Не стало Монте Киффина. Это он придумал главную тактическую схему нулевых
На этих выходных мир американского футбола прощается с Монте Киффином — известный специалист умер в возрасте 84 лет. Его знали как любители колледж-футбола, так и болельщики НФЛ со стажем.
При этом главным тренером Киффин работал всего 3 года — в начале 80-х, в университете Северная Каролина Стейт. Уроженец Небраски не любил руководить огромным коллективом, ему интереснее было заниматься схемами игры в защите и работать непосредственно с ограниченной группой футболистов.
Монте Киффин — архитектор и отец Tampa 2, защитной схемы, которая в нулевые подарила чемпионские титулы «Тампа-Бэй Бакканирс» и «Индианаполис Колтс».
Киффин 25 лет ждал серьёзной возможности. Её предоставил молодой тренер, из-за которого Монте понизили в должности
Монте не успел составить серьёзное футбольное резюме до начала тренерской карьеры. В университете родной Небраски он играл тэклом, был выбран в 15-м раунде драфта НФЛ в 1964 году, но ограничился лишь тренировочным лагерем «Миннесоты».
Уже к 1966-му Киффин полностью распрощался с мечтами о будущем большого игрока и начал долгий путь в тренерской среде. Первые 15 лет проработал среди студентов, затем ещё 10 лет позиционным тренером в клубах НФЛ. Киффин не считался каким-то вундеркиндом, напротив, он очень долго ждал подходящего шанса и подходящей команды.
Первые две попытки координировать защиту были краткосрочными и неудачными. В 1991 году Киффина позвали занять важную должность в «Миннесоте», но уже через год пожалели об этом решении. Обычно в таких ситуациях специалиста просто увольняют, но Монте понизили до тренера лайнбекеров, а его начальником стал пришедший извне Тони Данжи (на 15 лет моложе Киффина). Они сработались, и когда Данжи получил приглашение возглавить «Бакканирс», то забрал с собой опытного единомышленника.
К тому моменту «Тампа-Бэй» была главным аутсайдером чемпионата. На протяжении 13 лет подряд команда не то, что не выходила в плей-офф, а даже не заканчивала регулярку с положительным балансом побед и поражений. В этой ситуации тренеры получали карт-бланш — делайте, что хотите, если это приведёт к победам.
Данжи и Киффин стали собирать защиту мечты — все те идеи и концепции, которые они потихоньку использовали в предыдущих командах, теперь можно было собрать воедино и не бояться экспериментировать. У них было в запасе несколько лет, чтобы довести до ума систему без удушающего давления результатов.
На самом деле, два тренера не изобретали нечто уникально новое. Данжи при любом удобном случае повторял, что всего лишь вспомнил и несколько переосмыслил принципы игры в защите времён своей футбольной юности в «Питтсбург Стилерс» 70-х. «Вся моя философия — это плейбук «Стилерс» 1975 года. Поэтому мне смешно, когда всерьёз рассуждают о Tampa 2. Чак Нолл и Бад Карсон — я всё брал у них и мало что поменял», — говорил Данжи.
Во-первых, талант Данжи сравнится только с его скромностью. Во-вторых, мало просто вспомнить схему, которая была успешна 20 лет назад и вот так запросто её применить. Меняется футбол, меняются принципы. Tampa 2 — осовремененная кавер-версия старого хита. Но только в обновлённом виде она могла возглавить чарты.
Tampa 2 — гибридная схема. Она очень требовательна к персоналу и изменила представление о прототипах защитников
Tampa 2 играется из стандартного построения 4–3: 4 линейных защитника, 3 лайнбекера, 2 корнербека, 2 сейфти. Главная фишка — в роли центрального лайнбекера, который в случае пасовой ситуации быстро оттягивается назад в прикрытие и занимает зону между двумя глубоко оттянутыми сейфти.
Усложнение роли мидл-лайнбекера позволило создать гибридный вариант между прикрытиями Cover 2 и Cover 3.
