10 мин.

Ирина Филиштинская: Как только подумаешь о своей крутости, игра напрочь развалится

Волейболистки казанского «Динамо» потихоньку возвращают себе статус гегемона на внутренней арене – в нынешнем сезоне подопечные Ришата Гилязутдинова вполне могут к Кубку страны прибавить золото чемпионата России. Да и Лига чемпионов казанским девушкам тоже вполне по силам: пока динамовки идут без потерь в главном европейском турнире. Добывать результат команде из столицы Татарстана помогает безупречная слаженность действий и четкая работа общекомандного механизма, одним из винтиков которого является связующая Ирина Филиштинская.

Волейболистка переехала в Казань два года назад из Краснодара и не испугалась конкуренции с уже довольно опытной Евгенией Старцевой, что вскоре принесло свои плоды – сегодня тренерский штаб «Динамо» оценивает уровень своих связующих как равный и одинаково полезно использует игроков в интересах команды. Кроме того, Филиштинская стабильно получала приглашение в сборную России: связующая вместе с национальной командой сыграла на Гран-при, Кубке мира и чемпионате Европы. Правда, на ближайший год о сборной Ирине придется забыть – в российском волейбольном сообществе много шума наделало интервью нового наставника команды Вадима Панкова. По версии корреспондентов, Вадим Анатольевич заявил, что никогда не намерен призывать Филиштинскую в сборную. Однако, после матча «Заречья-Одинцово» (эту команду также тренирует Панков) в Казани тренер заявил, что его слова переврали журналисты, а сам он имел ввиду отсутствие связующей «Динамо» в сборной лишь в этом году. От первого варианта интервью волейболистка осталась, мягко говоря, в недоумении. 

– Да, конечно, я читала это интервью – уже прошло больше двух недель. Я была удивлена таким словам от Вадима Анатольевича. Мы с ним работали на Универсиаде, вместе тренировались. При этом у нас всегда были хорошие отношения. Кстати, сразу возникла мысль о том, что, может быть, напутали журналисты – я сталкивалась с такими интервью, в которых мои слова тоже перевирали. Поэтому для того, чтобы обсудить все, нам нужна была личная встреча. 

– Вадим Анатольевич рассказал, что извинялся перед вами за этот инцидент. 

– Он подходил ко мне, когда они («Заречье-Одинцово». – Авт.) приезжали в Казань на матч чемпионата России. Действительно, извинился, сказал, что не говорил такого. Корреспонденты, наверное, захотели дать какую-то горячую новость, повысить интерес к сборной сейчас и переврать слова тренера. Но мы с ним поговорили, вопрос разрешился. Да и в послематчевом комментарии журналистам он все объяснил.

–– То, почему этот год для вас пройдёт вне сборной, Панков тоже объяснил?

– Нет, мы разговаривали только об интервью. О том, почему он не планирует вызывать меня в команду, мы не общались. Вообще, каждый тренер по-своему видит любую команду. Приходит один наставник – видит определенный набор игроков в сборной, которые могут решать задачи. Другой тренер видит других игроков на площадке или другие сочетания. У каждого специалиста свое видение того, как ему добиться результатов с командой. Я не удивилась такому решению. 

– Может быть, такое решение связано с небольшим количеством игровой практики в клубе? В «Динамо» в этом сезоне вы играете чуть меньше, чем в прошлом. 

– Да нет, вам показалось (смеется). 

«В КОМАНДЕ НИКТО НЕ СЧИТАЕТ КОЛИЧЕСТВО ПОБЕД»

– Несмотря на такую ситуацию, практически после каждого матча тренеры «Динамо» говорят: «У нас два равноценных связующих».

– В тренировочном процессе тренерский штаб также выдерживает эту линию. У нас в команде никаких разделений на первую и вторую связующую нет. Состав всегда объявляют перед игрой, поэтому мы заранее не знаем, кто выйдет в основе на тот или иной матч.

– Быть может, решение выпустить вас в старте на матч против «Заречья» связано с тем интервью Панкова? В такой игре вы, наверняка, хотели многое доказать тренеру сборной.

– Не думаю, что так было. Вопрос с этим интервью разрешился еще до матча против «Заречья», поэтому вряд ли этот фактор учитывался тренерами при определении состава. Мне не нужно было никому ничего доказывать. Да и убеждать тренера сборной в том, что он ошибается, не призывая меня в команду в этом году, не хотелось. Решение по игрокам сборной принимает наставник команды, и оно уже озвучено. Для меня это была рядовая игра чемпионата России.

– «Заречье» стало второй командой после московского «Динамо», кто в нынешнем чемпионате сумел отобрать у вас партию в Казани.

