10 мин.

Брат Льюиса Хэмилтона – гонщик с ДЦП. Врачи считали, что он не сможет даже ходить, а он прорвался в автоспорт без денег семьи

Мегавдохновляющая история Ника Хэмилтона.

Льюис Хэмилтон – практически олицетворение современной «Формулы-1» и без одного сезона самый титулованный пилот мира. Но не единственный гонщик в семье: его сводный брат Николас выступает в не самых топовых туринговых гонках (к примеру, в чемпионате Великобритании BTCC), где нечасто выбирается хотя бы в топ-20.

Но эти результаты – точно не меньший успех, чем победы Льюиса. Просто Ник – один из немногих гонщиков-инвалидов и, возможно, первый профессиональный пилот национального уровня с ДЦП. Вот его история.

Врачи были уверены, что Николас никогда не сможет ходить

Хэмилтон-млашдий родился на два месяца раньше срока, и это отразилось на его здоровье. Врачи диагностировали у малыша детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы, поражающее один или несколько отделов головного мозга, в результате чего нарушается двигательная и мышечная активность. Временами это сопровождается нарушениями функций зрения, слуха, речи или психики. ДЦП – наиболее распространенная причина инвалидности в детстве. По разным данным, заболевание встречается у 2-6 из 1000 живорожденных детей.

У Ника нашли повреждения правого глаза. А еще врачи сообщили, что с врожденной спастической диплегией брат Льюиса никогда не встанет с инвалидного кресла.

«Когда в 18 месяцев он не встал на ноги, мы забеспокоились. Врачи сначала сказали, что все наладится, а потом объявили диагноз – церебральный паралич. Они заявили, что он не только не сможет ходить, а проведет в инвалидном кресле всю жизнь», – рассказывал отец гонщиков Энтони Хэмилтон.

Детство мальчик провел в инвалидном кресле, из-за чего над ним издевались одноклассники: «Когда у меня только начались проблемы, я спросил брата: «Льюис, что мне делать?». Когда я в инвалидном кресле, дети просто задразнивают меня. А он ответил, что мне просто нужно оставаться самой собой. И добавил: «Если люди смеются над креслом, в котором ты сидишь, то почему бы нам не сделать его крутым и не сделать несколько классных вещей?»

Он научил меня вставать на одно колесо и еще всякой всячине, и я почти стал похож на скейтбордиста Тони Хоука, только в инвалидном кресле – начал прыгать по лестнице и пытаться быть крутым. Это помогло мне пройти через трудности, закалило характер – рад, что все это преодолел». 

Николасу в детстве оперировали ноги: подрезали и растягивали сухожилия. С оплатой лечения в американской клинике помог босс «Макларена» Рон Деннис – причем еще до дебюта Льюиса в «Формуле-1». Сам Ник упорно тренировался, чтобы встать на ноги: каждый день прилежно выполнял все специальные упражнения. Брат помогал, как мог, но при этом никогда не относился снисходительно – в интервью Ник признавался, что только благодарен ему за такое отношение. Оно сделало его сильнее, и в итоге Хэмилтон-младший все-таки начал ходить самостоятельно.

Симрейсинг помог Николасу стать реальным гонщиком

Николас с детства следил за карьерой брата: когда Льюис еще гонялся в картинге, мама держала маленького Ника на руках на трибунах. Неудивительно, что гонки всегда были ему интересны. Парень начал с симуляторов: с 2007 года проводил в них уйму времени, выигрывая заезды в самых разных чемпионатах. Там он хорош и сейчас – например, во время локдаунов этой весной погонялся в виртуальном Гран-при Бахрейна за «Макларен» в рамках официальной серии «Формулы-1».

«Формула-1» провела виртуальную гонку: Норрис преодолевал трудности с соединением, Шварцман сошел, а победил юниор «Рено»

Как утверждает Ник, к решению стать настоящим гонщиком его подтолкнул Льюис.

«Однажды брат сказал мне: «Ты вполне хорош в онлайне. Почему бы не попробовать в реальной жизни?» Для меня это было шоком, ведь в симуляторах я не использовал педали, а только кнопки на руле. Я не знал, возможно ли это, и насколько сложным будет переход. Самые большие сомнения были в возможности использования ног. Преодолеть это было сложнее всего».

Первой реальной машиной Николаса стала «БМВ» M3 – и в первый же день он проехал быстрее инструктора. Его темп шокировал всех – через несколько недель Хэмилтону-младшему предложили попробовать повторить, и он сделал это снова. Наступил поворотный момент: с тех пор Ник устремился к реальным гонкам. В 2010 году парню выдали водительские права, а затем – гоночную лицензию класса «B». А ведь для ее получения нужно быстро отстегнуть ремни безопасности и выбраться из машины за семь секунд.

Николас стал последним в дебютной гонке, но восхитил всех

В апреле 2011 года в 19 лет Ник принял участие в первой для себя настоящей гонке серии Renault Clio Cup на трассе «Брэндс-Хэтч». Он пилотировал специально адаптированную машину: с ручным сцеплением, приподнятым сиденьем и очень широкими педалями газа и тормоза.

«У меня было лишь несколько дней тренировок перед первой гонкой. А опыта не было никакого. Начинать было очень страшно. Я чувствовал, что не готов к гонке с людьми, выступающими по 10-15 лет. Это дергало мне нервы. Но как только гонка началась, нервозность ушла. Я сконцентрировался на постоянном самосовершенствовании», – рассказывал Николас.

Он финишировал последним, хотя проиграл победителю всего 26,5 секунд. Эксперты сошлись, что такой отрыв для пилота с ДЦП – это потрясающее достижение. И никто не удивился, что после финиша все внимание болельщиков и прессы досталось ему.

