«Добро пожаловать в Итен - Дом чемпионов». В последние годы этот кенийский город стал беговой Меккой
Итен в бывшей кенийской провинции Рифт-Валли (ныне округ Эльгейо-Мараквет) привлекает к себе всё больше потенциальных чемпионов. Раньше это был сонный фермерский городок, а теперь он воспитывает лучших в мире бегунов на средние и длинные дистанции.
Именно этот небольшой город, расположенный на высоте 2400 метров над уровнем моря, за последние десятилетия дал миру так много великих кенийских спортсменов и по праву считается лучшей тренировочной площадкой для будущих олимпийцев.
Многие серьезные бегуны по всему миру мечтают здесь побывать. Они приезжают в Кению, чтобы лично увидеть, как тренируются местные бегуны, присоединиться к их тренировочным группам и испытать кенийские тренировки на себе. Если вы приедете в Итен в преддверии крупного международного соревнования, вы, скорее всего, найдете тренирующихся бегунов со всего мира.
А началось всё, по сути, с одного ирландского священника…
Колм О’Коннелл – крестный отец кенийского бега
Брат Колм О’Коннелл – культовая фигура не только для Итена, но и для всего легкоатлетического мира. Когда в 1976 году он покинул Ирландию, чтобы преподавать географию в Кении, у него не было никакого тренерского опыта в легкой атлетике.
"До этого я немного тренировал футболистов, но практически ничего не знал о беге" - рассказывает Колм О’Коннелл.
Он полностью погрузился в спорт и говорит, что сами спортсмены научили его тренировать. О’Коннелл отмечает, что, если бы он пришел к этому полностью подготовленным и с большим запасом теоретических знаний, он бы не добился такого успеха. В свете недавних историй об эмоциональном давлении и культе победы любой ценой, о которых рассказала бывшая спортсменка проекта Nike Oregon Project Мэри Кейн, слова О'Коннелла звучат пророчески: "Когда к вам приходит молодой спортсмен, у вас всегда возникает желание попытаться навязать то, что вы знаете о спорте, говоря: "Да, я точно знаю, что делать, чтобы ты добился успеха". Для себя я полностью изменил подход. Я спрашиваю себя, "а что мне приносит молодой спортсмен?" … Надо уделять больше времени и концентрации на них и на том, что они вам приносят, а не на том, что вы можете им предложить".
Три десятилетия спустя О’Коннелл становится одним из самых успешных тренеров в мире, а его школа Святого Патрика, расположенная в западной высокогорной деревне Итен, имеет непревзойденную историю подготовки кенийских чемпионов.
Десятки деревьев, посаженных вокруг Святого Патрика, школы с бюджетом 500 долларов в год, чествуют выдающихся выпускников, установивших мировые рекорды или выигравших Олимпийские игры, Игры Стран Содружества или чемпионаты мира.
О’Коннелл тренировал около 20 из этих чемпионов, в том числе Питера Роно (олимпийский чемпион 1988 года в беге на 1500 метров), Уилсона Кипкетера (3-кратный чемпион мира, медалист олимпийских игр и действующий рекордсмен в беге на 800 метров в закрытых помещениях) и, конечно же, Дэвида Рудишу (2-кратный олимпийский чемпион и действующий обладатель мирового и олимпийского рекорда в беге на 800 метров), успехи которых помогли Кении снискать международную славу в беге на средние и длинные дистанции.
Очень мало школ, которые могли бы сравниться со школой Святого Патрика в воспитании спортсменов-чемпионов. Если такие вообще есть.
В 2019 году на церемонии IAAF World Athletics в Монако 71-летний Колм О’Коннелл был удостоен Награды за тренерские заслуги (Coaching Achievement Award). Чествовал "отца кенийского бега" один из его самых успешных учеников Уилсон Кипкетер.
Хотя многие из его учеников заработали состояния в спорте, сам О’Коннелл ведет скромный образ жизни, живет по соседству со спортсменами, которых тренирует, и обычно наблюдает за их успехами по телевизору.
