28 мин.

Какой Кобе Брайант настоящий – 8 или 24?

Впервые в истории клуб НБА вывел из обращения сразу два номера.

Самый кобяновский бросочек

Брайант – одна из главных жертв продвинутой статистики. Она документально и безапелляционно обосновала то, о чем многие догадывались: баскетбол, в который играет Кобе, вряд ли может называться эффективным. Эпоха Брайанта завершилась не только самим его уходом, но и исчезновением исповедуемой им игры с ее бесконечными дальними двухочковыми, проходами под троих защитников, затянутыми предварительными ласками с мячом в центре площадки.

Продвинутая статистика показала и еще одну вещь, ранее не самую очевидную: Брайант – один из самых неэффективных игроков на последних минутах, предсказуемый, не желающий расставаться с мячом и признаваться в собственной слабости перед налетающими на него семифутовыми телами.

До этого эти вроде бы заметные всем обстоятельства упускались из виду: Кобе олицетворял собой героический баскетбол и, четко сообразуясь с его канонами, бросал в решающие моменты много, часто и из самых невообразимых положений.

Этим он больше всего и запомнился – сумасшедшими попаданиями (они приходились на пять промахов, но зато выходили незабываемыми), которые никто другой не только не способен был совершить, никто другой не стал бы и пытаться это делать.

Именно поэтому классический Кобе – это спасительное попадание через Уэйда, позволившее «Лейкерс» победить «Хит» на Рождество. Бросок в движении, элитный соперник, национальное телевидение и лучшее время, заход мяча «от забора» и победа.

Но любой специалист по творчеству Брайанта вам скажет, что это лишь второе место.

Самыми кобяновскими из всех гиперсложных, немыслимых по траектории и способу осуществления, ломающих образ баскетбола как командной игры все же нужно считать броски в Портленде в 2004-м: одним из них Кобе перевел игру в овертайм, вторым – добыл победу во втором овертайме.

Во-первых, этот матч был гораздо более важным.

Благодаря той победе «Лейкерс» обошли «Сакраменто» в своем дивизионе и благодаря идиотскому правилу дивизионов получили второй посев на Западе, выше «Сан-Антонио»: «Кингс» оказались четвертыми.

Во-вторых, оба мяча Брайант забил через бывшего партнера Рубена Паттерсона, позже объявившего себя «убийцей Кобе».

Уэйд – это известный бренд, но мстительные чувства по отношению к самозванцу и необходимость его растоптать бесценны.

Чуть позже Кобе будет говорить:

– Кто лучший из тех, кто называл себя «стоппером» Кобе?

– Наверное, тот, кто смог это лучше монетизировать. Они говорят об этом лишь для того, чтобы получить контракт.

– Но хоть кто-то соответствует этому имени?

– Не, ни один.

– А Рубен Паттерсон?

– Вы что шутите? Последний раз я ему накидал очков 40.

В-третьих, все происходило в Портленде, на одной из самых безумных арен НБА, где «Лейкерс» не любят раза в три больше, чем где бы то ни было еще.

Наконец, каждый из произведенных в Портленде бросков гораздо сложнее того, что получился против «Майами». Тут Кобе запутывался в защитнике и был вынужден показывать всю свою неординарность – вылетать из жесткой опеки, координироваться в воздухе, выбрасывать из явно неестественного положения и при этом забивать чисто.

Такие мячи вызывали устойчивую ассоциацию со сверхспособностями персонажей комиксов.

Преимущество: #8

Больше регалий

#8: трехкратный чемпион, 4 раза в первой символической сборной, 2 раза во второй символической сборной, 2 раза в третьей символической сборной, 4 раза в первой сборной лучших защитников, 2 раза во второй сборной лучших защитников, 1 титул лучшего бомбардира, 8 раз на Матчах всех звезд, 16 раз лучший игрок недели, 6 раз лучший игрок месяца

#24: двукратный чемпион, двукратный MVP финальной серии, один титул MVP, 7 раз в первой символической сборной, 5 раз во второй символической сборной, 5 раз в первой сборной лучших защитников, 1 раз во второй сборной лучших защитников, 1 титул лучшего бомбардира, 10 раз на Матчах всех звезд, 17 раз лучший игрок недели, 10 раз лучший игрок месяца

Тонкий момент.

Очень тонкий.

