Почему в истории с Росбергом и Ферстаппеном все не правы
Дмитрий Федотов – об ошибках пилотов и ФИА.
Если не считать сошедшего с ума от радости и опьяневшего Риккардо (кстати, вы обратили внимание на реакцию австралийца на одно и то же место на финише после Монако и Германии? – Все познается в сравнении), главной гоночной историей на «Хоккенхаймринге» стала битва Росберга и Ферстаппена на 29-м круге: Нико, пассивно просидевший почти треть заезда за двумя «Ред Булл», наконец-то пошел в атаку, но завершил ее так, что получил штраф от стюардов.
История эта, в общем, уже завершилась, и вряд ли будет горячо обсуждаться в будущем: Росберг слишком интеллигентный человек, чтобы устраивать срач непонятно ради чего (упущенное второе место ему точно никто не вернет), Ферстаппен же доехал до подиума и тоже не вспомнит о том, что было. Другие гонщики прямо сейчас бегут на пляжи и пьют пиво (почти дословная цитата Баттона) – летний перерыв наступил сразу после финиша Гран-при Германии. То есть, проводить брифинги и что-то обсуждать никто не собирается. К моменту старта бельгийского уик-энда действия Росберга и Ферстаппена окончательно забудутся и у всех на уме будут совсем другие мысли.
Но нам-то спешить некуда, и поскольку до следующей гонки еще четыре недели, можно рассмотреть историю со штрафом пилоту «Мерседеса» со всех сторон – ФИА, Ферстаппена и самого Росберга.
ФИА должна поощрять борьбу
В целом, у меня нет претензий к штрафу Нико: ситуация была пограничной и стюарды поступили в соответствии с буквой закона. Однако, если бы на их месте был я, то вряд ли бы вынес немцу такое суровое наказание как 5 секунд в боксах: во-первых, учитывая скорость болидов и положение апекса, я так и не увидел злого умысла в действиях Росберга (ситуацию хорошо разобрал Энтони Дэвидсон, поэтому повторять его не буду), во-вторых, гонщик «Мерседеса» выдавил конкурента не на траву и не в гравий, а просто на обочину – Ферстаппену даже в стесненных условиях хватило сцепления, чтобы почти на равных разогнаться с «Мерседесом». Если уж признавать Нико виновным, то можно было придумать другое наказание: потребовать обратно отдать позицию Ферстаппену. Напомню, что спорный обгон состоялся на 29-м круге, а уже на 33-м стюарды вынесли решение – за это время Росберг не успел далеко уехать от голландца.
Я посмотрел состав стюардов и опечалился. По традиции, лишь один из них является спортсменом (два других – это президенты национальных федераций: Пауль Гутьяр и Хосе Абед), и в этот раз человеком с гоночным опытом был уже давно отошедший от настоящих дел Эмерсон Фиттипальди. Главная проблема ФИА как раз в том, что среди ее стюардов редко бывают современные гонщики – скажите, каким образом Фиттипальди понимает поведение нынешнего болида «Формулы-1»? Кроме того, учитывая быстроту принятия решения, подозреваю, что смягчающие обстоятельства для Росберга вообще в расчет не принимались.
Я не призываю разрешить жесткую борьбу, столкновения и откровенные выпихивания в опасных местах, но должен же быть какой-то разумный подход к этому вопросу?
Ферстаппен – не ангел
Макс вроде как пострадавшая сторона, но постойте – он снова начал смещаться в сторону в зоне торможения. И не говорите, что он пытался войти в поворот – в зоне торможения на прямой болиды не поворачивают. Закрывать калитку стоило раньше, а если вы с соперником начали поддавливать на тормоза, то, согласно гоночному этикету, должны придерживаться выбранной траектории. Смещение в сторону конкурента – это опасное дело, за которое в иные времена можно было в лучшем случае выслушать серьезные претензии после заезда в боксах, а в худшем – получить по лицу.
Когда гонщик попадает в спорный эпизод один раз – это может быть случайным следствием обстоятельств, но вторая похожая история – уже тенденция. Впрочем, Макс – будущий великий чемпион, поэтому неудивительно, что он действует так, как когда-то действовали другие будущие великие чемпионы. Айртон Сенна в 1984-м устраивал перед соперниками такие выкрутасы, что самым добрым словом в его адрес было «ублюдок», а после виляний Михаэля Шумахера в середине 90-х и вовсе придумали то самое правило, согласно которому пилоту нельзя при защите позиции менять траекторию больше двух раз.
ФИА пока не видит в действиях голландца ничего криминального, но гонщики перед каждым Гран-при проводят собственные собрания, на которых обсуждают опасные действия коллег. Маневры Ферстаппена перед Хоккенхаймом уже обговаривались, и не похоже, чтобы он вынес из этого урок. Не исключено, что в будущем Макс снова станет центральной фигурой на повестке дня.
