4 мин.

Джо Познански «Почему мы любим футбол: 100 моментов истории». #64. «Я играю, когда хочу»

#64. «Я играю, когда хочу»

«Если я не могу, никто не может».

Рэнди Мосс

———

19 сентября 2010 г.

Я играю, когда хочу

Как можно описать всю прелесть, непостижимость и  загадочность гения Рэнди Мосса? Возможно, лучше всего так: в 2001 году против «Нью-Йорк Джайентс» Мосс продемонстрировал одно из величайших индивидуальных выступлений в истории Monday Night Football. Он поймал десять передач на 171 ярд и 3 тачдауна.

Это был виртуозный Мосс, с кэтчем на одну руку, абсурдной ловлей над защитником, 15-ярдовым штрафом за танцы и хвастовство в зачётной зоне, забегом по кругу, который принёс «Викингам» огромный первый даун, кратковременным пребыванием на скамейке запасных по непонятной причине и простым приёмом в середине поля, который он превратил в потрясающий 57-ярдовый тачдаун, обойдя всю защиту «Джайентс».

Рэнди Мосс обладал множеством качеств.

Когда игра закончилась, культовый спортивный обозреватель Миннеаполиса Сид Хартман подошёл к нему и спросил, что Мосс думает о распространённом мнении, что он не всегда выкладывается на полную.

Мосс сказал следующее: «Я играю, когда хочу. Играю ли я на пределе своих возможностей, на пределе своих возможностей каждый раз? Возможно, нет. Я просто продолжаю делать то, что делаю, а это – играть в футбол. Когда я принимаю решение, я выхожу и сношу кому-то голову. Когда я выхожу играть в футбол, мужик, никто не может сказать мне, как играть. Я играю, когда хочу. Дело закрыто».

Он сказал бы больше. Но и сказанного было достаточно. С этого момента четыре слова будут преследовать его повсюду, куда бы он ни пошел.

«Я играю, когда хочу».

«Неужели Рэнди Мосс — самая большая трата 75 миллионов долларов в профессиональном спорте?» — спрашивала Los Angeles Times.

«Мосс уверенно становится самым презираемым спортсменом в Америке», — утверждал Джерри Салливан из Buffalo News.

«Что вы делаете, когда ваш игрок говорит, что будет играть только тогда, когда ему заблагорассудится?» — написал Лес Карпентер.

«У Рэнди есть свои причины», — прокомментировал эту цитату Скотт Остлер. «Религиозные причины. Мосс иногда берет выходной в воскресенье, чтобы помолиться себе».

«Если бы я был Рэнди, — сказал Бретт Фарв, — я бы сожалел о своих словах».

Моя любимая чрезмерная реакция на эту цитату связана с историей, когда колумнист из Сент-Пола Боб Сансевьер нашёл разных людей по имени Рэнди Мосс по всей стране и спросил каждого, что они думают о футболе Рэнди Мосса. Справедливо сказать, что никто из них не был особенно впечатлён. Моим фаворитом был отставной лётчик-истребитель ВВС Рэнди Мосс из Найсвилля, штат Флорида, который сказал: «Зарабатывая столько, сколько он зарабатывает, он должен выкладываться на все 110 процентов. Когда я летал на истребителях, если бы я не выкладывался на все 110 процентов, я бы сейчас был мёртв».

Возможно, даже скорее всего, цитата Мосса была неправильно понята. Как сказал футбольный журналист Майкл Маккембридж: «Не всё, что говорил Рэнди, легко перевести на язык белого болельщика среднего возраста». Но сам Мосс никогда не проявлял особого интереса к прояснению ситуации, и эта цитата действительно казалась простым способом раскритиковать переменчивую игру Мосса. Ростом 6 футов 4 дюйма и весом 210 фунтов; он мог прыгать в небо; у него были руки Человека-паука; а когда он ускорялся – по-настоящему ускорялся – ну, единственное, с чем я могу сравнить его, – это Усэйн Болт на стометровке на Олимпиаде в Пекине. Конечно, Мосс не мог бежать наравне с Болтом – никто не мог – но шок от их разгона был похожим.

В некоторые недели Мосс был величайшим принимающим, которого когда-либо знала игра.

В некоторые недели он полностью отсутствовал на поле.

Выбранный мной момент Рэнди Мосса случился, когда ему было тридцать три, и он, уже не будучи спортивным феноменом, больше не мог дотянуться до солнца. Он ясно давал понять,  выходя на игру, что он недоволен – он не чувствовал, что его ценят «Нью-Ингленд Пэтриотс», и его вскоре обменяли. Но в тот день «Патриоты» играли с «Джетс», а это означало, что ему предстояло играть против одного из лучших корнербеков в игре, Даррелла Ревиса. В конце первой половины Мосс рванул вперёд после снэпа и ускорился вправо. Ревис потянул подколенное сухожилие, пытаясь догнать его.

Бросок Тома Брэди пришёлся точно в цель. Мосс мог бы сделать обычный кэтч. Вместо этого он вытянул одну руку и схватил мяч в воздухе, заработав тачдаун. Его левая рука так и не коснулась мяча.

После этого Мосс поймал всего восемь передач в сезоне, был отстранён от участия, завершил карьеру, попытался вернуться, поймал ещё несколько мячей и снова завершил карьеру навсегда.

«Я и не думал, что так много людей хотят, чтобы я потерпел неудачу», — сказал он на церемонии введения в Зал Славы. «Почему? Из-за того, каким человеком Он меня создал, или из-за таланта, которым Он меня благословил?» Не думаю, что большинство людей желали Рэнди Моссу ​​провала. Думаю, они просто хотели лучше его понять. Но он не хотел, чтобы его понимали, и, возможно, так даже лучше. Я предпочитаю вспоминать игру с «Джетс»: Мосс убегает от защитника и ловит мяч одной рукой, чтобы доказать свою правоту. В чем смысл? Когда Рэнди Мосс был прав, он мог всё.