Раскрывающий всю уязвимость спортивной мифологии.

И неограниченные возможности для манипуляции деталями.

Показываю на пальцах.

Здесь как бы не должно возникать двух мнений, так?

Два титула в ранге первой звезды > трех титулов в ранге второй.

MVP > отсутствия MVP

Полное преимущество по символическим сборным, Матчам всех звезд и остальным мелочам.

Однако.

MVP Кобе в 2008-м сомнителен. 28,3+5,4+6,3 в команде, одержавшей 57 побед, но имеющей Газоля, Одома, Байнэма, лучшего тренера в истории и интересную скамейку – это хорошо. Но вряд ли лучше 21,1+11,6+4,0 в команде, одержавшей 56 побед и построенной вокруг Дэвида Уэста, Тайсона Чендлера и Пежи Стояковича. Брайант был лучшим игроком лиги в тот момент, но все же конкретный приз получил по совокупности – ценность Криса Пола для своей смешной команды представлялась гораздо выше.

При этом MVP в 2006-м Кобе не получил просто потому, что до прошлого года этот приз никогда не давали игрокам, выступающим за команды не из первой тройки. Брайант был лучшим бомбардиром, выдавал героические цифры гораздо чаще, чем выборщики писали приличные тексты, не оставлял никаких сомнений относительно того, кто в НБА лучший игрок, а за теми, кто тешил себя какими-то сомнениями, приходил лично и вырывал из них признание, автограф и самое сокровенное. Он дотащил до седьмого места на Западе команду, где на двух основных позициях – разыгрывающего и центрового – играли люди, которые после «Лейкерс» быстро вылетели из лиги. А потом устроил в первом раунде такую бойню, что главный тренер соперников открыто признал, что MVP играет в противоположной команде.

То же самое касается и титулов.

Да, в первых трех чемпионских походах Брайант являлся вспомогательной единицей. Но при этом он 1) был явно слишком квалифицирован для выделенной роли, 2) периодически взрывался такими единоличными номерами, которые ему и не снились в степенные годы, 3) решал в концовках, 4) был именно тем фактором, чья взросление и превратило команду Шака в полноценного претендента на титул.

И да, Брайант был примой при завоевании двух остальных титулов. Но вспоминаются не его подвиги (ключевые моменты обоих финалов связаны с Фишером и Артестом), а его косяки, его порочное желание тащить на себя, его неумение адаптироваться против построенной против него защиты Тибодо. В обоих титулах без Шака все же сохраняется червоточинка – и соперники какие-то не такие, и Газоль вполне претендовал на MVP в 2010-м, и уже заявленная в качестве обаятельного бонуса эгоистичность проявляла себя проблемой.

Да, и три больше двух.

Убедительно?

Поверили?

Ладно, все это была шутка: регалии могут измеряться лишь по факту. Первая звезда всегда больше второй, а MVP больше отсутствия MVP.

Преимущество: #24  

Лучшая реклама

Здесь у 8-го номера нет шансов.

Его лучшее произведение – это рэп-баттл с Тимом Данканом, омраченный огромной лужей Спрайта.

После смены номера Брайант преодолел общественный остракизм и подарил миру столько классных роликов, что многие из них стали его независимыми продолжениями в мире массовой культуры.

Преимущество: #24  

Лучшая легенда

#8 был отвратительным типом. Истории про него сводятся к тому, что он на кого-то разозлился на тренировке, когда проиграл, не понимал, что иногда нужно расслабиться, тормошил всех подряд в перманентных приступах соревновательной одержимости.

Стандартная история о нем выглядит так:

«Я до сих пор не могу осознать... Это одна из самых безумных и детских ситуаций, потому что она произошла, насколько я понимаю, из-за 100 баксов.

После тренировки обычно мы собирались всей командой и устраивали состязание по броскам с центра площадки. Каждый скидывался по 100 долларов, и кто первым забивал с центра, тот получал всю сумму. Кобе выиграл конкурс, и по правилам ты должен был отдать ему 100 долларов в течение 48 часов. Еще не прошло 48 часов, как Кобе подошел ко мне в автобусе и спросил, где его 100 баксов. Удивительно, но из всех он выбрал именно меня, что остается для меня загадкой до сих пор.

