10 мин.

Кадры решают всё. Как показывать американский футбол в России, чтобы его приятно было смотреть

Как взаимодействует режиссер трансляции с операторской бригадой во время трансляции матча по американскому футболу? При просмотре матча НФЛ таким вопросом попросту не задаешься — настолько картинка хороша.

Теперь попробуйте представить, что дуэль Патрика Махоумса с Ламаром Джексоном снимают всего на 2-3 камеры. Нужно очень исхитриться, чтобы с таким арсеналом техники показать матч максимально качественно.

Как интересно показать американский футбол без игроков НФЛ на поле — это нам рассказал режиссер трансляций Илья Бутаков, без которого не обходится ни одна трансляция чемпионата России по американскому футболу на ТВ-каналах.

Экскурс в недалекое прошлое

Давным-давно, когда прямые трансляции игр чемпионата России еще считались роскошью, доступной не каждой команде, на First & Goal выходили два материала о том, как провести онлайн-трансляцию своего матча и как ее дублировать в несколько стриминговых сервисов.

С выхода тех гайдов прошло много времени, стало сильно лучше с покрытием интернета и программным обеспечением для трансляций. Поэтому они сейчас актуальны разве что концептуально — для самой простенькой трансляции нужны камера и техника для стриминга с соответствующей программой. На этих моментах подробно останавливаться не буду, поскольку сейчас в интернете море информации и о камерах, и о технике, и о программах.

Чего в интернете просто так не найти, так это рекомендаций от организаторов самого эфира. Сегодня начнем с главного (если не считать судей и участников самой игры) человека на стадионе — режиссера трансляции.

Зачем режиссер вообще нужен?

Режиссура — вещь крайне специфическая. По сути, переключением камер и планов нужно создать неразрывный нарратив противостояния команд на поле. Специфика в том, что это только кажется простым: знай себе, переключай камеры — и дело в шляпе. Но даже в расположении камер кроется режиссура, например, для соблюдения правила осей съёмки.

Применение правила осей при съемке общения двух людей.

Для трансляций соблюдение правила тоже важный элемент:

Согласитесь, возникает дезориентация? Смотрели с одной стороны — бац, команды вдруг поменялись местами.

На ошибках очень удобно учиться и, запоминая их, не допускать в дальнейшем. В ошибках Илья видит позитивный момент — он так и обучает операторов-новичков (на трансляциях американского футбола). Разбор полетов после окончания эфира очень важен, иначе как понять, что исправить в следующий раз, а какие удачно испробованные фишки взять в обойму операторских приемов.

Мы играем вдолгую

Очень важно изначально найти режиссера и операторов, готовых снимать матчи на постоянной основе. У Ильи в операторской бригаде есть два человека, снимающих американский футбол с 2012 года. Понятно, что за это время они накопили колоссальный опыт и могут предсказывать развитие ситуации на поле.

У операторов задача стандартная — не терять мяч, а для этого надо часто работать на упреждение, особенно во время дальних пасов, когда операторы должны наводить камеру в точку приема мяча ещё до ловли. А это, наверное, самое важное в съемке американского футбола, ведь зрители российских соревнований не раз и не два поневоле пропускали в трансляции красивую ловлю или тачдаун. Пропускали вместе с объективом камеры оператора, проморгавшего эпизод, как, например, вот здесь:

Видите, даже два оператора иногда не справляются. Одновременно!

По большому счёту, операторам-новичкам должна быть поставлена всего одна, пусть и непростая задача: держать мяч в кадре. А уже потом, когда оператор набьёт руку, он сможет, согласно цитате Уэйна Гретцки, понимать, где мяч окажется.

Если каждый раз оператора находить в режиме «лишь бы кто-нибудь», качественной трансляции можно не ждать.

Начинаем с азов

Самый простой вариант организации эфира: трансляция с одной камеры, где оператор сам себе режиссер — стримит видео и запускает повторы (а иногда и не запускает). Есть вариант с передачей чистого видеопотока комментатору и стримом уже через него, и тут бремя повторов ложится на плечи человека у микрофона. Об этом подробнее расскажу в статье о работе комментаторов американского футбола.

Если ни оператор, ни комментатор повторов не делают, то в паузе между розыгрышами может возникнуть провисание:

Чтобы подобной тягомотины избежать, оператор может делать акцентные укрупнения, чтобы мы могли не только посмотреть игровые моменты, но и почувствовать себя немного ближе к полю:

Самое главное — показать все розыгрыши целиком, поэтому укрупняться можно только тогда, когда оператор уверен, что ни один розыгрыш не останется за кадром.

Удваиваем сложность

У нас появился бюджет на вторую камеру и человека за ней. Проблема (но и благо) — нужен третий человек, режиссер. Да, это может повлечь дополнительные траты. Но если у трансляции есть режиссер, то зрелище сразу же становится гладким и приятным для просмотра.

