Десятиконечная история НФЛ: Monday Night Football
Create, explore, expand, conquer
Обстоятельства
21 сентября 1970 года, Кливленд
Предпосылки
Что ни говори, но Америка – страна традиций и обычаев. Впрочем, как и любая другая: в Корее, например, первым ест тот, кто старше, а на Бали до сих пор спиливают зубы. Спортивные традиции – это тоже часть культуры, например, «Boxing day» в Великобритании, когда проводится самое большое количество матчей в местной АПЛ. Футбол американский же в Штатах тоже имеет свои особенности: День Благодарения – четвертый четверг ноября – обязательно подразумевает под собой несколько матчей НФЛ (сейчас по 3), причем в них обязательно играют «Детройт Лайонс» и «Даллас Каубойс». Более того, в США существует очень понятная концепция проведения матчей трех уровней: пятница – день «хай-скул», суббота – НСАА, воскресенье – «профи». Это означает, что подавляющая часть, и, тем более, самые важные игры, проводятся в эти дни недели.
Всё это очень благоприятно влияет на развитие системы спорта, да и для зрителей это очень удобно, но есть одна проблема: в начале 60-х в Америке была не одна профессиональная лига. И когда отношения между телеканалом ABC и НФЛ были практически окончены, а CBS начали транслировать матчи «главной футбольной лиги» по всей стране, то компания по производству майонеза ABC решила, что свет клином на этой НФЛ не сошелся, и заключили контракт с небезызвестной Американской Футбольной Лигой, причем контракт этот был в каком-то смысле новаторским: 37 игр регулярки, финальная игра чемпионата и Матч всех звезд, которые показывались в течение 15-ти воскресений и на День Благодарения. Более того – доходы по контракту поровну делились между всеми командами-участницами чемпионата. Руководители в НФЛ решили, что дело это правильное и повторили трюк своих визави в 1961-м, после чего Конгресс даже принимал новый законодательный акт, чтобы все это дело хоть как-то регулировать. Но факт оставался фактом: теперь Национальная Футбольная Лига и Американская Футбольная Лига делили не только спортсменов, но и телевизионное время, а значит – деньги.
Неудивительно, что комиссионер той лиги, что постарше – Пит Розелл, искал любые варианты для того, чтобы привлечь дополнительное внимание к играм НФЛ. Что для этого нужно? Правильно – игра в прайм-тайм, чтобы у любителей футбола просто не было вариантов, какой матч смотреть. В 1964 году комиссионер предложил проводить игры в пятницу вечером – предложение отклонили. Что поделать – традиции есть традиции, особенно, когда они подкреплены тем самым Законом о спортивном вещании, принятом в 1961-м. Вот и получается, что во имя просмотров матчей «хай-скул» и НСАА профессионалы не имеют права транслировать матчи в выходные, кроме воскресенья.
— Какой там день следующий по списку?
— Понедельник, Пит.
— Значит, давайте попробуем сделать игру в чертов понедельник.
28 сентября 1964 года был проведен первый эксперимент: на «Тайгер Стэдиум», в славном городе Детройт, «Пэкерс» встречались с «Лайонс» в конференциальном райвалри, которое мы бы сейчас назвали «дивизиональным». И неплохо получилось: напряженный матч, который «Сырноголовые» забрали со счетом 14-10, даже не транслировался, но его посетили более чем 59 тысяч человек – исторический рекорд для «Львов» на тот момент. Розелл улыбнулся, но признавать эксперимент удачным не спешил: в сезонах 1966 и 1967 годов провели ещё по одной игре в понедельник, а в 68-м и 69-м – ещё по две. Все игры транслировались по национальному телевидению, все имели успех. АФЛ хватило демонстрации нового оружия своих конкурентов всего спустя 3 игры, поэтому NBC транслировала игры лиги Эла Дэвиса в первый рабочий день недели уже с 1968-го.