Мы ехали на тренировку, и я сказал ему: «Мужик, при мне сейчас нет 100 баксов». И когда я снова одел свои наушники, произошло самое поразительное – он ударил меня исподтишка. Прямо по лицу. Это было неожиданно» (Самаки Уокер)

#24 тоже был отвратительным типом. Он тоже злился на партнеров на тренировках, тоже шел на поводу собственной одержимости настолько, что положительно воспринял даже травму, которая по сути завершила его карьеру.

Но в историях о нем уже ощущается какой-то шарм. То, что раньше представало чрезмерным ребячеством и даже умилительной, но все же неадекватностью, со временем трансформировалось в самосознание Джеймса Бонда – «да я отчаянный козлина, но вас же самих это прет».

«У нас была тренировка в 11. Ну, скажем, от 11 до полпервого. А затем в 2 мы должны были сесть в самолет. Так вот мы в самолете – все на месте, кроме Коба. Обычно, если ты опаздываешь на самолет, то тебя штрафуют. Никто тебя не ждет – ты должен сам каким-то образом добираться до пункта назначения.

Но у некоторых, видимо, есть свои привилегии. 2 часа, мы должны вылетать. 2.15, мы все еще сидим, самолет не двигается. 2.30, мы уже такие: «какого черта?» Иногда Коб просто встречал нас в другом городе. Так вот наш самолет стоит в аэропорту, и тут мы вдруг видим, как в 20 метрах от нас приземляется вертолет Кобе.

Когда вы прилетаете чартером, то вас обычно встречает микроавтобус, который доставляет вас в здание аэропорта. И вот вертолет приземляется, и мы видим, как к нему подъезжает микроавтобус, чтобы провести его эти 20 метров. Мы такие все на самолете: «Чувак, тут не так уж далеко идти пешком-то?»

Выходят охранники, Кобе отдает им свои вещи. Затем садится в микроавтобус, проезжает 20 метров. Мы такие все: «Это безумие, Коб едет к нам. Вот это да». И вот он заходит, в темных очках, заходит. Это Коб, он выглядит неотразимо, весь на стиле.

И мы начинаем аплодировать. Тут он приспускает очки и спрашивает: «Чего вы тут хлопаете?» «Ребятки, вы должны быть безумны рады, что я сажусь на этот гребаный самолет, чтобы лететь со всеми вами. Вы должны радоваться, что я здесь!» (История от Роя Хибберта)

Преимущество: #24  

Более эффективный

На довольно очевидный запрос следует весьма неочевидный ответ.

Казалось бы, играя в тени Шака, в комфортной группе поддержки, с возможностью проявлять себя более точечным, более грамотным, более эффективным образом, Кобе #8 должен был бы преуспеть.

Но разница в показателях плей-офф демонстрирует ровно противоположное.

Кобе #8 набирал в среднем 22,9 очка, 4,9 подбора, 4,5 передачи при 2,8 потери и показателях 43,8-32,9 и 79,1.

Кобе #24 оторвался от него далеко: 29,3 очка, 5,3 подбора, 5,1 передачи при 3,1 потери и показателях 45,9-33,3-84,5.

В этом наборе цифр столько информации, что они словно обзавелись ртами и орут вам, перемежая доходчивость с экспрессией идиоматических выражений. 

Они кричат о тренировках с бесконечными бросками.

Кричат о принятии тренера и треугольного нападения.

Кричат о новом доверии к партнерам.

Кричат об образе безжалостной природной силы, которая налетает на соперников, но почти всегда не может сдержать разрушительные свойства, что порой превращается в проблему для своей же команды.

Брайант перестал растрачивать себя в «регулярке», больше не выкладывался в защите, потерял интерес к рекордной результативности, но в плей-офф был более стабильным, расчетливым, более целеустремленным и готовым на все.

Как известно, он так и не принял все новое: понимание игры, основанное на продвинутой статистике, трехочковый баскетбол как противовес ленивым дальним двухочковым, более равномерное распределение ролей в атаке… Но и поэтому тоже Кобе #24 так и остался высшей и закономерной точкой развития, более зрелым, заматеревшим и хотя бы самую малость постигшим несовершенство мира индивидуалистом.

Преимущество: #24  

Конфликт с партнером

Неотделимость трагедии и фарса в карьере Брайанта проявилась в виде взаимоотношений с партнерами.