При Cover 2 корнербеки прикрывают ближние зоны, сейфти оттягиваются глубоко, лайнбекеры играют близко к линии схватки. В итоге остается свободным пространство в глубине поля между двумя сейфти.
При Cover 3 свободные зоны в глубине ограничены, поскольку по ним играют два корнербека и сейфти, остальные же сосредоточены на борьбе против выноса. Такое прикрытие уязвимо против короткого паса.
Tampa 2 в теории ликвидирует недостатки обоих классических вариантов прикрытий при одном важном нюансе — нужен соответствующий персонал.
И в плане подбора персонала схема Данжи и Киффина шла вразрез со стандартными представлениями о габаритах и качествах игроков тех или иных позиций. В лайнменах и лайнбекерах, которых болельщики привыкли видеть большими и сильными, тренеры «Тампы» искали прежде всего скорость. А в корнербеках, напротив, не скорость, не элитное умение играть персонально, а умение захватывать.
Агрессивный стронг-сейфти должен качественно влетать в соперников, что выбивать из мелких ресиверов, пересекающих центр поля, всю дурь, а заодно и мяч. Фри-сейфти должен быть готов блицевать квотербека или же оттягиваться в зону блицующего корнера.
В каком-то смысле речь шла если не о универсальных солдатах в защите, то, по крайней мере, о более усредненнёном их варианте в сравнении с остальной лигой. А основной мотив — скорость вместо силы.
Tampa 2 принесла чемпионство сразу двум клубам НФЛ и сделала суперзвёзд из Уоррена Сэппа и Деррика Брукса
На раскачку у новых «Бакканирс» ушел лишь один сезон. Уже в 1997 году команда вышла в плей-офф и одержала там победу — всего вторую в истории клуба. В 1999-м «Тампа-Бэй» выиграла дивизион и дошла до финала конференции. Защитники Уоррен Сэпп и Деррик Брукс стали суперзвёздами и выигрывали титулы защитников года.
Поворотным моментом стал 2002 год. При одной из лучших защит в лиге у «Бакканирс» было очень посредственное нападение, и Тони Данжи ничего не мог с этим поделать. Тренер был отправлен в отставку, а вместо него пригласили молодого вундеркинда, недавно уволенного из «Окленд Рейдерс» — Джона Грудена.
Груден плотно занялся нападением, оставив защиту под ответственность Киффина. В таком формате «Тампа-Бэй» выиграла Супербоул, обыграв в решающем матче бывшую команду Грудена. Поскольку в «Рейдерс» поленились изменить сигналы нападения после увольнения тренера, защитники «Тампы» просто наперёд знали, что будет играть соперник. В финале было настоящее избиение — квотербек «Окленда» Рич Гэннон, получивший накануне награду MVP регулярки, 5 раз попал под сэк и бросил 5 перехватов, 3 из которых были возвращены в зачётку.
За Данжи всегда было немного обидно. Несмотря на некоторые улучшения игры в нападении, в целом «Бакканирс» доехали до титула на багаже предыдущего главного тренера и им выстроенной защиты. Ещё можно вспомнить про перетасовку дивизионов в НФЛ после появления в лиге «Хьюстон Тексанс». В 2001 году и ранее «Тампа-Бэй» играла в Центральном дивизионе с «Беарс», «Пэкерс», «Вайкингс» и «Лайонс», а с 2002-го — в новообразованном и куда менее конкурентоспособном на тот момент Юге с «Сейнтс», «Фэлконс» и «Пэнтерс».
В то же время отставка Данжи позволила обратить больше внимания на Киффина, который продолжал наращивать потенциал защиты и дал понять, что он ни в коем случае не просто помощник главного тренера, остающийся в тени. К тому же, Данжи возглавил «Индианаполис Колтс», установил там ту же схему Tampa 2 и выиграл Супербоул в сезоне–2006.
