6 мин.

Команда Квята осталась без моторов. Что будет дальше?

Глеб Каланов разбирает все варианты для «Ред Булл».

Что привело к такой ситуации

Медовый месяц «Ред Булл» и мотористов «Рено» затянулся на четыре года доминирования австрийской команды в «Формуле-1». Однако отношения между партнерами не выдержали испытания проблемами сезона-2015 – градус взаимной критики нарастал от этапа к этапу – особенно со стороны «Ред Булл», – и в итоге обе стороны публично заявили об окончании сотрудничества. Команда Дитриха Матешица уже несколько месяцев находится в поиске нового поставщика моторов, но успехов не достигла.

Почему «Мерседес» и «Феррари» отказываются поставлять моторы?

Немецкий и итальянский автопроизводители не хотят сотрудничать с «Ред Булл». Официальное оправдание – австрийский коллектив обратился за помощью слишком поздно, а обе компании не способны моментально наладить производство дополнительных силовых агрегатов для еще двух клиентов (помимо «Ред Булл» без двигателей осталась и команда «Торо Россо»).

На самом деле «Мерседес» и «Феррари» все могут – к примеру, самая слабая конюшня в «Формуле-1» «Манор» обратилась по вопросу поставок двигателей к немецкому концерну позже «быков» и в итоге получила добро. Истинная причина отказа кроется в опасениях заводских команд, считающих, что с конкурентоспособными двигателями «Ред Булл» начнет их опережать. По этой же причине «Феррари» предлагала конюшне из Милтон-Кейнса моторы прошлогодней спецификации – разумеется, Дитрих Матешиц, мечтающий о победах, на это не согласился.

Наконец, эгоистичным топ-командам возможный уход «Ред Булл» из «Формулы-1» в чем-то даже пойдет на пользу – в призовом фонде освободится около 230 млн долларов, которые будут перераспределены между остальными конюшнями, в первую очередь – между лидерами чемпионата, к которым относятся и «Мерседес», и «Феррари».

Почему «Феррари» готова помочь «Торо Россо»

Во-первых, конюшня из Фаэнцы ни разу не конкурент Скудерии даже с аналогичными моторами, во-вторых, если «Торо Россо» останется, то в следующем сезоне даже без «Ред Булл» на старт выйдут 20 болидов, что полностью устроит руководство чемпионата мира, желающее видеть на стартовой решетке минимум 10 команд, в-третьих, заявлением о возможной помощи «Феррари» показывает, что ей небезразлично будущее гоночной серии.

На самом деле ситуация, при которой «Ред Булл» покинет чемпионат, а «Торо Россо» останется, практически невозможна – в случае ухода из «Ф-1» Матешиц прихватит с собой обе команды.

Что будет с «Ред Булл»?

Вариант 1: команда уйдет из «Формулы-1»

Такой вариант вероятен. Переговоры с поставщиками моторов зашли в тупик, официально на следующий сезон «Ред Булл» остается без двигателей, а на дворе уже октябрь. Австрийская команда многое теряет от этой ситуации – разработка машин к сезону-2016 идет полным ходом, но инженеры по-прежнему не знают, к какому мотору им необходимо адаптировать шасси. Терпение Матешица не бесконечно: если «Ред Булл» не достигнет ни с кем соглашения – чемпионат рискует лишиться сразу двух команд.

Брать годичную паузу и возвращаться в «Ф-1» в 2017-м «энергетики» не захотят: даже год простоя принесет «Ред Булл» множество финансовых проблем. Так что вероятный уход из чемпионата будет окончательным и бесповоротным.

Вариант 2: концерн «Ред Булл» продаст команду

Дитрих Матешиц может не лишать работы 500 с лишним сотрудников, а продать команду заинтересованному лицу. В теории, покупателем может стать концерн «Рено», который намерен вновь выступать в «Формуле-1». Однако французская компания уже почти договорилась о покупке «Лотуса» и, вероятнее всего, в следующем сезоне будет привычно базироваться в Энстоуне (как происходило в начале 2000-х).