У Кобе #8 это был какой-то глобальный общечеловеческий конфликт: трудоголики против лентяев, худые против толстяков, аскеты против возмутительных сибаритов.

Брайант злился, жаловался, стучал владельцу и прессе.

Шак отвечал на это шутливыми песенками, дразнилками, насмешками над ярко выраженной социопатией, пока в какой-то момент не разозлился и не решил Кобе просто убить.

Соперник Кобе #24 – это одновременно и символ его собственной деградации.

Молодой Кобе боролся за броски с Шаком, Кобе #24  – с Ником «бросаю из любого положения» Янгом.

Молодой Кобе впахивал с утра до вечера и заставлял Шака хотя бы себя уважать за это – Кобе #24  редко когда приходил на тренировки, а когда все же приходил, устраивал скандалы с использованием туалетной бумаги и втягивался в перестрелки с Янгом.

Молодой Кобе выдавил из команды и Шака, и тренера, который потворствовал радующемуся жизни лентяю –  Кобе #24 мог только делать страшное лицо, когда видел, что происходит в «Лейкерс».

И Янг, и Шак отстаивали примерно одинаковые идеалы вопиющего распи***йства. Но как по-разному смотрелась реакция на них.

Преимущество: #8  

Главное уничтожение на площадке

Голосование идет в трех категориях.

Первая – самый травмирующий блок.

Кобе #24 подогнал прием против Дерона Уильямса.

Кобе #8 ответил смачным внедрением мрачных мыслей в обмякшее тело Рэя Аллена.

Даже тут у него преимущество.

Вторую категорию решено было даже не рассматривать.

Кобе #8 выложил данки против Окафора, Ховарда и Бена Уоллеса, после чего у жюри коллективно поднялось давление, и нужно было сделать перерыв.

Третья – личное противостояние во время матчей. Брайант зачастую упарывался настолько, что превращал коллективную игру в личное выяснение отношений с кем бы то ни было.

Самая замечательная такая дуэль для Кобе #8  – это месть Винсу Картеру. После 81 очка в исполнении Брайанта того понесло куда-то не туда: «Это все, конечно, хорошо, но жаль, что дети, на которых легко повлиять, увидят эту игру и будут думать: «Ого, вот я тоже так выйду и буду так делать. Вместо того чтобы уважать командную игру и отдавать ей должное. Вот чего не хватает сейчас – парней, которые понимают, что такое команда».

Стоило «Нетс» приехать в Лос-Анджелес, как Картеру припомнили все. Кобе отрабатывал в защите с первых же минут, умудрился сцепиться с Картером в самом начале, переругивался с ним на протяжении всего матча и в итоге перестрелял – 46 к 10.

Кобе #24 самым запоминающимся образом отличился на Матчах всех звезд 2012-го и 2013-го, где показательно застращал Леброна. Тот так и не рискнул ввязаться в выяснение отношений с воинственным ветераном и предпочитал не атаковать или совершать потери.

12-й и 13-й навсегда уничтожили диспут Кобе против Леброна.

С одной стороны, превращение Джеймса в монстра, создающего суперкоманды, снимало все вопросы. С другой, его поклонники предпочитали смаковать это в вакууме и не провоцировать холивары сравнениями – Матчи всех звезд, конечно, носят выставочный характер, но подобная экспозиция отсутствия всякого достоинства со стороны 23-го номера пополнила список запретных тем.

Преимущество: #8 (2-1) 

Лучшая прическа

Афрокобе

Преимущество: #8 

Главный матч карьеры

Главное достижение Кобе #24 – душевная травма Билла Симмонса 61 очко в Нью-Йорке. Практически манипуляции фокусника над Уилсоном Чендлером, зевающая скамейка «Лейкерс», нервный смех и аплодисменты от Спайка Ли, 19 из 31 с игры и при этом лишь 3 из 6 трехочковых.

Кобе получил вызов от своего друга-режиссера и в качестве ответа отштамповал одно из классических своих представлений. Без изысков, но и без трехочковых. Без какого-то цепляющего драйва, но с нацеленностью на рекорд Бернарда Кинга. Без праздника, но с неповторимой атмосферой.

Это такой подвиг каждого дня, но он тоже важен.

Но у Кобе #8 есть бессмертный ответ: 81 очко против «Торонто», 28 из 46 с игры, 7 из 13 из-за дуги, второе место после сотни Уилта Чемберлена.