Учитывая, что переговоры по новому телевизионному контракту были все ближе, а обе профессиональные лиги, слияние которых выпадало на тот же 1970-й год, очень положительно относились к возможным матчам по понедельникам, Розелл сосредоточился на том, чтобы добавить в контракт пункт о матчах в «день тяжелый». Но не все так просто: и CBS, и NBC, которые транслировали такие игры ещё в прошлом году, не особо горели желанием перекраивать телевизионные сетки и ограничивались высказываниями вроде «это очень интересное предложение», «мы обязательно с вами свяжемся» и прочими фразами, которыми заканчивают собеседования со вчерашними студентами руководители крупных корпораций в Нью-Йорке. Руководство лиг решили пойти другим путем и связались со своими старыми знакомыми – ABC, которые в то время были явным аутсайдером среди этой троицы.
Они, конечно, понимали риски и прочие вещи, но «отчаянные времена требуют отчаянных решений», и, взвесив все, выкатили предложение НФЛ, которое, впрочем, уступало независимой Hughes Television Network. Разъяренный таким отношением комиссионер в сердцах пообещал, что заключит контракт с HTN, но потом понял, что горячиться не стоит, и даже не такое выгодное предложение от авторитетной компании вроде ABC все равно лучше, чем договор с «Телевизионной сетью Хьюза» – соглашение было достигнуто.
Развитие событий
Чернила после подписи договора ещё не успели высохнуть, а продюсер ABC Sports Рун Олридж уже понял, что вытянул золотой билет – осталось только его правильно разыграть. Первым делом, он пригласил опытного режиссера Чета Форте, который имел стаж в более чем 20 лет, чтобы вместе создать не просто спортивную трансляцию, а «настоящее зрелище». А что нужно для создания шоу? Верно: звезды, за которыми будут следить зрители, и технические условия, которые сделают этих звезд таковыми. Для того чтобы картинка соответствовала ожиданиям, Олридж удвоил привычное количество камер и ввел мгновенный повтор – новаторское на тот момент решение. Чтобы не было недостатка в тех самых «звездах шоу», он расширил обычную комментаторскую кабинку с двух мест до трех. Осталось решить, кто эти самые места займет.
Вообще говоря, у НФЛ была такая политика: мы выбираем комментаторов, а вы соглашаетесь. Рун пошел другим путем и сам нашел ведущих для своего детища. Первый из них, Говард Коссел – бывший адвокат, ставший спортивным комментатором, был крайне неординарной личностью. Не признающий превосходства профессиональных спортсменов, очень обаятельный и обязательно честный, 52-летний уроженец Северной Каролины не оставлял равнодушным ни одного из слушателей, причем далеко не обязательно в позитивном ключе.
— Меня называли высокомерным, напыщенным, несносным, тщеславным, жестоким, многословным, выпендрежником. И, конечно, я такой и есть.
Он был другом Мухаммеда Али, поддерживал борьбу темнокожего населения с дискриминацией и фактически приватизировал фразу «рассказываю все как есть» – понятно, что между поклонниками и хейтерами Говарда был численный паритет. Его напарник, Кит Джексон – опытный комментатор с опытом в 18 лет, уже успел к тому времени поучаствовать в освещении матчей и НСАА, и АФЛ, и даже бейсбольных лиг. Получивший в 1954 году степень в области речевых коммуникаций, Джексон буквально работал по специальности и казался очень удачным дополнением к яркому Косселу. Но оставалась ещё одна открытая вакансия – её предложили Фрэнку Гиффорду, бывшему бегущему и принимающему «Нью-Йорк Джайентс». Договориться не получилось – у Фрэнка был действующий контракт с CBS. Зато он дал ценный совет Олрижду – присмотреться к Дону Мередиту, экс-квотербэку «Даллас Каубойс».