– В этой команде играют молодые девчонки, которые в любой игре проявляют себя с первых же мячей. Так везде: молодые, дерзкие хотят навязать борьбу, потому что по-другому у них не получится. Пока им не хватает опыта, и это в полной мере показали следующие три сета. Игра развалилась, потому что они пока не могут играть на таком уровне весь матч. Они в первом сете начали очень хорошо подавать и выбивать нас с приема. Мы к этому были готовы – «Заречье» хорошо сыграло с Москвой («Динамо». – Авт.), и мы готовились именно к такому матчу, когда они с первых мячей будут играть агрессивно именно на подаче. С нашей командой нужно играть именно так, поскольку при хорошем приеме будет сложно справляться с силовыми атаками и первым темпом. Поэтому расшатать нашу игру можно разве что подачей.

– Эта победа стала для «Динамо» 22-й подряд во всех турнирах. Ощущаете собственную крутость?

– В команде никто на эту тему не говорит и количество побед подряд никто не считает. Если честно, я только пару матчей подряд вообще узнала об этой серии – в интервью где-то проскочило, что мы одержали 20-ю победу подряд. Мы не считаем, что мы такие классные и крутые: как только начнешь об этом задумываться, игра может напрочь развалиться.

– Победная серия давит на команду? Волейболисты «Зенита» не проигрывали более 60 матчей и признавались, что это очень непросто.

– Мы в команде этого не чувствуем. Возможно, как раз потому, что не считаем эти победы. Не знаю, может быть, в мужской команде это чувствуется как-то по-другому. Мы на каждую игру выходим заряженными на победу. А с каким счетом она будет добыта… Естественно, всегда хочется победить 3:0 и готовиться к следующему матчу.

«ГЛАВНУЮ РОЛЬ В ПЛЕЙ-ОФФ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ СЫГРАЕТ НАСТРОЙ»

– Не так давно Ришат Гилязутдинов заявил, что уровень чемпионата России падает, и это является серьезной проблемой.

– Полностью согласна. То, что общий уровень чемпионата упал – это однозначно. Если посмотреть команды российской Суперлиги… Даже московское «Динамо», которое всегда на первых ролях, сейчас играет очень нестабильно. Команды-середняки турнирной таблицы доставляют лидерам гораздо меньше проблем, чем раньше.

– Выходит, Казань – главный фаворит чемпионата России?

– На данный момент, получается, так (улыбается). Но в плей-офф, а тем более в финале свое лидерство нужно будет доказывать заново.

– В нынешнем сезоне вы впервые играете в Лиге чемпионов. Нет разочарования от уровня соперников по групповому этапу?

– Группа нам действительно, по сравнению с другими, досталась самая оптимальная для выхода в плей-офф. Но разочарования, конечно, нет. Это Лига чемпионов, и любой соперник здесь может доставить немало проблем. Если ты будешь думать, что это легкие и проходные команды, они быстро тебя в этом разубедят. И сербская команда («Визура». – Авт.), и «Марица» с «Хемиком» – очень непредсказуемые команды. Если у них пойдет игра, они могут доставить достаточно проблем. А если самим развалить их игру, то со стороны покажется, что мы выиграли очень легко.

– Выезд в Польшу к «Хемику» специалисты называли игрой за первое место в группе, а на деле все получилось для вас неприлично легко.

– Когда мы смотрели эту команду, именно по видео она оставила другое впечатление – мы настраивались на более сложную игру. Тем более они играли дома. Но мы вышли на площадку и даже немного были удивлены их нестабильностью и отсутствием взаимодействий.

– Отсутствие должного сопротивления на групповом этапе может негативно сказаться на команде в плей-офф?

– У нас в команде и с тренерами были разговоры о том, что пока нет таких соперников, которые доставляют серьезные проблемы. Хотя и были тяжелые партии в чемпионате страны, но мы показывали характер и боролись до конца. Было много матчей, в которых мы сами переламывали соперника и свою не очень качественную игру. Дальше уже все шло по накатанной. Думаю, не должно быть проблем, потому что главную роль в плей-офф будет играть настрой.

«СВЯЗКА ИГРАЕТ УВЕРЕННО, КОГДА В КОМАНДЕ ЕСТЬ НАПАДАЮЩИЙ ВРОДЕ ГАМОВОЙ»

– В «Динамо» вы пришли спустя несколько месяцев после завершения карьеры Екатерины Гамовой. Чувствовалось, что в Центре волейбола, образно говоря, все еще обитает призрак волейболистки Гамовой?