46 бросков – это вообще может быть символом всего, чего хотите: индивидуализма, презрения и недоверия к партнерам, абсолютной уверенности в себе и абсолютной свободы, пренебрежения к нормам и героизма.

Джордан заслонил Расселла тем, что был ближе к нашей эпохе, более современен, более понятен, более оснащен очевидными баскетбольными навыками, преодолел расовый барьер.

Брайант же заслонил Чемберлена и предстал олицетворением индивидуального начала. В баскетболе всегда делают поправки на уровень партнеров, мудрость тренеров и прочие мутные переменные, которые заставляют уравновешивать образы победителей, идеальных спортсменов. Кобе же все время пытался приблизиться к эталону человека, как минимум равного по своему потенциалу всей команде соперников. В игре с «Торонто» ему это удалось ярче всего.

Преимущество: #8 

Лучшая обложка

Лучшая обложка #24 – это бесконечная грусть последних лет. Единственное изображение Брайанта, которое провоцирует сострадание.

Но с легендарной ее все равно сравнивать нельзя.

Кобе и змея – это иллюстрация преодоления всеобщей ненависти и возвращения в мир живых боготворимым засранцем.

Преимущество: #8 

Самый сюрреалистический момент

Вся карьера Брайанта прошла под знаком сюрреализма, с которого все начиналось и который продолжал маячить практически всегда: при первой встрече один на один Кобе пообещал Майклу Джордану, что надерет ему задницу, после чего пытался сделать это при каждом случае и в итоге отгрузил 55 очков в последней стадии противостояния, а также украл звание MVP на Матче всех звезд-2003.

Приличные больше для малобюджетных фильмов о единоборствах сцены передачи знаний и посоха чемпиона от учителя к ученику в НБА выглядели до того странно, что не переставали вызывать любопытство до последнего.

Но Брайант сумел преодолеть и это. Его последняя игра – спустя три года после фактического завершения карьеры, после кучи серьезных травмы, на фоне слухов о том, что он отпугивает звезд, и рядом с потешной командой – ожидалась особенной, но получилась погружением в безумные мечты оголтелого болельщика Кобе безо всяких психотропных средств.

60 очков принужденной к тому, чтобы создавать иллюзию сопротивления «Юте» – это вакханалия настолько искусственная, что превзошла даже хоккейные матчи одного президента. 

Но при всей нелепости вся комедия положений тем не менее подчеркнула культ личности Кобе. Сюрреализм состоял и в том, что даже кобехейтеры были довольны.

Преимущество: #24 

Лучшая цитата

Даже не будем это обсуждать.

Преимущество: #24 

Лучшая защита

Рейтинг защитной эффективности у обеих версий Брайанта примерно одинаковый: Кобе #8 какое-то время адаптировался к лиге, а потом сам себя загнал в ловушку посредственной команды в середине нулевых, Кобе #24 перестал выкладываться на своей половине в ничего не значащих матчах, а потом уже рассыпался на ходу в последние годы.

По символическим сборным картина примерно та же: 4+2 для Кобе #8, 5+1 (сильно осуждаемые за инерционность голосования) – для Кобе #24.

Усугубляет ситуацию еще и то, что нежелание фокусироваться на этом аспекте игры началось не после всех проблем с коленями и не после титулов без Шака.

Кобе стал игроком одной половины еще тогда, когда О’Нил вполне себе бегал за «Лейкерс» и требовал продлить с ним контракт.

Откуда мы это достоверное знаем?

Один бородатый мужик написал в своей книге:

«Защита Кобе, как бы это помягче сказать, сильно деградировала за последние годы, несмотря на его присутствие в символических сборных лучших защитников. Голосующие покупаются на его выдающийся атлетизм и перехваты, но он не дает команде солидную фундаментальную защиту. Он очарован мячом и очень часто рискует, вынуждает защиту страховать его, когда он теряет позицию, и оставлять кого-то открытым, и при этом часто покупается на финты».

Так как бородатого мужика зовут Фил Джексон, лучше сделать вид, что вся эта тема вообще не поднималась.

Преимущество: -

Самый курьезный эпизод

У Кобе #8: В сезоне-2004/05 Брайант, набирающий 27,6 очка, 5,9 подбора и 6,0 передачи, получил меньше баллов в голосовании за MVP, чем Пи Джей Браун, чьи «Хорнетс» выиграли 18 матчей.