В то время, комментаторские роли были довольно четко определены. Существовало 2 типа ведущих: «play by play»-комментатор, в задачи которого входила дефиниция непосредственных событий на поле, и «color»-комментатор – тот самый, который украшает репортаж каким-то аналитическими данными, милыми историями и прочими вещами, которые заставляют не переключать трансляции во время паузы между розыгрышами или во время таймаутов. Если матч освещала пара бродкастеров, то тандем строился по формуле «1+1», если один – это был обязательно человек, который озвучивает происходящее на поле. Логика здесь явно присутствует: как-никак, тогда люди ещё слушали радио, и просмотр трансляций часто был «прослушиванием». Но в новом шоу «Футбол по понедельникам» комментаторов-то было трое – как распределить обязанности? Вопрос мог бы так и повиснуть неловкой паузой, если бы не тот самый Говард «рассказываю все как есть» Коссел. Именно он первым ввел такой привычный сейчас для жителей СНГ стиль комментирования «50/50». Он не просто заполнял паузы – он заполнял все пространство трансляции. Пока Джексон описывал происходящее на поле, взрывной Коссел уже заряжал новую обойму острых высказываний, и часто выпускал её не только в игроков и тренеров, но и прямо в спокойного, почти пассивного «color»-комментатора Мередита. Искусственно нагнетать обстановку не приходилось – сама динамика и напряжение в «говорящем треугольнике» были не меньшим элементом шоу, чем сама игра.
ABC даже неплохо получили за рекламу – 65 тысяч «вечно зеленых» за 1 минуту рекламного ролика, хорошая сделка. Вроде бы все шло так, как нужно. В теории. Всё это в теории должно было сработать. В теории, 21 сентября 1970 должен был стать рождением нового популярного шоу. А что по итогу?
Ну, скажем так, ABC явно недооценили масштабы того, что они делают. На практике, получилось так, что треть всей телеаудитории США смотрела первый в истории «Мандэй Найт Футбол» вместе с великолепной троицей комментаторов, и это с учетом того, что по правилам НФЛ жителям Кливленда пришлось смотреть другие программы по WEWS-TV. Через год Джексона заменит тот самый Гиффорд, который скинул кандалы CBS, и появится треугольник «Коссел-Гиффорд-Мередит», ставший не просто частью шоу – они войдут в историю как «самая знаменитая дикторская команда в истории американского спорта». Ах, да, сам матч – «Кливленд» обыграл «Джетс», 31-21.
Это был не просто успех. Это была революция. Олридж мечтал создать не просто спортивную трансляцию, он хотел создать «зрелище». Возможно, у него получилось даже слишком хорошо: однажды Коссел перебрал на предматчевой вечеринке, и во время трансляции был настолько пьян, что блеванул на сапоги Мередита в конце первой половины. Трансляцию заканчивали без Говарда, но зрители были в восторге. Если восхищение болельщиков даже в такой ситуации – не признак успеха, то что тогда?
Последствия
Олридж продолжил свои эксперименты. Любые инновации в технической составляющей трансляции всегда испытывались во время MNF, была добавлена музыкальная составляющая: гимн «Score» Чарльза Фокса в середине 70-х сменился на «ABC Monday Night Football Theme», а в 1989 начало трансляции предваряла «All My Rowdy Friends Are Here on Monday Night» Хэнка Уильямса-младшего – интерпретация его хита «All My Rowdy Friends Are Coming Over Tonight».
На сами матчи приглашались знаменитости, и имеется в виду далеко не только посещение трибун. В 1974 году в кабинке комментаторов засветились тогда ещё губернатор штата Калифорния – некий Рональд Рейган, и музыкант-пацифист, некто Джон Леннон. Увы, в запись не попали кадры, как будущий президент США объясняет бывшему ритм-гитаристу и солисту «Битлз» правила и особенности игры. И хотя Леннон мало что понимал в футболе американском, он все равно был очень впечатлен размахом шоу. Печальная ирония заключается в том, что спустя всего 6 лет Коссел, с которым экс-«битл» успел познакомиться и пообщаться в 74-м, будет тем самым человеком, который одним из первых объявил многомилионной аудитории, наблюдающей матч понедельника между «Долфинс» и «Патриотами», что Джон Леннон скончался в больнице в результате нападения возле своего дома в Нью-Йорке.