– Если честно, первое время очень много звучала фамилия Гамовой, и очень много в клубе было воспоминаний, связанных  с ней. Она внесла огромный вклад в развитие казанского, российского и мирового волейбола, с ее именем связано огромное количество побед нашей сборной и «Динамо-Казани». Естественно, когда уходит такой человек из большого спорта, ее заслуги будут помнить всегда.

– Приходилось слышать мнение о том, что команде тогда предстояло учиться побеждать без Екатерины.

– Конечно, она много лет здесь отыграла и была долгое время лидером команды. Поэтому девчонкам, которые играли вместе с ней, нужно было привыкнуть играть без нее. Катя всегда решала основные и самые сложные мячи, игра «Динамо» нередко строилась через нее.  Мне поиграть с ней не довелось, я лишь тренировалась с ней на сборах.

– Наличие такого нападающего в команде помогает обрести уверенность связующему?

– Наверное, это было видно и по играм – в критической ситуации пасы всегда летели именно ей, и она решала в непростых ситуациях и помогала своей команде выигрывать. Конечно, у связок есть уверенность, когда в команде есть такой нападающий, на которого можно положиться. Когда ты играешь с нападающим несколько лет, ты знаешь его вдоль и поперек. У тебя есть уверенность в этом человеке, и в сложный момент ты отдаешь передачу именно ему.

– В этом сезоне в «Динамо» появилась новая диагональная. Как скоро удалось наладить оптимальное взаимодействие с Натальей Маммадовой?

– В любом случае, когда приходит новый человек, а особенно обновляется взаимодействие «связующий – нападающий», всегда нужно найти общий язык. И это не всегда получается с первых тренировок. К тому же, нужно понять, как твой новый партнер действует на площадке. Ему тоже нужно понять, как играет команда. В тренировочном процессе это одно, а во время матча – совершенно другое, особенно, если надо догонять в счете или удерживать преимущество. Когда получается найти эту взаимосвязь, от игры к игре она становится все прочнее, и понимание приходит.

– В последних матчах очень хорошо себя показывает молодая Анна Котикова. В перспективе это – игрой стартовой шестерки сборной России?

– Оценивать кого-то и уж тем более предсказывать будущее – не моя работа. Это все зависит от человека, от его желания себе что-то доказать, добиться каких-то результатов. Она пока играет не очень много, и поэтому иногда проявляется нестабильность. Но все шансы вырасти в топ-игрока у нее есть. Желания у нее достаточно, на тренировках она работает тоже очень хорошо. Да и в играх проявляет себя достойно.

– Нередко после первых успехов молодых игроков их настигает звездная болезнь.

– Думаю, у нас в команде все могут щелкнуть по носу. Тут не дадут зазвездиться, особенно молодым игрокам. Все очень серьезно.

«КОГДА ПРИЕХАЛА В КАЗАНЬ, ПОСТОЯННО ЕЛА ЧАК-ЧАК»

– Слышал о том, что вы увлекаетесь рисованием картин по номерам. Что было вашим последним творением?

– Я уже очень давно не рисовала, потому что после последней картины желание это делать у меня немного пропало. Картина называлась «Лимонное дерево», и дорисовывала ее я уже не в удовольствие, а потому, что было надо. Сейчас я немного отложила это дело, больше вышиваю. Это очень интересно, потому что на выезд с собой картину не возьмешь. А вот вышивку взял с собой в самолет, особенно, если долгий выезд.

– После перехода в Казань в ролике клубного телевидения вы несколько неуверенно отвечали на вопрос «Что такое кыстыбый?». Сейчас уже достаточно близко познакомились с шедеврами татарской кухни – кыстыбый, эчпочмаками?

– Про эчпочмак я знала сразу и ответила бы, если бы спросили (смеется). Кыстыбый – это выпечка, которая представляет собой пресную лепешку с начинкой. Я пробовал кыстыбый только с картошкой, но знаю, что он бывает и с другими начинками. Когда я только приехала в Казань, постоянно ела чак-чак. Мне очень нравится это блюдо, и я просто не могла остановиться. Сейчас я его наконец-то наелась (улыбается),поэтому уже не покупаю так часто, как раньше. И эчпочмаки я тоже очень люблю, но сейчас стала реже их есть.

– В этом же видео вы рассказали, что из всех суперспособностей хотели бы иметь возможность перемещаться в пространстве…

– Очень много перелетов, и есть такие тяжелые выезды, когда приходится очень долго лететь. Поэтому хочется просто щелкнуть пальцами и оказаться дома (улыбается).

Текст: Алексей Анисимов / ИА «Татар-информ»

Фото: Ильнар Тухбатов / ИА «Татар-информ»