6 мин.

Газизов мог получить миллионы от «Спартака» уже вчера, но клуб тормозит дело. Как это может помочь?

Стратегия!

Шамиль Газизов вчера мог стать богаче на 4 миллиона долларов. Это бы произошло, если бы Верховный суд республики Башкортостан подтвердил июньское решение суда первой инстанции, что «Спартак» обязан выплатить своему бывшему гендиректору всю сумму по контракту, подписанному Леонидом Федуном. 

Однако суд в Уфе решил дождаться итога параллельного процесса в Москве. Там сторонам предстоит встретиться в апелляционном суде, который рассмотрит вопрос с другого ракурса: имел ли Федун право лично подписывать финансовые документы Газизова без одобрения Совета директоров. 

Суд первой инстанции в Москве также встал на сторону Газизова, и теперь ключевым должно стать заседание, которое пройдет 26 октября в Девятом арбитражном апелляционном суде.    

Несмотря на то, что «Спартак» пока терпит в судах поражения, юристы клуба обещают, что смогут сделать так, что Газизов не получит свой «золотой парашют». 

Sports.ru разобрался, есть ли тут законные методы не платить.

«Спартак» оспаривает право Федуна самостоятельно принимать решения. Суд пока не согласен

Для тех, кто все пропустил, кратко напомним, из-за чего возник спор. Тем более о деталях контракта Газизова мы теперь знаем не из утечек в телеграм-каналах, а из оглашенных на суде материалов.

В июле 2020 года Шамиль Газизов подписал бессрочный договор со «Спартаком». В нем обозначили ежемесячную зарплату в районе 6,6 млн рублей в месяц и годовую премию в размере до 30 миллионов рублей.

Через пять месяцев после приема на работу Газизова уволили. Согласно материалам суда, в день увольнения, 9 декабря 2020 года, собрался Совет директоров «Спартака», который утвердил отставку менеджера и поручил Леониду Федуну как председателю совета директоров лично согласовать условия разрыва контракта. 

В тот же день Федун подписал допсоглашение к трудовому договору с размером компенсации Газизову: 399, 208 млн рублей, которые нужно было выплатить менеджеру четырьмя равными траншами до марта 2021 года (по 99,8 миллионов рублей каждый). Еще одной опцией, одобренной Федуном, стала выплата Газизову 50% суммы от будущего трансфера Остона Урунова – на тот момент футболиста «Спартака».

«Спартак» сразу выплатил Газизову первый транш – 99,8 млн рублей. Однако платить остальные 300 млн рублей отказался. Началась юридическая война. В уфимском суде Газизов требовал исполнения финансовых условий договора. Формально – это иск работника, которому работодатель не выплатил деньги, предусмотренные договором. 

В московском суде «Спартак» (формально его представляла компания Федуна «Капитальные активы», которой принадлежит 22% акций клуба) оспаривал правомочность самого соглашения.

Основные аргументы «Спартака» сводились к тому, что «Федун был введен в заблуждение относительно нескольких пунктов договора». Об этом заявил сам владелец клуба, отправив в суд письменные объяснения. Переводя с юридического языка на русский, Федун признает, что не читая подписал допсоглашение Газизова и был не в курсе прописанных там условий компенсации.

Второй аргумент, на который делали основную ставку юристы «Спартака»: Федун имел поручение Совета директоров расторгнуть действующий с Газизовым контракт, но полномочий подписывать с менеджером какие-то допсоглашения, не согласовав их, у него не было. В качестве примера юристы приводили расторгнутый контракт с предшественником Газизова Томасом Цорном, по которому тот получил стандартное выходное пособие в размере трех окладов.   