Но это далеко не единственные селебрити, посетившие игры понедельника. В разное время в трансляции появлялись вице-президент Спиро Агню, певец Пласидо Доминго, президент США Билл Клинтон – даже лягушонок Кермит не обошел стороной новое шоу. Со временем, ставка на развлекательный фактор стала отличительным признаком MNF – многие халф-тайм шоу известных исполнителей транслировались полностью, хотя раньше предпочтение всегда отдавалось аналитикам и комментаторам. Несмотря на успех, в 2006-м году пути НФЛ и ABC снова разошлись, но «Мандэй Найт» уже был слишком грандиозным и прибыльным проектом, чтобы переживать по поводу поиска партнера, поэтому права на трансляцию просто перешли к ESPN. Расставание, впрочем, было недолгим: с 2016-го ABC также транслирует матчи вайлд-кард, так что разлука по времени не сильно превзошла брейк-апы Джиджи Хадид и Зейна Малика.
Успех MNF показал, насколько важной составляющей подобных проектов является показ игр в «прайм-тайм»: в 2006 были созданы Sunday Night Football и Thursday Night Football, в 2007-м игра регулярного чемпионата НФЛ впервые прошла за пределами США, и вызвала такой ажиотаж, что стала постоянным событием. Вернее событиями: после 2012 года в Лондоне ни разу не проводилось меньше, чем 2 игры регулярки. В 2016-м прошла первая игра в Мексике, в 2022-м – в Германии, а в следующем сезоне «Филадельфия Иглс» и «Грин Бэй Пэкерс» начнут свой сезон в Бразилии, и, в отличие от США, игры в этих странах могут проходить и по пятницам, и по субботам.
ESPN, кстати, продолжили традицию постоянной модернизации: в качестве альтернативного MNF в 2021 году был запущен «ManningCast» – своеобразный комьюнити-каст в исполнении легенд НФЛ Пейтона и Илая Мэннингов. Описать такое довольно сложно, поэтому если вы ещё не видели этого шоу, то просто посмотрите
«Так, а сами матчи хоть кто-то смотрит, или все приходят за автографами к Кэти Перри и Джери Райсу?» Ещё как смотрят. Популярность «Мандэй Найт» сподвигла руководство лиги к тому, что зачастую в понедельник зрители наблюдают не просто рядовой матч, а дивизиональное противостояние, ну или, в худшем случае, игру двух команд, которые находятся высоко в таблице. И там очень часто есть на что посмотреть: Рекс Райан, который лишил «Воронов» возможности одержать верх над непобедимыми «Патриотами» в 2007-м, апсет в исполнении «Долфинс» над Брэди и Беличеком в 2004-м, «Угнать за 11 секунд» от Куинси Картера против «Гигантов» в 2003-м, 21-очковый камбэк Мэннинга-старшего против одной из лучших защиты в истории в лице «Тампы-2003» всего за 4 минуты или 105 очков от «Рэмс» и «Чифс» на двоих в 2018-м – это бесконечно малая часть тех великолепных игр, которые произошли за более чем 50 историю «футбольных понедельников». После ухода со своего поста, первый комиссионер объединенной НФЛ Пит Розелл попал в Зал Славы Профессионального Футбола. Он сделал очень много для того, чтобы лига процветала, но вероятно, попал бы в Кантон даже в том случае, если бы «Мандэй Найт» было его единственным наследием.
Спасибо всем, кто дочитал до этого момента. Надеюсь, что к концу этого текста вы получили такое же удовольствие после прочтения, как и я – при его написании.
Если вам понравилась работа, то вы можете поддержать автора при помощи комментария или «плюса». Кроме того, появилась возможность поблагодарить меня за работу, оставив донат на Boosty, или при помощи доната на самой платформе Sports.
Любите спорт и помните, что помимо прочего, он нужен и для того, чтобы объединять людей, а не наоборот. Благодарю за внимание.
Фото: Getty Images/Mario Tama, ESPN Images, Getty Images/Hulton Archive, AP/John Raoux, Milwaukee Journal Sentinel Files
Предыдущие части цикла:
Десятиконечная история НФЛ: Superbowl I
Десятиконечная история НФЛ: The Heidi Game
Следующие части цикла:
Десятиконечная история НФЛ: Miami-72
Десятиконечная история НФЛ: The Catch
Десятиконечная история НФЛ: The Great Trade Robbery
Десятиконечная история НФЛ: The Comeback
Десятиконечная история НФЛ: The People vs OJ Simpson