«Я рад за Николаса. Смотрю, у него уже больше фанатов, чем у меня», – пошутил Льюис, приехавший на первую гонку брата.

«Думаю, реши мы посоревноваться, Льюис был бы ненамного быстрее меня. А вне трассы он не такой великий, как кажется. Когда речь идет о компьютерных гонках – я его просто разрываю», – ответил Ник.

В британском Renault Clio Cup Хэмилтон-младший выступал два года, а затем перешел в европейский чемпионат ETCC, где в четырех гонках из шести попал в топ-10. В 2014-м пошли сумасшедшие слухи о дебюте в «ДТМ», но в итоге Николас объявил о перерыве в карьере ради восстановления сил, после чего в 2015-м перешел в реально мощную серию – британский чемпионат легковых автомобилей (BTCC).

Он стал первым пилотом-инвалидом в истории серии, и, будучи гостевым пилотом, на очки претендовать не мог. Затем Ник вернулся на пару лет в Renault Clio Cup, прежде чем в 2019-м снова начать выступать в BTCC. Сезон-2020 он проводит там же – и на «Брэндс-Хэтче» в августе наконец набрал первое очко в серии за финиш на 15-м месте. 

Брат – главный пример для Николаса 

Хэмилтон-младший рассказывал, как его родители хотели, чтобы он сам боролся с трудностями и никогда не давал пойти ему по легкому пути. Но главным кумиром для Ника стал все же брат Льюис. Он заявлял, что тот является для него источником вдохновения – и это чувство однозначно взаимно. 

«Льюис просто невероятен. Я мог бы говорить о нем вечно, потому что моя жизнь вращалась вокруг него, но не с ненавистью в глазах, а с чистой гордостью. Я его самый большой поклонник. Не думаю, что он понимает, как много он для меня значит. Я так горжусь им – он был бедным темнокожим мальчиком, а теперь он один из самых влиятельных спортсменов мира. Я все еще не могу поверить, как он делает это, ведь кто мы такие, что бы так влиять на людей? Мы просто обычная семья. 

Я помню времена в картинге, когда дети носили шлемы Михаэля Шумахера. После вопроса детям, что они хотят делать, когда вырастут, они отвечали, что хотят стать следующим Михаэлем Шумахером. Теперь их ответ – «хочу быть следующим Льюисом Хэмилтоном». Сейчас в гонках есть представители разных рас и вероисповеданий, и думаю, это связано с влиянием Льюиса на спорт. Все знают его, он не умеет скрывать свои чувства, и он пережил период, когда он говорил не то и делал ошибки. А теперь он стал очень основательным человеком. Я так им горжусь и не могу поверить, что он собирается взять седьмой титул – это просто невероятно. 

Николас отказался брать у семьи деньги на карьеру

Сам Ник заявлял, что семья не вкладывала деньги в его выступления: «Говорят, что я в гонках лишь благодаря брату и деньгам. Но Льюис не дает мне ни цента – люди должны это знать. Я не стал бы использовать других. Меньше всего мне хочется просить у него деньги, чтобы участвовать в гонках.

В глубине души отец и брат не хотели бы видеть меня в гонках, но я этого хочу. Я старался преодолеть свою болезнь, но многие в это не верили. А у меня получилось. Именно преодолевая болезнь, я стал тем, кто я есть». Хэмилтон-младший добавил, что деньги на свои выступления «добывает из своей спальни, в одиночку ведя переговоры со спонсорами». Так он собрал около 200 тысяч фунтов.

Энтони Хэмилтон заявлял, что цель его сына – победа в гонке. «К Николасу жизнь оказалась гораздо более жестокой, чем к Льюису. Но я надеюсь, что и он добьется своей цели – а мы стараемся ему в этом помочь. Победит он в гонке или нет – не так важно.

Я не мог запретить ему, сказав, что он инвалид. Он нормальный человек со своей мечтой, он такой же, как Льюис. Надеюсь, что он станет примером для других – не только для инвалидов, но и для тех, кто мечтает однажды воплотить свою мечту в реальность».

***

«Я не хочу быть инвалидом, участвующим в гонках против других – я хочу быть инвалидом, который их побеждает. Чем лучше я буду чувствовать себя – тем меньше на меня будет влиять мое состояние. Я с рождения в невыгодном положения и должен играть теми картами, которые мне сдали.

Автоспорт стал моей жизнью. Это все, что я знаю. Я бы не сказал, что дело в адреналине, скорее в желании добиться всего, что возможно. В желании стоять на вершине подиума. Это поднимает мне настроение. Сначала это было моей мечтой, моей личной целью. Но затем я начал понимать, как много людей я могу вдохновить. Теперь я веду их за собой. Теперь это касается не только меня», – говорил Ник. 

Участие Хэмилтона-младшего в профессиональных гонках показывает, что в современном мире для людей с инвалидностью возможно все – даже выступление вместе с лучшими в столь крайне физически требовательном и сложном виде спорта. Ник не захотел быть в тени славы и богатства брата и решил попробовать себя в автоспорте сам. И хотя он никогда не попадет в «Формулу-1», его история заслуживает не меньшего уважения, чем все титулы Льюиса.

Хэмилтон сравняется с Шумахером по титулам, но не по степени величия. У Льюиса нет наследия, а Михаэль изменил «Ф-1» навсегда

Хэмилтон учился технике поздних торможений в 8 лет, влетая в соперников и грязное озеро. Теперь это главная фишка его пилотажа

«Часто ору и визжу в машине от избытка адреналина». Хэмилтон – о «Формуле-1», которую никто не знает

Фото:Gettyimages.ru/Clive Mason, Jamie McDonald, Ker Robertson; globallookpress.com/xpb/photo4