Школа Святого Патрика
О'Коннелл присоединился к школе Святого Патрика в 1976 году и в конце концов стал ее директором. Сейчас он ушел с преподавания, но по-прежнему работает тренером. Он проводит тренировочные сборы во время школьных каникул, работая с группой из 50 молодых спортсменов, которые тренируются три раза в день в течение шести недель.
Каждый день, когда ученики переходят из общежитий в классы, они проходят мимо деревьев, посаженных бывшими учениками, завоевавшими олимпийские медали, чемпионские титулы или установившие мировые рекорды. Сначала ученики отбирались по их академическим результатам в начальной школе, но Корнелиус Кембой - один из двух учеников, принятых за способности к бегу. "Моей целью всегда было попасть в эту школу", - говорит он.
До 15 лет Кембой бегал только ради развлечения, без какой-либо структуры и режима тренировок. Затем он был отобран программой поиска талантов и начал соревноваться.
"Мои родители очень меня поддерживают. Они знают, что я умею бегать, и они впечатлены моими результатами. Они всегда приходили посмотреть на меня, потому что я всегда был самым быстрым".
Быстрый бег у него в крови. У него есть два старших брата, которые получили стипендии в США благодаря своим беговым успехам. Сегодня они для него образцы для подражания. Кембой мечтает пойти по их стопам и совместить бег с хорошим образованием.
Нижняя койка в середине восьмого коридора, прямо перед второй перегородкой из фанеры, является домом для мальчика №6667. Кембой лежит в этой постели. Его кровать. Несколько друзей сидят на её краю, еще больше на соседних матрасах и еще больше на верхних койках, их головы смотрят через край, чтобы они могли следить за всем, что происходит внизу.
Первые уроки в школе Святого Патрика начинаются в 4:30 утра. Дети заняты весь день, пока последний урок не закончится в 22:00. Перерывы на чай, трехразовое питание и полтора часа занятий спортом, игр или отдыха - единственное, что может помешать их образованию.
"Важно, чтобы учащиеся научились быть хорошими людьми и дисциплинированными в жизни. Если они не научатся этому, они никогда не уйдут далеко", - говорит Питер Обвого, директор школы.
Плохое поведение, опоздание или обман караются плетью или тростью. Кембоя это не беспокоит. Он сосредоточен на беге и учебе.
Большой исторический успех Кении в беге является следствием того, что многие молодые спортсмены мечтают стать следующим большим чемпионом, о возможности поехать в западные страны для учебы на стипендию. Для некоторых это шанс жить недосягаемой жизнью.
В более развитых странах честолюбивые профессиональные спортсмены всю свою жизнь строят вокруг оптимизации тренировок. Для большинства в Кении это невозможно. Они просто бегают. Как Кембой.
Достаточно ли его усилий и таланта для получения стипендии в США, как это было у обоих его братьев - О'Коннелл не сомневается в успехе.
Что касается того, достигнет ли он своей цели стать одной из следующих великих кенийских звезд - предсказать труднее. Но многие пошли по тому же пути, по которому он идет сейчас.
Бросить всё и уехать за мечтой
Но бывают и обратные случаи, когда спортсмены из развитых стран отказываются от благ и перспектив в образовании и работе, уезжая в Кению, чтобы бегать. Стремительный рост результатов в дистанционном беге стран Восточной Африки объясняется их расположением в зоне среднегорья. Данные условия идеально подходят для развития выносливости, необходимой для достижения успеха в легкой атлетике.
История братьев-близнецов Джейка и Зейна Робертсонов как раз одна из них. В 17 лет они покинули родную Новую Зеландию и перебрались в Итен.
План казался таким простым, когда он зародился в их умах. Но когда самолет приземлялся в Найроби, Зейн наклонился к своему брату и спросил: "Джейк, что мы будем делать?".
Когда два бледных новозеландца со своими походными рюкзаками вышли на улицы Найроби, они ещё не понимали всей картины происходящего.
Это было 1 января 2007 года. План Джейка и Зейна Робертсона заключался в том, чтобы сбежать. Близнецы уехали из дома, чтобы перенести свой зарождающийся беговой талант в Кению, родину бега на длинные дистанции, погрузиться в кенийский образ жизни и работать, пока не достигнут вершин в этом виде спорта. Они приехали сюда, чтобы стать профессиональными бегунами и соревноваться на олимпийском уровне. И в их плане не было конечной даты.