У Кобе #24: безумная фотосессия в LA Times, после которой в HipHop Crunch написали, что Брайант выглядит как «гейский крендель».

Преимущество: #8 

Лучший трэшток

Самый недооценный момент с участием Брайанта произошел во время награждения в Белом доме.

Барак Обама пытался подъ**нуть лидера «Лейкерс» своими традиционными шутками про величие «Чикаго»:

– Derrick Rose may have your number.

Но в ответ услышал:

– I’ll be sure to pick up after the fifth ring.

Но все же классический момент – это разбирательство со Скотти Пиппеном в 2001-м.

После первого матча Пиппен упрекнул Брайанта в том, что он симулировал. Кобе сказал, что Пиппен – его герой.

После второго матча Пиппен врезал Брайанту уже по-настоящему. Кобе сказал, что Пиппен все еще его герой.

После третьего матча Кобе Брайант выходил из раздевалки и увидел дающего интервью Пиппена (7 очков):

– Сегодня у тебя последний рабочий день.

Преимущество: #8 

Противостояние травмам

Травмы – основная тема карьеры Брайанта и его уникальность. Он умудрился сочетать высокую травматичность с нехарактерным долголетием (пусть его последние годы и напоминали больше закат Брежнева).

У большинства звезд уровня Пантеона исключительное здоровье – Джордан был известен высочайшим болевым порогом, потерявший всякие приличия в размерах Шак продержался почти 20 лет, лишь Берд и Мэджик завершили карьеры преждевременно. Но никто не сталкивался со столькими напастями и при этом не преодолевал их так упрямо, как Брайант.

Его история повреждений хорошо известна. Она сопровождала его с первых же дней, когда он летом, еще до начала карьеры в НБА, сломал кисть, а потом в тренировочном лагере поставил сверху через Тима Кемптона и повредил бедро.

Брайант отказывался пропускать матчи, не сокращал игровое время по примеру «Сперс», учился бросать левой рукой и менял бросок правой, когда травмировал палец, обретал себя после нескольких операций на коленях.

Преодоление в какой-то момент стало навязчивой идеей – он хотел завершить карьеру еще в 2011-м, но сделал операцию в Германии и продолжил проверять себя.

Он до сих пор уверен, что в 2013-м все было сделано правильно – и жалеет лишь о том, что пропустил плей-офф, так как «Лейкерс» набрали ход во второй половине и могли удивить.

«Но мне все это нравилось. Мне это ***енно нравилось. Это заставило меня выйти на такой уровень, которого я никогда прежде не достигал за свою карьеру.

Я уверен, что всегда нужно стремиться к тому, чтобы понять пределы своих возможностей. Чтобы понять, что ты можешь делать и чего ты не можешь делать. Иногда это заканчивается тем, что ты ломаешься. Но опять же, когда ты ломаешься, то видишь, из чего ты сделан, так как тебе приходится создавать себя заново. Но я бы никогда не простил себя за то, что мы не попали в плей-офф. Если бы я не выжимал из себя все, то я бы никогда не узнал, на что все еще способен, и я бы не простил себе этого».

И поэтому даже последние годы остались не совсем понятыми извне – живого Брайанта сменил контракт 48 на два, идея, что нужно обогнать Джордана, и телевизионный контракт «Лейкерс». Но, на самом деле, для него карьера свелась уже к чистому выживанию и попыткам переизобрести себя в разваливающемся теле.

Физически не получилось. Морально он доехал до конца не сломленным.

Преимущество: #24 

Главный прокол

Выступление с Тайрой Бэнкс по-прежнему вызывает ощущение фантасмагории. Брайант умудрился создать атмосферу, в которой неловкость была соединена с чем-то гомерически смешным в их пиковых пропорциях. И она закончила его рэп-карьеру еще до того, как та официально началась.

Но само это происшествие случилось еще до бума ютьюба, а потому прошло в меру безболезненно.

Главный прокол Кобе – это все же 7-й матч финала 2010-го, где он сделал почти все, чтобы лишь себя самого ценного титула.

Да, он переломил игру и набрал 10 очков в последней четверти.

Да, он перестроился и слился с командой.

Да, он все равно заслужил свой MVP.