Другой вариант, который предположил Мартин Брандл – пойти по пути «Хонды», которая перед сезоном-2009 продала команду за символический доллар Россу Брауну. Впрочем, Матешиц вряд ли займется благотворительностью и отдаст проект Кристиану Хорнеру. Вдруг обновленная команда внезапно начнет побеждать? Именно такое случилось с конюшней Брауна в 2009-м.

Вариант 3: Берни Экклстоун уговорит «Мерседес» / «Феррари» поставлять моторы «Ред Булл»

Промоутер «Формулы-1» открыто встал на сторону «Ред Булл» – прямо сейчас Берни бегает по паддоку и пытается задействовать все свое влияние, чтобы разрешить вопрос с двигателями. Для Экклстоуна уход двух крепко стоящих на ногах команд станет катастрофой – в чемпионате и без того полно проблемных коллективов. Англичанин через прессу оказывает давление на «Мерседес» и «Феррари», поговаривают, что по его наущению во время Гран-при Японии режиссеры трансляции частенько игнорировали болиды «серебряных стрел» – таким образом Берни «наказывал» немецкую команду за несговорчивость.

Фактор Экклстоуна недооценивать нельзя – самый влиятельный человек в «Формуле-1» вряд ли допустит удара по репутации ведущей гоночной серии мира. Сам Берни излучает оптимизм, и утверждает, что вопрос с двигателями для быков «практически решен» – тот случай, когда седовласому англичанину хочется верить.

Вариант 4: «Ред Булл» продолжит использовать «Рено»

В середине сентября глава концерна «Рено» заявил, что «Ред Булл» не стоит рассчитывать на французскую компанию как на поставщика двигателей в 2016 году. И за этими словами может стоять нечто большее, чем простое раздражение постоянной критикой партнера. В настоящий момент «Рено» ведет переговоры о покупке «Лотуса», и, по слухам из паддока, единственный камень преткновения – переговоры с Экклстоуном о призовых выплатах. Французская марка претендует на статус исторической команды, что позволит получать дополнительные призовые по итогам каждого чемпионата мира.

Впрочем, выбить с Экклстоуна лишние деньги всегда было задачей непростой, поэтому переговоры застопорились и объявления о покупке «Лотуса» по-прежнему нет. Однако кризисная ситуация в «Ред Булл» может сыграть французам на руку.

Компромиссный вариант для всех трен сторон («Рено», «Ред Булл» и Экклстоуна) выглядит следующим образом: «Рено» продолжит поставлять двигатели «Ред Булл» как минимум до конца 2016 года (пока действует контракт), а взамен получит от Берни статус исторической конюшни. В результате «быки» остаются в «Формуле-1», «Рено» заработает деньги, а Экклстоун порадуется спасению двух команд.

Судя по последним новостям, это наиболее вероятное развитие событий.

Стоит ли волноваться болельщикам?

Поклонникам «Формулы-1» в целом особо переживать не следует – скорее всего, «Ред Булл» и «Торо Россо» в чемпионате останутся. Уход сильной команды и ее сателлита не нужен никому, ведь компания Матешица серьезно помогает раскрутке этого спорта.

В то же время в сильном «Ред Булл» заинтересован разве что Берни. Автопроизводителям выгоднее затягивать торги, дожидаясь, пока Милтон-Кейнс от безысходности согласится на прошлогодние моторы или получит не лучшую в пелотоне силовую установку «Рено».

А вот тем, кто переживает за «Ред Булл», Даниила Квята или просто за интригу в чемпионате, волноваться стоит. Даже если команда продолжит выступления, вряд ли она быстро вернется к победам – двигатели «Рено» слишком слабые и сравняются с моторами конкурентов в лучшем случае через два-три года. Это значит, что у Квята впереди трудные времена.

Фото: Gettyimages.ru/Andrew Hone, Mark Thompson; РИА Новости/Алексей Куденко