Рассказывает Джейк:
"Регби – национальный спорт в Новой Зеландии. Все мальчики должны играть в регби. Год я играл в хоккей на траве и в футбол. Я любил баскетбол, но в Новой Зеландии баскетбол стал похож на регби – очень силовой. Я был слишком мал, чтобы хорошо играть против огромных парней. Поэтому я всё время ходил на забеги и постоянно побеждал; я и Зейн занимали первые два места на всех соревнованиях. Да, у нас были общие интересы, одни и те же друзья, и, конечно же, мы жили в одном доме, поэтому большую часть дел мы делали вместе. Зейн остался в регби еще на год после того, как я перестал играть. Моя мама была воспитательницей детского сада, отец - электриком. В экономическом отношении мы находились по верхней границе бедных или по нижней среднего класса. Наши родители развелись, когда мне было 10 или 11 лет.
В начальной школе мы выигрывали все межшкольные забеги. Но когда мы пошли в старшую школу, я начал проигрывать, и мне не понравилось это чувство. Так что я начал усерднее тренироваться. В 2005 году я поехал на чемпионат мира по легкой атлетике среди юниоров и участвовал в забеге на 3000 метров. Мне было 15 лет, я соревновался с 18-летними. Я был явно талантлив и не любил проигрывать. Мы смотрели Олимпиаду 2004 года - Бернар Лагат, Элиуд Кипчоге. Они вдохновили нас. Я хотел сам оказаться на Олимпиаде. Когда я начал тренироваться в старшей школе, я хотел выйти на этот уровень.
Но мы с братом сильно отличались от сверстников. В Новой Зеландии с этим сложно. Люди чувствуют, что ты другой. Забавно, если бы мы жили в Америке, я думаю, мы были бы популярны, но в Новой Зеландии, если вы не играете в регби, вас начинают задирать. Это случилось в средней школе, когда мы перестали играть. Дети да, но учителя тоже были несправедливы по отношению к нам. Они позвонили моей матери и заявили, что у нас анорексия. Это было просто следствием большого бегового объема; это было смешно.
Когда мы начали выигрывать национальные титулы, учителя начали относиться к нам с уважением, но было уже слишком поздно. Я ненавидел среднюю школу.
Нам не нравилась Новая Зеландия; из-за издевательств мы решили держаться подальше. Еще одной причиной были деньги: у нас было очень мало денег. Единственным другим вариантом было приехать в США для учебы в колледже. Колледжи звонили; они звонили даже после того, как я переехал в Итен, но я уже видел свой путь. Я подумал, что никто никогда не делал этого достаточно долго, чтобы увидеть плоды тренировок в Африке. Я верил, что это может сработать.
Не уверен, сколько у нас было денег по прилету в Кению. Сотовый телефон, тренировочное снаряжение, фотоаппарат, iPod. Мы нашли парня, которого я знал по соревнованиям по кроссу, но тренировочный лагерь, где он находился в Каптагате, был заполнен, поэтому мы отправились в более дешевый лагерь дальше по дороге. Это были просто спортсмены, которые пытались избежать сельскохозяйственных работ. Мы сначала не понимали, что нас грабят по частям. Футболку снимали с бельевой веревки, пока она сушилась. Я вернулся с пробежки и обнаружил, что iPod пропал из сумки вместе с телефоном. Через месяц у нас была одна пара тренировочной одежды, одна пара тренировочной обуви и пара шиповок, так что, по крайней мере, мы могли участвовать в забегах. На следующий день мы встретили Саифа Шахина (рекордсмена мира в стипль-чезе) во время пробежки. Он услышал нашу историю и сказал: «Это плохая жизнь. Завтра я арендую вам домик рядом со мной. Теперь вы под моим крылом в Итене». Итак, мы переехали в тренировочную группу Шахина. Он не брал с нас арендную плату. Мы пошли на рынок и купили ещё одну пару тренировочной одежды - вот и всё, что у нас было на тот момент".