Но 6 из 24 так и остались приговором.

Брайант должен был устроить центральный спектакль своей жизни, но характерно подменил главный матч сезона и карьеры незрелищной борьбой с самим собой.

Преимущество: #8 

Лучшие кроссовки

Достаточно сказать, что Кобе #8 играл в тостерах на ногах.

Лучшей же моделью Брайанта обычно считается Nike Zoom Kobe IV, первая заниженная модель, дизайн которой Кобе придумал сам на основе любимых футбольных бутс.

Футбольные интересы звезды «Лейкерс» изменили баскетбол и навсегда ввели в моду заниженные варианты кроссовок.

Оформление подошвы основывалось на третьей части «Спайдермене», что, конечно, само по себе достойно осуждения, но конкуренцию у кроссовок-тостеров выиграли бы и башмаки фабрики «Скороход».

Преимущество: # 24

Центральная конфронтация

Кобе #8 пропустил в торс макаронины Криса Чайлдса и навсегда сделал того знаменитым. Великий победитель Брайанта до сих пор дает интервью, в которых доказывает, что мог бы нокаутировать агрессора, но как-то не стал.

В реакции Кобе #24 на выпад Мэтта Барнса – хладнокровие Джеймса Бонда, пытающегося острить в кандалах над бассейном с акулами.

Преимущество: #24 

Самый главный образ в массовой культуре

Колорадская история доминирует при появлениях Брайанта за пределами площадки. В «Южном парке», «Симпсонах» и «Гриффинах» весь юмор, связанный с фигурой под 8-м номером, фиксируется на изменах, сексуальных похождениях и прочих столкновениях с правоохранительными органами.

Во второй половине карьеры Кобе пытался создать свою массовую культуру самостоятельно, продюсируя самые разные фильмы о собственных достижениях и философских терзаниях, но пусть это все останется на его совести.

Преимущество: #8 

Самый запоминающийся эпизод на уровне ощущений

Расцвет: Тим Донахи, конечно, испохабил все достижения эпохи Шакобе и не смог измарать разве что беспроигрышный поход 2001-го.

Но в 2000-м 7-й матч финала конференции казался предвестником новой эпохи. Неприлично дорогие «Блейзерс» вели 17 очков в начале четвертой четверти, но затем встали и начали терпеть бедствие.

Их коллапс совпал с окончательным оформлением новой суперзвезды – Брайант накрыл Сабониса в 3-й игре, а к 7-й уже создал иллюзию того, что в НБА появилась новая доминанта, которая зарезервирует за собой чемпионства по меньшей мере на десятилетие.

Тогда не были видны не только происки Баветты, но и какие-либо проблемы. Даром что в решающем моменте Кобе не бросал, а сделал наброс в сторону Шака.

Это представлялось примерно столь же эффектным, как рождение Афродиты. Лучшая команда, которую могут купить деньги, саморазрушилась, и Афрокобе стал совсем взрослым.

Закат: В сезоне-2013 «Лейкерс» кошмарно начинают, меняют тренера не на того, ругаются между собой, постоянно травмируются.

И тут 34-летний Брайант начинает проверять себя на стойкость.  

Слова Антуана Джэмисона о том, что «ради победы тот пожертвовал бы и детьми», получают ежедневное подтверждение: Брайант защищается против лучших игроков соперника, через Брайанта идет вся атака и он умудряется набирать по 15 передач, Брайант проводит по 40 минут за матч и отказывается брать паузы, несмотря на мольбы партнеров и просьбы тренеров.

В шести матчах до игры с «Голден Стэйт» Брайант провел на площадке 274 минуты из 288 возможных.

Апогей случается за три матча до конца регулярного сезона. В игре с «Голден Стэйт» Брайант набивает 34 очка, получает несколько небольших повреждений и в концовке рвет ахилл. Главный герой еще выходит на сцену для последнего символичного момента – он реализует штрафные и благословляет партнеров на выход в плей-офф.

Затем произносит «F*ck» и хромает на скамейку, отвергая помощь партнеров.

Все уже понимают, что произошла катастрофа.

Преимущество: #24 

10-10

Пардон, последние 20 тысяч знаков я морочил вам голову. «Лейкерс» тоже не смогли выбрать, какой из двух Кобе настоящий, а потому увековечили номера обоих.