2 камеры по центру поля, одна снимает общий план, другая — крупные. В итоге мы можем и розыгрыш увидеть и на повторе рассмотреть его же крупнее, ну и насладиться крупным планом в паузе. Безусловно, режиссер должен быть технически оснащен, чтобы трансляция прошла без сучка и задоринки, поэтому абы кого туда не посадишь.

Но если режиссер совершенно ничего не понимает в американском футболе, то к нему нужно подсадить кого-то понимающего и способного рассказать, что будет происходить на поле и куда смотреть операторам. Опять же, это вопрос практики, но во время матча режиссер (или его помощник) должен проговаривать операторам, какая из команд играет в нападении, когда бьют пант или филд-гол, когда на поле лежит флаг, сигнализирующий о нарушении — и какая камера отвечает за съёмку каждого момента.

Что-то на богатом

Идём дальше — 3 камеры. Расположение — одна по центру, две на 20 ярдах каждой половины. Когда розыгрыш происходит перед камерой — она на общем, остальные на крупном. Так, коммуницируя с операторами, режиссер может создать очень сочную картинку с повторами и крупными планами.

Более того, повторы режиссер может собрать в нарезку хайлайтов, чтобы зрители в перерыве (а в американском футболе он долгий — 20 минут) не выключили трансляцию, а посмотрели резюме первой половины. И для красивого завершения трансляции самыми сочными розыгрышами матча.

4 камеры. Две по центру, на общий и крупный планы, еще две на 20 ярдах каждой половины.

Что-то на очень богатом

Дальнейшее увеличение количества камер также может потребовать дополнительных людей, которые будут помогать с техническими вопросами — проводка, вышки, интернет, чтобы этим не занималась съемочная бригада, у которой своих забот предостаточно.

Пятую камеру можно поставить высоко за воротами, чтобы красиво снимать не только филд-голы и реализации, но и укрупняться на все розыгрыши, чтобы на повторах мы могли наблюдать план «как в игре Madden»:

Альтернатива пятой камере, она же шестая камера — камера с рук, с земли. Тут вообще возможна тьма разнообразных сюжетов, которые может запечатлеть оператор на поле.

Тут вам и командное празднование тачдауна в зачетной зоне, и фиксация различных событий на бровке (от хадлов отдельных юнитов до оказания помощи травмированным), а иногда, если повезет с благодушием судейской бригады, могут получиться и такие бриллианты:

Недостижимый космос

7-е и 8-е камеры — это камеры на помостах с каждого из концов поля. Их цель — средние и крупные планы с небольшой высоты, чтобы создать эффект присутствия на поле или бровке. Такую роскошь мы могли видеть на трансляции финала чемпионата России-2023, которую под пристальным взором Ильи организовал «Матч ТВ»:

Закрепляем пройденное

Еще раз зафиксирую внимание на том, что принципиально важный момент — четкая коммуникация режиссера и операторской бригады. Задача режиссера, как я писал в самом начале — создать непрерывный нарратив противостояния команд, поэтому при помощи дополнительных камер ему нужно не только показывать происходящее во время розыгрышей, но и между ними; не только то, что на поле, но и то, что за его пределами.

Прежде всего, при помощи режиссерских и операторских приемов, эти ребята в шлемах и каркасах оживают на наших экранах не только для тех, кто этих ребят знает лично и пересекался с ними на поле, но и для совершенно новых зрителей (а мы, надеюсь, на таких все-таки коллективно и сознательно рассчитываем хотя бы в какой-то перспективе).

Поэтому режиссерам и операторам желателен опыт трансляций американского футбола и необходимо понимание его принципов.

Резюмируем

Трансляции матчей — лицо любого вида спорта в медийном пространстве. Да, пока это пространство для американского футбола больше похоже на дом Неда Фландерса — чем дальше заходишь, тем уже оно кажется.

Несмотря на огромный отрыв от всех остальных в плане качества показа американского футбола, Илья Бутаков не перестает с каждым эфиром добавлять в арсенал все новые и новые технические возможности — от прокачки ручек управления камерами до повышения максимальной нагрузки на трансляционный сервер.

Рост мастерства — процесс эволюционный. И у всех, кто только начинает стремиться к качественному показу матчей, есть надежный ориентир. Ведь Илья тоже начинал когда-то с одной камеры.

Что Илья советует командам, у которых вопрос с трансляциями решается с нуля на каждый домашний матч?

Двигаться постепенно. Найти режиссера и двух операторов, которые заинтересованы или могут заинтересоваться американским футболом. Режиссер — это не просто инженер, которому доверили переключать планы, а человек с пониманием того, как вести эфир. Дать в помощь, если нужно, кого-то из бывших/травмированных игроков, чтобы помочь освоиться в понимании игры.

Да, снимать на две камеры дороже, чем на одну. Но плюсы очевидны — улучшение картинки, повышение опыта съемочной бригады. Более красивая трансляция с большей вероятностью привлечет местные спонсорские инвестиции.

Это и есть эволюционный процесс.