Сейчас спустя много лет они являются самыми быстрыми новозеландцами и одними из лучших в мировом масштабе. Джейка спонсирует компания Nike, которая вместе с денежными призами позволила ему комфортно жить, путешествовать и построить дом в Итене. Зейн вместе со своей девушкой живет в Эфиопии, куда перебрался в 2011 году. Джейк владеет национальным рекордом в беге на 10000 метров, его брат – полумарафонским и марафонским. Все это говорит о том, что в течение 10 с лишним лет их план сработал. Цели были достигнуты.
Швейцарец Жюльен Вандерс родился в достаточно обеспеченной семье музыкантов и ему были открыты все дороги в успешную жизнь. Но уже в раннем возрасте он осознал свою предрасположенность и страсть к бегу.
После окончания средней школы у него была только одна профессиональная цель: стать бегуном мирового класса. Для этого он переехал в Кению. В первый раз, в конце 2014 года, у него был рейс в Найроби, он знал, как добраться до Итена, и у него был номер телефона кенийского бегуна, который ему дал коллега в Женеве. Все остальное было непонятно. Его родители были немного обеспокоены, но они знали, что он очень этого хотел, и не могли остановить его, даже когда ему было всего 18 лет.
"Мы бы предпочли, чтобы он продолжил учебу, но Жюльен был настолько настроен, что было трудно сказать ему "нет", - говорит Андре, и он счастлив, что его сын чувствует себя там хорошо. "Жюльен сейчас там, где всегда хотел быть. Он встал на свой путь. Вместо "гордости", я бы сказал, что мы очень за него рады". Жюльен вспоминает, как родители сопротивлялись, когда он решил уехать в Африку. "Они не понимали мой выбор, но знали, что не смогут удержать меня".
В Женеве Андре управляет взаимоотношениями со спонсорами своего сына, такими как Nike и Team Genève. Марко Ягер, тренер Stade de Genève, тренирует Жюльена с 15 лет и до сих пор составляет свои планы тренировок дистанционно. Они поддерживают постоянный контакт по Skype. "Жюльен бесстрашен: он всегда хотел соревноваться с лучшими. Всё, что он делает, он делает со страстью - потому что ему это нравится. Может быть, однажды он достигнет пика, но пока он все еще прибавляет, и никто не знает, где лежат его пределы".
Кения давно стала его вторым домом. Он живет со своей кенийской подругой Колли в маленьком двухкомнатном домике, имеет свою тренировочную группу и чувствует себя абсолютно счастливым, в этом городке на высоте 2400 метров над уровнем моря. "Я бы никогда не достиг такого уровня в Швейцарии", - говорит он, не колеблясь ни секунды. "Это было мое лучшее решение. Здесь у меня есть все, что мне нужно как бегуну. Уезжая в Швейцарию на несколько недель, я боюсь потерять форму, концентрацию и мотивацию. Это напрягает. В Итене я могу начать пробежку прямо с порога, я могу получить самую необходимую еду прямо за углом".
Успех не терпит полумер. Вандерс объясняет: "Я выбрал этот путь, потому что люблю бегать и тренироваться. И потому что у меня большие цели". И он уже достиг нескольких из них. Он владеет европейскими рекордами в беге на 10 километров и в полумарафоне, а также национальным на 10000 метров. И ему всего 24 года.
Итен сейчас
Конечно, такой интерес и наплыв спортсменов мирового уровня не мог не сказаться на развитии городка. В нём постоянно открываются всё новые лагеря для профессиональных спортсменов и для любителей (так называемый "беговой туризм"). Мировые бренды вкладываются в длительные зимние сборы своих элитных спортсменов, пока мировая легкая атлетика находится в межсезонье.
Отечественные бегуны также не обходят стороной Кению, проверяя на себе магию "Дома чемпионов".
Так некогда небольшая деревня стала мировым эпицентром бегового движения, и потоку "паломников" нет конца.
Фото: Flickr/Martin Alvarez Espinar; BBC/Tobias Kobborg; FAIRFAX NZ/GRAHAME COX; Fit for Life/Jürg Wirz; 50 treasures of Kenya/Hartmut Fiebig; St. Patrick's National School; julienwanders.ch
Не думал, что всё началось с одного человека.
Если будет возможность, напишите пожалуйста про тренировки в Кении?
Почему именно туда едут спортсмены мирового уровня?