 сотрудникам, которые лезут из кожи вон, стараясь как можно лучше подготовить болиды. Вот почему это должно прекратиться».

«Феррари» идет не туда

Сезон «Феррари» в двух словах: упущенные возможности. «Мерседес» выиграл почти все гонки, за исключением Гран-при Испании, но в этом не только заслуга «серебряных стрел» – немалый вклад внесла Скудерия. Ошибки стратегов лишили Себастьяна Феттеля возможных побед в Австралии и Канаде, бездарная тактика не позволила добиться большего в Монако и Испании. А еще был взрыв покрышки в Австрии у шедшего на подиум Феттеля, которого явно передержали на трассе, технические сходы в Австралии и Бахрейне – потеря кучи очков произошла исключительно по своей вине.

В итоге сезон похоже, станет провальным (по меркам «Феррари») – пока команда толком не развивала машину, «Ред Булл» сумел вырваться вперед по чистой скорости. В последних Гран-при Феттель и Райкконен вовсе не могли даже зацепиться за подиум, и будущее выглядит неясным – недавно команду покинул технический директор Джеймс Эллисон, опытнейший специалист, без которого будет непросто приспособиться к грядущим изменениям регламента.

Хэмилтон на форсаже

alt

После неудачного начала сезона Льюис собрался: шесть из семи последних Гран-при закончились его триумфами (причем четыре победы были одержаны за один месяц), и от 43-очкового преимущества напарника не осталось и следа. Льюиса наверняка ждет штраф за смену мотора (а другое наказание может возникнуть из-за чрезмерного количества предупреждений), но даже в такой ситуации мало у кого возникают сомнения в том, что за счет высочайшей скорости и безошибочного пилотажа Хэмилтон никому не оставит шансов на пути к четвертому титулу.

И другие важные эпизоды

– После жуткой аварии в Мельбурне врачи не допустили серьезно пострадавшего Фернандо Алонсо до Гран-при Бахрейна.

Место испанца занял чемпион GP2 Стоффель Вандорн, который тут же заработал первое очко для «Макларена». В следующем сезоне ждем бельгийца в «Формуле-1» на постоянной основе.

– Сергей Сироткин стал резервным гонщиком «Рено» и успел поучаствовать в свободной практике на Гран-при России за рулем желтого болида. Учитывая успехи в GP2 и солидных спонсоров, у Сироткина есть реальный шанс оказаться в «Формуле-1» в 2017 году.

– Паскаль Верляйн совершил подвиг на Гран-при Австрии, заняв десятое место за рулем «Манора». Для маленькой команды из Банбери любое очко сродни подиуму, потому неудивительно, что скромный успех Верляйна праздновался как победа. Благодаря выступлению немца «Манор» опережает «Заубер» и претендует на хорошие призовые по итогам сезона.

– А может, «Манор» сможет добраться до очков в этом году еще раз – ведь хорошего парня, но посредственного гонщика Рио Харьянто перед второй половиной сезона заменил еще один талантливый пилот Эстебан Окон. Будучи протеже одновременно «Мерседеса» и «Рено», француз будет стараться изо всех сил, чтобы получить место получше на сезон-2017.

– «Заубер» пытается выбраться из ямы, начав с «головы» – швейцарская команда сменила владельца. Теперь командой из Хинвила управляет инвестиционная компания Longbow Finance S.A., связанная с шведской компанией Tetra Pak.

– Отдельного упоминания заслуживает Серхио Перес – мексиканец в этом сезоне действительно вышел на новый уровень. Чеко взял два подиума на среднем болиде «Форс-Индии», уверенно опережает напарника Хюлькенберга в общем зачете и готовится перейти на следующую ступень – менеджмент Переса ведет переговоры с «Рено» и «Уильямсом».

Фото: Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com