Глава седьмая. Точка невозврата
Тренер всегда давал мне много советов. Если я пропускал беговую тренировку или тренажерный зал, он хотел об этом поговорить. В начале сезона 2007 тренер сказал мне, что я должен выбросить посторонние мысли из головы и сфокусироваться на работе. Он сказал, что мне нужно найти что-то, что предаст мне мотивацию и вдохновение на тренировках.
«Ты должен по настоящему захотеть. Поставь себе цель и добивайся ее. Мотивация – ключ к успеху».
Это был мудрый совет. В самом начале карьеры я надеялся заработать достаточно денег, чтобы родителям не пришлось меня обеспечивать. У мамы никогда не было стиральной машины и она ненавидела ручную стирку, и мне очень хотелось купить ей этот аппарат. Отец все время ворчал о деньгах и это сильно раздражало меня. Однажды, когда он снова завел разговор о счетах, я сказал ему: «Я верну вам каждый цент, который вы потратили на меня!» Если бы я заработал достаточно денег, может быть я бы смог купить ему машину.
Когда я впервые принял участие в профессиональных соревнованиях и пообщался с другими спортсменами, я узнал, как много зарабатывают ребята постарше и это просто взорвало мой мозг. За победу в Золотой Лиге – серии турниров, организованных IAAF, можно было получить 16 тысяч долларов. Более того, лучшим спортсменам платили просто за участие, иногда 40-50 тысяч за забег. Не говоря уже о выгодных контрактах, которые можно было заключить после большой победы. Хороший пример – Асафа Пауэлл, ямайский спринтер. В 2005 он установил новый мировой рекорд на стометровке – 9,77. Бах! Моментально он превратился в суперзвезду и огромное количество компаний и производителей напитков захотели спонсировать его. Каждый раз, когда я его видел, он сидел в какой нибудь крутой спортивной машине.
«Хмм, думаю мне нужно что-то вроде этого» – подумал я.
Для меня начало сезона 2004 оказалось не очень успешным. Я был очень воодушевлен перед Олимпийскими играми – побил много рекордов и являлся действующим чемпионом мира среди юниоров. Я был очень популярен и фанаты хотели видеть мои забеги. Многие компании готовы были мне платить, однако многочисленные травмы помешали мне раскрыть финансовый потенциал. Я подписал контракт с супермаркетом под названием Super Plus, по условиям которого они каждый месяц обеспечивали меня продуктами. Кроме того был скромный контракт с Puma, благодаря которому я был обеспечен беговыми кроссовками. Также моим партнером стал производитель мобильных телефонов Digicel. У меня скопились деньги на банковском счету, но этого было недостаточно и я довольно быстро их тратил. Настолько быстро, что вынужден был иногда занимать у мистера Пирта.
«Ты должен бережнее относится к деньгам» – говорил он мне.
Я подписал контракт с Рикки Симсом – спортивным агентом из Лондона. Мистер Пирт выбрал его для меня, потому что он успешно работал со многими звездными спортсменами, в том числе и с олимпийскими чемпионами. Рикки был ирландцем и мы с ним сразу поладили. Когда-то давно он достаточно успешно занимался бегом на средние дистанции, так что он отлично понимал, какое давление оказывается на меня, так же как и мой финансовый потенциал. Приехав в Кингстон, он рассказал мне как работает этот бизнес и сколько я смогу заработать, если реализую все свои возможности.
Конечно, я хотел зарабатывать больше денег – как призовых, так и от спонсорских контрактов. Чем больше медалей, тем больше тебе платят, все просто. Победа на крупных соревнованиях, таких как Олимпиада или Чемпионат мира, позволит мне заключить выгодные контракты с большими компаниями, а также попасть на телевидение и в рекламный бизнес.
«Это просто отлично» – думал я, – «высокие результаты позволят мне скопить деньги».
Наука Рикки была ясна. Если я хочу купить машину, как Асафа, мне необходимо побеждать на крупных соревнованиях. Однако, для победы мне нужно было обойти таких спортсменов, как Шон Кроуфорд и Джастин Гэтлин, а это не так просто. Я много соревновался в 2004 и 2005 годах, но по прежнему не мог закрепиться в статусе топового спринтера. Тогда тренер снова пришел мне на помощь. Он обнаружил серьезный недостаток в технике.
«Болт, ты постоянно пытаешься смотреть на своих соперников» – сказал он мне, – «этого нет на тренировках, но на соревнованиях во время забега ты вертишь головой и это снижает твою скорость. Если хочешь одолеть тех парней, просто смотри вперед».
Я прислушался к этому совету. Во время следующего забега я смотрел перед собой, пока не преодолел 150 метров. На финише, оглянувшись, я увидел, что соперники остались далеко позади.
«Ого, это работает!» – подумал я.
Благодаря этому я смог серьезно улучшить свои результаты, а значит и количество заработанных денег. Прошло не так уж и много времени, когда я смог купить маме стиральную машину.
В 2007 году, уже получая достаточно, я решил купить папе машину. Также я мечтал и о спортивном авто для себя. В то время я ездил на Хонде, которую любил, но мне хотелось чего-нибудь помощнее. Я использовал эту мечту для мотивации на тренировках. Я заметил, что не все молодые ямайские спортсмены думают о своем будущем так же много. Они были удовлетворены тем небольшим заработком, который имели. Я был не такой. Мне всегда хотелось большего, я хотел полностью реализовать свой потенциал и заработать деньги. Каждый раз встречаясь с Рикки я просил его рассказать мне как тот или иной спортсмен заработал так много.
Я напоминал себе о мечте каждый день. В моменты, когда хотелось все бросить, я говорил себе.
«Что я хочу больше всего?»
И в моей голове возникали картины спортивных автомобилей или хорошей одежды. Отличная была мотивация. Приложи усилия, чтобы получить все это.
Тем не менее, работа была непростой. На тренировках я бегал спринты по 300 метров один за другим, без передышек. Мое тело просто изнывало и чем больше я бежал, тем более сильную боль испытывал. Каждая мышца кричала «Стоп!» В такие моменты я должен был снова вспоминать о своих мечтах.
К счастью, тренер прекрасно знал как справиться с болью. Он называл это моментом, когда нет пути назад. Это чувство, когда тело буквально вопит о том, что нужно снизить нагрузку и передохнуть. Он считал, что если остановиться в этот момент, вся проделанная работа будет бессмысленной. Но если продолжить и повторить еще пару-тройку раз, тело будет становиться сильнее.
Я тоже научился преодолевать боль. Тренер заставлял меня бежать, когда мои мышцы буквально испытывали агонию. Вместо того чтобы сбавить обороты, в эти моменты я выкладывался на полную. Испытывая новые ощущения, я стал лучше понимать свое тело. Теория тренера была проста:
«Усэйн, ты никогда не можешь знать точно» – сказал он мне, – «ты можешь почувствовать боль в финале Олимпийских игр. И ты можешь остановиться, хотя боль будет временной и не такой уж сильной. Тогда ты потеряешь шанс на золотую медаль, может быть – навсегда. Но если ты научишься работать через боль, то будешь лучше понимать ее. Это означает, что ты никогда не упустишь свой звездный час».
И с каждой новой вспышкой боли я продолжал бежать. И с каждым забегом то чувство, когда нет пути назад, становилось все более ясным для меня.
Продолжение будет?