6 мин.

Почему в истории с Росбергом и Ферстаппеном все не правы

Дмитрий Федотов – об ошибках пилотов и ФИА. 

alt

Если не считать сошедшего с ума от радости и опьяневшего Риккардо (кстати, вы обратили внимание на реакцию австралийца на одно и то же место на финише после Монако и Германии? – Все познается в сравнении), главной гоночной историей на «Хоккенхаймринге» стала битва Росберга и Ферстаппена на 29-м круге: Нико, пассивно просидевший почти треть заезда за двумя «Ред Булл», наконец-то пошел в атаку, но завершил ее так, что получил штраф от стюардов. 

История эта, в общем, уже завершилась, и вряд ли будет горячо обсуждаться в будущем: Росберг слишком интеллигентный человек, чтобы устраивать срач непонятно ради чего (упущенное второе место ему точно никто не вернет), Ферстаппен же доехал до подиума и тоже не вспомнит о том, что было. Другие гонщики прямо сейчас бегут на пляжи и пьют пиво (почти дословная цитата Баттона) – летний перерыв наступил сразу после финиша Гран-при Германии. То есть, проводить брифинги и что-то обсуждать никто не собирается. К моменту старта бельгийского уик-энда действия Росберга и Ферстаппена окончательно забудутся и у всех на уме будут совсем другие мысли. 

Но нам-то спешить некуда, и поскольку до следующей гонки еще четыре недели, можно рассмотреть историю со штрафом пилоту «Мерседеса» со всех сторон – ФИА, Ферстаппена и самого Росберга. 

ФИА должна поощрять борьбу

В целом, у меня нет претензий к штрафу Нико: ситуация была пограничной и стюарды поступили в соответствии с буквой закона. Однако, если бы на их месте был я, то вряд ли бы вынес немцу такое суровое наказание как 5 секунд в боксах: во-первых, учитывая скорость болидов и положение апекса, я так и не увидел злого умысла в действиях Росберга (ситуацию хорошо разобрал Энтони Дэвидсон, поэтому повторять его не буду), во-вторых, гонщик «Мерседеса» выдавил конкурента не на траву и не в гравий, а просто на обочину – Ферстаппену даже в стесненных условиях хватило сцепления, чтобы почти на равных разогнаться с «Мерседесом». Если уж признавать Нико виновным, то можно было придумать другое наказание: потребовать обратно отдать позицию Ферстаппену. Напомню, что спорный обгон состоялся на 29-м круге, а уже на 33-м стюарды вынесли решение – за это время Росберг не успел далеко уехать от голландца. 

Я посмотрел состав стюардов и опечалился. По традиции, лишь один из них является спортсменом (два других – это президенты национальных федераций: Пауль Гутьяр и Хосе Абед), и в этот раз человеком с гоночным опытом был уже давно отошедший от настоящих дел Эмерсон Фиттипальди. Главная проблема ФИА как раз в том, что среди ее стюардов редко бывают современные гонщики – скажите, каким образом Фиттипальди понимает поведение нынешнего болида «Формулы-1»? Кроме того, учитывая быстроту принятия решения, подозреваю, что смягчающие обстоятельства для Росберга вообще в расчет не принимались. 

Я не призываю разрешить жесткую борьбу, столкновения и откровенные выпихивания в опасных местах, но должен же быть какой-то разумный подход к этому вопросу? 

Ферстаппен – не ангел

alt

Макс вроде как пострадавшая сторона, но постойте – он снова начал смещаться в сторону в зоне торможения. И не говорите, что он пытался войти в поворот – в зоне торможения на прямой болиды не поворачивают. Закрывать калитку стоило раньше, а если вы с соперником начали поддавливать на тормоза, то, согласно гоночному этикету, должны придерживаться выбранной траектории. Смещение в сторону конкурента – это опасное дело, за которое в иные времена можно было в лучшем случае выслушать серьезные претензии после заезда в боксах, а в худшем – получить по лицу. 

Когда гонщик попадает в спорный эпизод один раз – это может быть случайным следствием обстоятельств, но вторая похожая история – уже тенденция. Впрочем, Макс – будущий великий чемпион, поэтому неудивительно, что он действует так, как когда-то действовали другие будущие великие чемпионы. Айртон Сенна в 1984-м устраивал перед соперниками такие выкрутасы, что самым добрым словом в его адрес было «ублюдок», а после виляний Михаэля Шумахера в середине 90-х и вовсе придумали то самое правило, согласно которому пилоту нельзя при защите позиции менять траекторию больше двух раз. 

ФИА пока не видит в действиях голландца ничего криминального, но гонщики перед каждым Гран-при проводят собственные собрания, на которых обсуждают опасные действия коллег. Маневры Ферстаппена перед Хоккенхаймом уже обговаривались, и не похоже, чтобы он вынес из этого урок. Не исключено, что в будущем Макс снова станет центральной фигурой на повестке дня. 

Тут я бы хотел отметить, что в двух последних историях (в Венгрии и Германии) Максу крупно везло – его соперниками были достаточно аккуратные гонщики: Райкконен (который вообще всегда очень чисто обгоняет и оставляет место сопернику для борьбы) и Росберг, которому попросту нельзя было попадать в аварию при лидирующем Хэмилтоне.

Не удивлюсь, если в следующий раз Ферстаппен вновь будет странно защищать позицию, а его соперником окажется человек, которому нечего терять, и мы станем свидетелями интересной аварии. 

Росберг заработал репутацию

alt

Наивно считать, что, рассматривая действия Росберга, стюарды никогда не слышали и не видели другие его маневры: от «вылета» в квалификации в Монако и удара болида Хэмилтона в Спа до недавнего выдавливания напарника на последнем круге Гран-при Австрии. Последний случай вообще очень сильно похож на нынешний и не исключено, что именно он сыграл решающую роль в решении наказать немца. 

Что Нико ждет дальше?

После Германии Росберг отстает от Хэмилтона на 19 очков и уходит на перерыв не в лучшем настроении. Да, у него еще будет возможность отыграться (Хэмилтона ждет гонка с двойным штрафом и, скорее всего, стартом с последнего ряда), но, во-первых, Гран-при еще надо выиграть (а мы видим, что Нико, в отличие от Льюиса, не может побеждать «по заказу»), а, во-вторых, Хэмилтон даже в этой тяжелой гонке наверняка наберет определенное количество очков и вряд ли позволит напарнику отыграть 25 зачетных баллов за один этап. 

Чемпиона, конечно, в итоге все равно могут определить неисправности и случайности, но, как сказал в разговоре с Тедом Кравицем уважаемый немецкий журналист Михаэль Шмидт: «В дни, когда у обоих пилотов «Мерседеса» все складывается как надо, у Росберга нет шансов опередить Хэмилтона». Росберг слишком мягок и корректен в целом и совсем не умеет обманывать или по-настоящему подставлять кого-то (мы видели не раз, что происходило, когда он пытался играть нечестно – все сразу вскрывалось). В обычной жизни это очень хорошие качества, но, чтобы выиграть у превосходящего по мастерству пилота на гоночной трассе, нужно обладать невероятным везением или быть настоящим засранцем.

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Clive Mason (3)