7 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #20. Том Брэди

#20. Том Брэди

«У Тома действительно хороший характер для квотербека».

Тренер «Пэтриотс» Билл Беличик перед первым выходом Брэди в стартовом составе

———

19 января 2002 г.

«Конечно, я думал, что мы проиграли игру. Я не знал правила Tuck Rule»

Давайте попробуем, если сможем, вернуться в прошлое, в то время, когда Том Брэди ещё не был Томом Брэди, до того, как он установил все эти рекорды [1], до того, как он привел команды к десяти Супербоулам, до того, как он силой воли вернул «Пэтриотс» в игру с «Фэлконс» при том самом дефиците 28:3, до того, как он лидировал в лиге по пасам и тачдаунам в сорок четыре года, до того, как люди просто называли его ГОАТ, как будто «Величайший за все времена» [Greatest of All Time] был не его статусом, а его настоящим именем.

Давайте попробуем вернуться в то время, когда было неясно, является ли Брэди вообще подходящим квотербеком для НФЛ.

Во время снежной бури в Новой Англии «Пэтриотс» играли с «Окленд Рэйдерс» в дивизиональном раунде АФК. Это был полный бардак. В первой половине было сделано одиннадцать пантов. «Рейдерс» вели 13:3 в четвертой четверти, и в тот самый момент не было никаких оснований верить, что Том Брэди обладает задатками, чтобы вернуть «Нью-Ингленд» в игру.

История Брэди была рассказана и пересказана миллион раз. Некоторое время он играл в команде с более знаменитым Дрю Хенсоном в «Мичигане». Он был выбран в шестом раунде драфта и был совершенно опустошен и взбешён недоверием НФЛ. Большую часть своего первого года он провёл в практис-сквад [2]. На втором году его карьеры «Пэтриотс» подписали контракт с ветераном-квотербеком Дэймоном Хьюардом, по-видимому, потому, что не доверяли Брэди роль бэкапа стартового квотербека Дрю Бледсоу.

Затем произошло несколько событий. Брэди удивил практически всех, обойдя Хьюарда в борьбе за место бэкапа. «У Тома очень естественные лидерские качества», — сказал тренер «Пэтриотс» Билл Беличик прессе. «Легко понять, что это для него нормально, и он чувствовал себя очень комфортно».

Затем «Пэтриотс» проиграли свои первые две игры... и во втором поражении Дрю Бледсоу получил сильный удар от Мо Льюиса из «Джетс», и его пришлось унести с поля. Он получил сотрясение мозга. Со следующей недели Том Брэди стал стартовым квотербеком, по крайней мере, на несколько матчей, которые Бледсоу понадобились для восстановления.

Он, мягко говоря, сразу никого не поразил. Брэди не бросил ни одного тачдауна ни в одной из своих первых двух игр. Во второй из этих игр, против «Майами», он четыре раза был под сэком и допустил фамбл, что привело к тачдауну «Долфинс». После той игры обозреватель Boston Globe Рон Борхес, выступая от имени общего мнения, написал: «Он сыграл настолько хорошо, насколько мог, против «Долфинс». Чего он не сделал – и не сделает в ближайшее время – так это не заменил Дрю Бледсоу».

Затем у Брэди дела пошли на лад. Он играл фантастически следующие две недели, увенчанные блестящим одиблом против «Индианаполиса», который привёл к 91-ярдовому тачдаун-пасу на Дэйва Паттена, самому длинному в истории команды. «Это не тренерская работа», – восторженно воскликнул Беличик. «Это работа квотербека».

На следующей неделе легендарный тренер Билл Парселлс сделал довольно примечательное предзнаменование во время своего радиошоу. Один из позвонивших рассказал, как хорошо выглядел Брэди, и Парселлс усмехнулся. «Погодите немного», – сказал он. «Вы ничего не узнаете о нём, пока он не сделает четыре перехвата, не получит в морду и не сломает нос. Они проиграют игру, и все будут винить его: игроки, комментаторы и тренеры – смотреть на него с недоумением. А на тренировке в среду ему нужно будет подготовить команду к следующей игре.

«Вот тогда», – заключил Парселлс, – «И выяснится, есть ли у вас квотербек». И действительно, в то воскресенье Брэди совершил четыре перехвата, когда «Патриоты» проиграли «Бронкос». Результат «Патриотов» в сезоне стал 3-4.