Только Арбитражный суд Москвы не принял эти доводы. Федун не смог объяснить, каким именно образом Газизов «ввел его в заблуждение». А по второму пункту суд установил, что обстоятельства расторжения контракта с Газизовым были стандартными для «Спартака»: начиная с 2012 года Совет директоров всегда использовал формулировку, что поручает Федуну согласовать условия расставания с тем или иным работником «по своему усмотрению». «Ранее это не вызывало у акционеров общества каких-либо сомнений в законности таких действий», – подчеркивается в решении Арбитражного суда Москвы.

Казалось бы, остальное дело техники, и деньги у Газизова практически в кармане. Однако юристы «Спартака» отказываются признавать поражение и утверждают, что Газизов никаких денег не увидит. «Господин Газизов все еще далек от получения этих денег, так и напишите, – заявила после суда юрист «Спартака» Татьяна Завьялова. – Процессуально все возможности еще не исчерпаны. И подача новых исков приостановит решение Уфы». Исход вчерашнего заседания Верховного суда республики Башкортостан свидетельствует, что пока спартаковская тактика работает.  

По просьбе Sports.ru ситуацию прокомментировал партнер юридической фирмы «Косенков и Суворов» Константин Суворов. По его мнению, у «Спартака» не слишком высокие шансы оттянуть выплату денег Газизову. Хотя юридические возможности потянуть время есть.

На что рассчитывают юристы «Спартака»?

По мнению Суворова, приостановка производства по делу в Уфе до вынесения решения в московской апелляции была необходима «Спартаку», чтобы сохранить шансы на итоговую победу. Дальнейшая стратегия юристов клуба может заключаться в затягивании судебных разбирательств.  

Например, в суды могут поступить новые иски от имени «Спартака» или других заинтересованных лиц о признании недействительным допсоглашения в целом или его спорных пунктов по каким-то другим основаниям, которые еще не рассматривались судами.

Появление новых исков могло бы дополнительно отсрочить или приостановить апелляционное производство в Уфе, в результате которого Газизов может получить исполнительный лист на взыскание со «Спартака» 300 миллионов рублей.

«Это, конечно, не дает стопроцентной гарантии, что рассмотрение дела в Верховном суде Башкортостана будет отложено, – считает Суворов. – На практике оспаривание действительности договора или его положений в других судах не препятствует рассмотрению дела непосредственно по взысканию. Даже если впоследствии договор или его часть признают недействительными, то это просто послужит основанием для пересмотра актов о взыскании, и Газизов должен будет вернуть уже полученные деньги».

Юрист также отмечает, что судьи могут негативно отнестись к ситуации, когда на стадии апелляции по гражданскому делу начинают появляться новые иски в других судах с целью приостановить основной процесс. Такую тактику могут посчитать процессуальным злоупотреблением, говорит Суворов, и, как следствие, отказать в приостановке апелляционного производства до получения решений по другим делам. Апелляционная инстанция Верховного суда Башкортостана может, в конце концов, самостоятельно оценить действительность спорных пунктов допсоглашения, такое право у нее есть. И в этом случае новые иски не помогут.

Но даже если «Спартак» проиграет ближайший суд в Москве, а затем и апелляцию в Уфе, юристы клуба теоретически могут успеть добиться приостановления его исполнения, подав кассационную жалобу. В качестве аргумента они могут ссылаться, например, на возможные проблемы с возвратом денег Газизовым, если вдруг решение о выплате будет отменено вышестоящими судами в кассационной инстанции. 

В этом случае многое будет решать скорость действий представителей Газизова в случае успеха в апелляции. Они могут быстро получить в суде исполнительный лист и успеть предъявить его непосредственно в спартаковский банк до того, как оппоненты попытаются приостановить исполнение решения суда. В случае, если юристы Газизова все сделают быстро и деньги будут получены, адвокатам «Спартака» останется добиваться лишь ареста денег на счетах экс-гендиректора клуба, что сделать очень непросто. 

Путеводитель по телеграму Заремы. Да, мы перечитали все посты и прослушали все аудио😱

Фото: globallookpress.com/Alexander Stupnikov; РИА Новости/Михаил Воскресенский