Это был пик популярности схемы, которая из модной превращалась в классическую. В 2005 году по пропущенным ярдам первое место (в смысле, пропустили меньше всех) занимали «Бакканирс» Киффина, 11-е — «Колтс» Данжи, а второе — «Беарс» Лави Смита, который в конце 90-х работал тренером лайнбекеров в «Тампе» и, конечно же, установил точно такую же схему, когда сам стал главным тренером.
Успех «Тампа-Бэй» оказался краткосрочным. В последующие два года команда пропускала плей-офф, а затем, хоть и выходила туда пару раз, но в матчах на вылет не побеждала. При этом защита продолжала держать высокую планку. В общей сложности Монте Киффин проработал в клубе 13 лет, и в 10 из них «Бакканирс» финишировали в топ-10 по пропущенным очкам.
Монте Киффин сбежал из НФЛ к сыну. С Лейном они много лет работали вместе в студенческом футболе
У Монте Киффина не было амбиций главного тренера, он несколько раз отказывался приезжать на собеседования в «Сан-Франциско» и другие клубы. Казалось, он может проработать до самой пенсии, если бы не сын.
Лейн Киффин пошёл по стопам отца и стал футбольным тренером, хотя и по другую сторону мяча. В колледже он был квотербеком, а затем стал тренировать ресиверов. В 2007 году одиозный владелец «Рейдерс» Эл Дэвис внезапно пригласил 31-летнего (!) координатора нападения университета Южной Калифорнии на должность главного тренера своей команды.
Дэвис любил репутацию первооткрывателя молодых талантов, и надо сказать, в прошлом ему такие фокусы удавались — Джон Мэдден, Майк Шенахен и Груден становились главными тренерами «Рейдерс» в юном по тренерским меркам возрасте и добивались успеха.
С Лейном владелец «Рейдерс» промахнулся, хотя возлагать вину на одного только главного тренера сложно. На драфте 2007 года под первым номером «Окленд» выбрал квотербека Джамаркуса Расселла, несмотря на то, что Киффин был против. Квотербек-новичок всё межсезонье потратил на переговоры по контракту, бойкотировал тренировки вплоть до середины сентября, а впервые сыграл лишь в декабре. «Рейдерс» закончили сезон 4–12, и Дэвис тут же разочаровался в Киффине.
В итоге Лейн был уволен на старте своего второго сезона после результата 1–3. В этих матчах Расселл реализовал 55% передач на 668 ярдов с 3 тачдаунами при 1 перехвате и 3 потерянными фамблами.
В ноябре следующего года Лейн Киффин возглавил команду университета Теннесси, и вот тут у его отца защемило сердце. Он устал от работы с Груденом, который всё больше нервничал и срывался из-за неудовлетворительных результатов, и мечтал поработать с сыном в более спокойной и привычной обстановке колледж-футбола.
Груден не позволил Монте посреди сезона–2008 объявить о своем грядущем уходе, и тогда Монте просто всё реже стал посещать командные собрания. «Бакканирс» завалили концовку сезона, весь тренерский штаб был отправлен в отставку, а в карьере Монте Киффина началась следующая глава — сопровождение сына.
В конце концов, главное наследие Киффина в НФЛ — схема Tampa 2 — уже выросла и отправилась в самостоятельное путешествие по лиге. А вот сыну он ещё мог пригодиться как верный друг и опытный наставник. Вдвоём они поработали в университетах Теннесси и Южной Калифорнии, во Флориде Атлантик и Ол Мисс, где Лейн работает до сих пор.
В рассказе про Монте Киффина фигурирует много других людей. Кажется, что он даже не был главным героем своей собственной истории. Говоря о командах и проектах, в которых участвовал, Монте не мог выбрать иное местоимение вместо «мы».
Но верно и другое — практически невозможно рассказать историю студенческого футбола и историю НФЛ (особенности по части эволюции игры в защите), не упомянув имя Монте Киффина.