Ришат Гилязутдинов: «В этом сезоне мы выполнили лишь одну из поставленных целей – взяли Кубок России»
Волейболистка казанского «Динамо» завершили сезон поражением от одноименного московского клуба в финале чемпионата России. Казалось бы, сезон сложился неплохо – «золото» Кубка России, серебряные медали чемпионата страны, выход в «Раунд шести» Лиги чемпионов. Но главный тренер «Динамо» Ришат Гилязутдинов говорит откровенно – поставленные на старте сезона задачи команда не выполнила.
Женский волейбольный клуб «Динамо-Казань» – один из флагманов российского волейбола, а потому перед командой всегда стоят крайне высокие цели. После завершения сезона наставник команды в эксклюзивном интервью «Татар-информ» рассказал о причинах неудачного выступления в финале национального первенства, прокомментировал уход из команды Ирины Воронковой и выразил свое мнение о создании нового волейбольного клуба в Калининграде.
«ПОСЛЕ ТРАВМЫ ВАСИЛЕВОЙ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ ЗАДАЧИ, НО ИЗМЕНИЛИСЬ УСЛОВИЯ»
– Наверняка, уже провели анализ финальной серии чемпионата России. Если говорить о сезоне в целом, на какую оценку по пятибалльной шкале наиграли ваши подопечные?
– Думаю, не стоит так оценивать игру команды. Перед нами стояли определенные цели, мы их не выполнили. Вернее, выполнили лишь одну – взяли Кубок России. Но целей было больше. Сейчас говорить о том, что мы сыграли удовлетворительно – возможно, да. Но задачи мы не выполнили.
– В финале национального первенства, как и в прошлом сезоне, не удалось обыграть столичное «Динамо». В каких компонентах Казань была хуже Москвы?
– У нас возникла тяжелая ситуация перед «Раундом шести» Лиги чемпионов, когда травмировался основной игрок (в четвертьфинале чемпионата России травму плеча получила доигровщица Элица Василева – прим.авт.). Нам пришлось в экстренном порядке пытаться каким-то образом компенсировать эту потерю. При этом у нас не изменились турнирные задачи, но изменились условия. В стартовый состав вошла Аня Котикова, и в этом режиме и с таким составом мы пытались что-то построить. О том, насколько нам это удалось, говорит результат. Но, тем не менее, я не могу критиковать девочек. Все работали, это было очень тяжелое для нас время – и по объему работы, и по стрессу, который мы испытали. Его, к сожалению, выдержали не все.
– Насколько со своей ролью на финише сезона справилась Котикова? Игра в старте на финале чемпионата России и в Лиге чемпионов для 18-летней волейболистки – наверняка серьезный стресс.
– Стоит отметить, что Аня справилась блестяще. Она сыграла на очень высоком уровне, сделала даже больше, чем мы от нее ожидали. Другое дело, что этого было недостаточно для итоговой победы. Но тот опыт, который она получила в этих матчах, для нее бесценен. Играя именно с топовыми командами, она серьезно выросла за этот сезон.
«В ФИНАЛЕ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ НАМ ПРИШЛОСЬ ЛАТАТЬ ДЫРЫ»
– После второй игры финала чемпионата ваш коллега по тренерскому штабу Александр Перепелкин говорил, что знаете, как обыграть Москву. Почему идеи не удалось воплотить в жизнь?
– Каждая игра финала – и первая , и вторая, и третья – были разные по схемности и тактике. Если говорить прямо, нам пришлось латать дыры: пытаться уходить, каким-то образом скрываться. Мы не говорили о какой-то суперигре в финале с нашей стороны, однозначно нет. Мы знали, что нам будет очень тяжело, и прекрасно понимали, что в случае победы результат будет добыт ценой сверхусилий. Нам нужно было попытаться каким-то образом компенсировать слабые моменты нашей игры – тот же прием, к примеру, атаку в какой-то степени. Это основные моменты, которые использовал наш соперник. В московском «Динамо» прекрасно понимали ситуацию, поэтому та тактика, которую они выбрали, полностью себя оправдала.
– В финале очень сдала Наталья Маммадова.
– К сожалению, да – Наташа не сыграла ни одного финала. Причины пока не ясны, я не могу их объяснить. Мы попытаемся во всем этом разобраться, но это факт – Маммадова не попала в игру. На ее позиции у нас вышла Даша Малыгина, в третьей игре она сыграла очень неплохо.
– Малыгина долго лечилась после серьезной травмы. Сейчас это психологически как-то сказывается на ее игре?
– В большей степени последствия травмы влияют в плане технического исполнения. С психологией там все нормально, она была готова помочь команде и помогала очень хорошо во всех элементов, за исключением атаки. В нападении она хорошо сыграла только в последнем матче. До этого ей было тяжело нападать, потому что до сих пор есть остаточные моменты после травмы. В остальном ни по поводу желания, ни по поводу настроя никаких проблем у нее не возникало.
– Ее вызов в сборную России на сегодня – аванс от главного тренера?
– Я думаю, что для нее это шанс. Это не аванс, она реально может стать игроком хорошего уровня. Она это показала в матчах финала.
– Два последних финала чемпионата страны против Москвы чем-то похожи?
– Абсолютно разные. Тогда у нас были в строю все игроки. В прошлом сезоне мы уступили больше в таком игроком ключе. В этом финале мы, как я сказал ранее, пытались латать дыры.