И именно тогда «Патриоты» узнали, что у них, да, есть квотербек. До конца сезона статистика Брэди не была выдающейся, но его присутствие, безусловно, имело значение. Все только и говорили, насколько комфортно он выглядел, насколько он контролировал ситуацию, насколько сплоченнее была вся команда с ним в роли квотербека. «Патриоты» выиграли восемь из своих следующих девяти игр и забрали дивизион.

Все это привело к четвертой четверти в снегу против «Рейдерс». Он организовал для «Патриотов» невероятный 67-ярдовый драйв, в котором он выполнил девять пасов подряд, а затем забежал с мячом в зачетную зону с 6 ярдов.

Но «Рейдерс» все еще вели 13:10 менее чем за две минуты до конца, когда Брэди после снэпа отскочил назад, чтобы сделать пас с 42-ярдовой линии половины поля «Окленда». Он не смог найти ни одного свободного принимающего. Он поднял руку и хотел бросить, но передумал, и пока он пытался удержать мяч, его бывший товарищ по колледжу Чарльз Вудсон ворвался справа, не видя ничего, кроме славы и почета.

«Когда я бежал», — рассказывал Вудсон в интервью NFL Films, — «Я подумал: „Вот, игра окончена. Он не сможет убежать от меня. Он не сможет крутануть меня. Мы играем с Питтсбургом в финале АФК“».

И конечно же, Вудсон выбил мяч. Судьи сочли это фамблом. «Рейдерс» подобрали мяч.

После этого судьи начали пересматривать эпизод.

«Конечно, я думал, что мы проиграли игру», — сказал Брэди. — «Я не знал правила Tuck Rule».

А, вот еще что: Tuck Rule. Мы, наверное, не хотим вдаваться во все тонкости, но двумя годами ранее НФЛ ввела правило, которое гласило, что любое движение руки вперёд, даже если оно было сделано только с намерением поджать мяч ближе к телу, будет считаться пасом вперёд. Спустя несколько лет это правило было отменено.

Судьи постановили, что Брэди пытался поджать мяч, определили инкомлит, и «Пэтриотс» сохранили владение. Затем Адам Винатьери забил один из самых важных филд-голов в истории НФЛ – 45-ярдовый сквозь снег и ветер, чтобы сравнять счёт и перевести игру в овертайм. Потом он забил филд-гол с 23 ярдов в овертайме, отправив «Пэтриотс» в финальную игру АФК.

Там Брэди был выбит из игры из-за травмы лодыжки, а Дрю Бледсоу вывел команду в Супербоул, обыграв «Питтсбург». Беличик поставил Брэди на Супербоул, и, как он и ожидал, Брэди играл в умный и разумный футбол. Беличик выстроил защиту, которая завораживала и подавляла высококлассных «Сент-Луис Рэмс», и «Патриоты» победили.

«Если вы ещё не знаете», — написал Боб Райан из Boston Globe после игры «Tuck Rule», — «Том Брэди не ганслингер. Он не Сонни Юргенсен, не Дэн Марино и не Курт Уорнер... Он одновременно мастер по обработке кожи, начальник кожевенной мастерской и эксперт по повышению эффективности. Он менеджер, который просто обладает даром делать из мелочей нечто большее».

Конечно, Том Брэди превратился во что-то гораздо еще большее. Он превратился во всё: в большого победителя, яростного соперника, величайшего лидера, самого результативного распасовщика, самого умного игрока на поле и, да, даже ганслингера, который оставил Марино и остальных далеко позади. Но та уникальная черта, которая у него уже была в игре «Tuck Rule» — умение превращать малое в большое дело, — что ж, она осталась с ним и на всю оставшуюся карьеру.

Люди часто говорили, что победа в том матче — это удача. И тут я снова вспоминаю фразу Мартина Скорсезе в начале фильма «Цвет денег»: «Для некоторых игроков удача сама по себе — искусство».

1 - Все эти рекорды? Что ж, Том Брэди — рекордсмен по — глубокий вдох — количеству попыток паса, количеству завершенных пасов, количеству ярдов пасом, количеству тачдаунов пасом, количеству попыток паса в плей-офф, количеству завершенных пасов в плей-офф, количеству ярдов пасом в плей-офф, количеству тачдаунов пасом в плей-офф,  количеству победных драйвов и самому длинному пасу с тачдауном. У него нет рекорда по количеству перехватов — этот рекорд принадлежит Бретту Фарву, — так что, полагаю, в словах, что он установил все рекорды пасовой игры, есть доля преувеличения.

2 - Болельщики «Патриотов» были гораздо больше очарованы другим молодым квотербеком, Майклом Бишопом, который занял второе место в голосовании за Трофей Хейсмана, играя за Канзасский государственный университет.