Тут я бы хотел отметить, что в двух последних историях (в Венгрии и Германии) Максу крупно везло – его соперниками были достаточно аккуратные гонщики: Райкконен (который вообще всегда очень чисто обгоняет и оставляет место сопернику для борьбы) и Росберг, которому попросту нельзя было попадать в аварию при лидирующем Хэмилтоне.
Не удивлюсь, если в следующий раз Ферстаппен вновь будет странно защищать позицию, а его соперником окажется человек, которому нечего терять, и мы станем свидетелями интересной аварии.
Росберг заработал репутацию
Наивно считать, что, рассматривая действия Росберга, стюарды никогда не слышали и не видели другие его маневры: от «вылета» в квалификации в Монако и удара болида Хэмилтона в Спа до недавнего выдавливания напарника на последнем круге Гран-при Австрии. Последний случай вообще очень сильно похож на нынешний и не исключено, что именно он сыграл решающую роль в решении наказать немца.
Что Нико ждет дальше?
После Германии Росберг отстает от Хэмилтона на 19 очков и уходит на перерыв не в лучшем настроении. Да, у него еще будет возможность отыграться (Хэмилтона ждет гонка с двойным штрафом и, скорее всего, стартом с последнего ряда), но, во-первых, Гран-при еще надо выиграть (а мы видим, что Нико, в отличие от Льюиса, не может побеждать «по заказу»), а, во-вторых, Хэмилтон даже в этой тяжелой гонке наверняка наберет определенное количество очков и вряд ли позволит напарнику отыграть 25 зачетных баллов за один этап.
Чемпиона, конечно, в итоге все равно могут определить неисправности и случайности, но, как сказал в разговоре с Тедом Кравицем уважаемый немецкий журналист Михаэль Шмидт: «В дни, когда у обоих пилотов «Мерседеса» все складывается как надо, у Росберга нет шансов опередить Хэмилтона». Росберг слишком мягок и корректен в целом и совсем не умеет обманывать или по-настоящему подставлять кого-то (мы видели не раз, что происходило, когда он пытался играть нечестно – все сразу вскрывалось). В обычной жизни это очень хорошие качества, но, чтобы выиграть у превосходящего по мастерству пилота на гоночной трассе, нужно обладать невероятным везением или быть настоящим засранцем.
Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Clive Mason (3)
Автор вряд ли фанат Росберга, но чувствуется, что его как и всех прибомбила вся эта ситуация с обгонами, непонятно долгими питстопами, запретами на борьбу.
Энтони Дэвидсон в видео четко разложил что к чему, Ферс там не ангел.
К Максу вопросов ещё больше, НО, хватит обелять Росба. Нико абсолютно не умеет в плотную борьбу. Он либо в неё не лезет, либо нарушает настолько явно, что не заметить этого невозможно.
Обвиняйте стюартов, которые боятся вынести малейшее наказание обнаглевшему школьнику.
P.S. по мне (если уж судить по нынешним стандартам), так адекватным решением было заставить Нико вернуть позицию, а Ферстаппену выписать пару штрафных баллов за маневры на торможении.
Если Нико дают ехать, это значит, что Нико сливают. Браво!
Особенно Нико прессует Лауда. Прямо все косточки перемыл ему :( С тыла пробрался Бергер и все, у Нико просто не было шансов сбежать из этого мерзкого коллектива. Но ничего, через 2 года у него точно все получится. Ну, кроме завоевания титула, но ведь ежу понятно, что в этой ситуации серебро чемпа куда ценнее, чем липовый горшок Хама!
Чаще всего Негрито проигрывает, когда у него машина просто не может выехать из боксов. Это показывает, насколько Нико таки крут!
Когда секундомер не работает, не надо ждать ни секунды - обслуживай машину так быстро, как умеешь, а Тото объяснит стюардам, что айфон - дерьмо и пусть вообще сами контролируют отбывание наказания.
Дружеская квала Нико в Монако, дружеский обгон в Спа не могли остаться без грязных (негр же!) игр в закулисье. Вот и верь после этого (людям) неграм!
Помощь команды во второй чемпионский сезон превысила все самые низкие образцы задвигания за всю историю ф1. Но они превзошли сами себя и задвинули Нико еще дальше и наглее с самого начала этого сезона. Куда смотрит фиа вообще??
Показушное равноправие обусловлено только тем, что в тот момент Хам еще не дососал на очередной титул, но теперь маски сброшены и мы видим всю гнилую сучность этой, с позволения сказать, команды. Фуф!
Потому что Хэмилтон это делает в рамках правил и традиций. Хэмилтон всегда был в меру жесткий пилот, как и должно быть чемпиону, а если вы хотите его покритиковать вспомните, Сенну, Проста, Шумахера хотя бы. Они были не менее, а может и более жестки.