– Столичная команда этот сезон провела без легионеров в составе.
– Я понимаю это решение. Если говорить о Лиге чемпионов, нужно четко понимать, что мы находимся не в самой благополучной ситуации. Российские клубы ни по регламенту, ни по объему бюджета не могут держать у себя на скамейке по четыре-пять легионеров. Такие возможности есть в Италии или в той же самой Турции. Они тратят на это деньги, понимая, что без легионеров получить результат будет тяжело. А использовать легионеров только для чемпионата России тоже в какой-то мере неправильно. Уровень нашего чемпионата упал, конкуренция сейчас довольно слабая.
«КОНЕЛЬЯНО» ДОКАЗАЛ, ЧТО И ЖЕНЩИНЫ МОГУТ ИГРАТЬ В БЫСТРЫЙ ВОЛЕЙБОЛ»
– Вашей команды целый год не было в Лиге чемпионов. На таком фоне выход в «Раунд шести» – это успех?
– Я не могу назвать это успехом, это одна из невыполненных нами задач. Мы планировали попадать в «Финал четырех» и бороться там за самые высокие награды. Такая цель стояла перед нами в Лиге чемпионов. Поэтому это совсем не успех.
– Насколько перед ответной игрой против «Конельяно» чувствовалось, что девочек хватит на уверенную победу и «золотой» сет?
– Уже тогда возникла ситуация с Василевой. Мы пытались перестроить свою игру за счет психологии, нам удалось оказать давление на соперника в первой партии. Потом, в принципе, все встало на свои места.
– Есть мнение, что команде в этом сезоне просто не хватило матчей серьезного накала.
– Безусловно. И это отголосок слабой конкуренции в чемпионате страны. Любая команда, которая продирается через жесточайшие противостояния, растет. Этого нам действительно не хватило.
– По сравнению с чемпионатом России волейбол «Конельяно» – это космос?
– Сейчас я понял, что в женском волейболе есть моменты, куда надо двигаться – это касается скорости и организации атак, общей игры команды. Если посмотреть за итальянской командой, их игроки постоянно находятся в движении и постоянно готовы к выполнению любого игрового действия, включая ту же самую атаку. На ум сейчас пришла сборная Бразилии с Рикардо (связующий мужской сборной Бразилии, выступал за команду с 1997 по 2012 год – прим.авт). Тогда бразильцы были непобедимы (за 15 лет сборная Бразилии выиграла два чемпионата мира, шесть розыгрышей Мировой лиги, Кубок мира, два Всемирных Кубка чемпионов и Олимпийские игры – прим.авт.). Та команда играла в такой же быстрый волейбол. Говорили, что женщины играть в такой манере не способны. Как выяснилось, еще как способны. Это доказал «Конельяно».
«РЕШЕНИЕ ВОРОНКОВОЙ МЫ ВОСПРИНЯЛИ НОРМАЛЬНО»
– Как поднимать конкуренцию в чемпионате России?
– Это очень сложный вопрос. Хочется поздравить молодежную сборную России на чемпионате Европы. Это показывает, что у нас сейчас появляются игроки. Несколько волейболисток высокого класса, за счет которых держался уровень нашего волейбола, ушли. Людей, которые пришли им на смену, очень мало, нет большого притока. Нам очень важно обратить внимание на воспитание молодежи. И победа молодежной сборной России в этом контексте очень важна.
– Создание нового клуба в Калининграде – тоже один из шагов к усилению конкуренции?
– Думаю, да – как-то пытаются расширить конкуренцию. Чемпионат России свелся к противостоянию двух «Динамо», в этом сезоне это проявилось очень ярко. Создание нового клуба может помочь увеличить конкуренцию в чемпионате.
– Именно в этой команде карьеру продолжит Ирина Воронкова.
– Ее решение мы восприняли решение абсолютно нормально. Я прекрасно понимаю, что команду возглавляет ее отец, это многое объясняет. Сама Ирина приходила к этому решению не сразу, но оно было принято. Я благодарю ее за проведенные в Казани годы. Считаю, что она выросла в очень достойного игрока уровня сборной страны. Терять такого игрока жалко, очень жалко.
– Новые контракты с клубом до сих пор не подписали Ирина Филиштинская и Элица Василева. По ним есть какие-то новости?
– Ирина решила временно приостановить свою карьеру. А по поводу Эли вопрос обсуждали совсем недавно. Прежде, чем продлевать с кем-то контракты или подписывать новых игроков, нам нужно понять концепцию развития клуба на следующий сезон. Только тогда можно будет о чем-то говорить.
– В следующем году исполнится 10 лет как вы возглавили казанское «Динамо». Спортсмены и тренеры нередко говорят о том, что бывает необходимо сменить обстановку. Насколько вам комфортно в клубе и вы готовы оставаться в Казани?
– С точки зрения условий работы в клубе здесь все идеально. Знаю, как построена работа в некоторых других клубах, поэтому могу говорить об этом с уверенностью на 200 процентов. В этом сезоне я понял, что нам нужно менять момент «комфорта» нашей работы – игры в Лиге чемпионов помогли увидеть, что нам нужно работать более широко и разнообразно, смотреть на развитие волейбола глазами передовых лидеров. Нужно и обучение, и вливание какой-то новой крови – все это мы сейчас обсуждаем.
Текст: Алексей Анисимов / «Татар-информ»;
Фото: Ильнар Тухбатов / «Татар-информ»;