5 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #27. Чудо в Медоулендс

#27. Чудо в Медоулендс

NFL Films: «Можешь рассказать нам о том розыгрыше?»

Ларри Чонка: «Нет. Мне неинтересно рассказывать об этом».

———

19 ноября 1978 г.

За 1:23 до конца позднеосеннего скучного матча «Джайентс» — «Иглз» квотербек «Филадельфии» Рон Яворски кинул перехват, который разрушил надежды «Иглз». «Джайентс» вели в игре со счётом 17–12, и у «Иглз» оставался всего один тайм-аут. Это должно было стать тяжёлым поражением для подающей надежды команды «Иглз», и особенно для их сорокадвухлетнего одержимого тренера Дика Вермейла [1].

«Джайентс» достаточно было три раза ударить мячом о землю, чтобы выиграть игру. Однако, в те дни «спайк» сильно противоречил духу мужественной НФЛ. Тренеры, игроки и болельщики считали, что вставать на колено — это трусость. Основатель «Чифс» Ламар Хант лоббировал введение правила, согласно которому, если команда теряла ярды в последние две минуты, часы останавливались. Никому из владельцев не понравилось это предложение, но они разделяли неодобрение Ханта по поводу вставания на колено.

Джо Писарчик из «Джайентс» действительно встал на колено в первом розыгрыше. Ну, скорее, он неловко перевернулся. Пока он это делал, лайнбекер «Филадельфии» Фрэнк Лемастер в ярости врезался в раннинбека Уилли Спенсера и отбросил его назад. Он пытался посеять хаос, вызвать фамбл, затеять драку, спровоцировать штраф – сделать что угодно, лишь бы предотвратить неизбежное поражение.

«Знаете», – сказал лайнбекер Билл Берджи филадельфийскому обозревателю Фрэнку Долсону, – «В старой команде – я говорю о старых «Иглз», когда Дика Вермейла не было – это было бы: «Пусть они бьют мячом в землю»... Теперь Фрэнк пытался что-то сделать».

Маневры Лемастера возымели желаемый эффект. «Джайентс» были возмущены, произошла словесная перепалка, едва не завязалась драка, и всё это напугало часто критикуемого координатора нападения «Джайентс» Боба Гибсона. Ему был 51 год, он работал ассистентом тренера, впервые получив шанс стать координатором НФЛ... и ему нужна была победа. Многие его игроки открыто не соглашались с ним. Репортёры сомневались в его компетентности. Теперь он опасался, что «спайк» приведёт к осложнениям, поэтому сменил стратегию.

На втором дауне Гибсон заставил Джо Писарчика передать мяч будущему члену Зала Славы раннинбеку Ларри Чонке. Ему не нужен был мяч. Это был человек, который всю свою карьеру играл под руководством крайне компетентного Дона Шулы, который, казалось, всегда выбирал самый безопасный вариант. Нерешительный Чонка прорвался вперед на 11 ярдов, сделав 3-и-2, а время быстро заканчивалось.

Затем был объявлен следующий розыгрыш. Это должна была быть очередная выносная комбинация для Чонки под названием «Pro-up 65». 

Игроки в хаддле «Джайентс» были ошеломлены.

«Не отдавайте мне мяч», — взмолился Чонка.

«Давайте просто бросим его в землю», — крикнул центр Джим Клэк.

Писарчик не знал, что делать. Это был всего лишь его второй год в НФЛ, и Гибсон уже разнес его в пух и прах за то, что он менял розыгрыши в хаддле. Инстинкты подсказывали ему сделать «спайк», но вдруг что-то пойдёт не так? Это может означать конец его карьеры в НФЛ. Он был незадрафтованным квотербеком из Университета штата Нью-Мексико. Первые годы своей жизни он провёл, играя за «Калгари» в Канадской Футбольной Лиге. Ему нужна была эта работа.

Он объявил розыгрыш Гибсона. Это был тайминговый розыгрыш: Писарчик должен был принять мяч, развернуться на 180 градусов и кинуть мяч в живот набегающему Чонке. Писарчик разогнал хаддл и с опаской направился к линии скримиджа.

Во всяком случае, так это видел корнербек «Иглз» Херм Эдвардс.

«Происходило что-то странное», — сказал мне Эдвардс много лет спустя. «Это был инстинкт. Может быть, дело было в том, как Писарчик посмотрел на Чонку. Не знаю. Я просто подумал: «Ого, эти ребята не на одной волне». И решил: «Смотри на мяч».

«Иглз» играли тотальный блиц, поэтому Эдвардс был близко к линии. Он сказал, что остальное для него прошло как в замедленной съёмке. Снэп от Клэка к Писарчику получился неточным — мяч был брошен с такой силой, что Писарчик позже обнаружил кровь под ногтями — поэтому он не смог удержать мяч, когда повернулся, чтобы сделать передачу. Вместо того, чтобы всадить мяч в живот Чонки, как он должен был сделать, мяч ударился о бедро Чонки и отскочил.

Затем наступил самый недооцененный момент «Чуда в Медоулендсе».

У Писарчика был шанс вернуть мяч. Мяч отскочил к нему. Но он настолько потерял равновесие после столкновения с Чонкой, что упал и не смог его поймать. Мяч отскочил от его груди и, сделав небольшой подскок, попал в руки Эдвардса, который с разбегу подхватил его, словно так и было задумано с самого начала розыгрыша.

«Мяч как будто сам прилетел ко мне», — говорил Эдвардс. Он пробежал все 26 ярдов в одиночку. Только один игрок «Джайентс», тайт-энд Гэри Ширк, был на экране телевизора, когда Эдвардс занес тачдаун.

Хотя это не имело особого значения — «Джайентс» всё равно не попадали в плей-офф, — это поражение считается одним из самых тяжёлых в истории НФЛ.

«Мы могли бы написать книгу о поражениях», — сказал Джим Клэк из «Джайентс». 

На следующий день «Джайентс» уволили Боба Гибсона. «Боб не виноват, что мы допустили фамбл», — сказал директор по персоналу «Джайентс» Энди Робустелли. «Но, э-э, это был неправильный розыгрыш» [2].

1 - Вот насколько одержим был Вермейл: 4 июля 1976 года — в день празднования двухсотлетия Америки — он просматривал игры, когда услышал игру оркестра и фейерверки. Он в ярости позвонил своему помощнику Карлу Петерсону, чтобы спросить, что, чёрт возьми, происходит. «Сегодня четвёртое июля», — сказал Петерсон. «Сегодня день рождения нашей страны». На что Вермейл ответил: «Мне всё равно, чей это день рождения. Передайте этой группе, чтобы перестали играть эту чёртову музыку».

2 - Неделю спустя «Иглз» победили «Кардиналс», и игра закончилась тем, что квотербек Рон Яворски четыре раза подряд вставал на колено. Каждый раз он оказывался в окружении трёх специально расставленных товарищей по команде, чьей единственной задачей было быть рядом в случае фамбла. Это было первое использование победной формации, которая с тех пор используется в НФЛ.