8 мин.

Психология эмоций и мотивов Или не в одних деньгах счастье

Эйден Макгиди потерял мотивацию выступать за Спартак. Я могу ошибаться. У него травма. Он пытается адаптироваться к жизни в России, пытается полюбить русский алкоголь борщ, своих партнёров по команде, своих тренеров, соседей, продавцов, таксистов. Одним словом, жизнь в России и опасна и трудна, особенно для футболиста – и не всегда повышенный контракт служит гарантом его хорошего выступления.

За рубль доллар готов жилы рвать! Ничего подобного. Вопрос мотивации первоочередной – как заставить или по-другому, как вдохновить футболиста играть по-чемпионски? Погодите, что значит по-чемпионски? Точнее так – что поможет футболисту играть на максимуме своих возможностей, как команде использовать потенциал футболиста по максимуму – на 100% и немного больше?

Ведь не только про ирландца речь идёт. Эменике тоже немного сдулся по сравнению с первым сезоном. Во всём виноват Эмери – он не мог замотивировать футболистов, опаздывал на установки, даже паспорт забыл, с кем не бывает? Это мы все выучили. Вот, наконец, пришёл правильный тренер-мотиватор, он сейчас всех так замотивирует, что они сверхмотивированные добудут золото чемпионата.

Пареха

 Как оценить игру Николаса Парехи – кто из болельщиков Спартака уверен в том, что аргентинец играет на максимуме – выше только звёзды, только Пепе, Деде и тд. Сравните первый сезон Алекса с его вторым сезоном. Первый полноценный сезон Ибсона кто помнит – носился по полям России со скоростью антилопы, пробегал километры и километры, газон рвал шипами просто нещадно. А что во втором сезоне случилось? Играть разучился? Про Веллитона вообще грустно писать. Парень отдал Спартаку всё, что мог. Мне кажется, никто в спартаковском руководстве даже не предполагал, что Велик дважды возьмёт Золотую Бутсу России. Куда потом делась его бесшабашность, безбашенность, бесконечные рывки, открывания за спину защитникам? Про Рохо всем всё понятно – парень изначально рассматривал Спартак как трамплин для прыжка в Европу – сидел себе на лавочке, в носу ковырял, по телику сам видел, тьфу – мерзость. Рохо-Пареха в перспективе получилась бы связка, что надо, Хо-Ха, настоящая хохма.

Про кого я бы сказал, что парни выступают относительно стабильно – Ари и Сухи. И как это не странно – Кариока. Скорее всего, именно в этом причина того, что Валерий Карпин, вернувшись за любимый тренерский пульт, делает ставку на этих парней. Он их привёл в команду. Он видел весь их путь в Спартаке. Посему может оценить их не просто по этому сезону, или по тренировочным сборам. Унаи Эмери, конечно, такой возможности не имел. Поэтому и тасовал состав как карточный шулер, всё пытаясь понять потенциал того или иного игрока, найти наиболее подходящий вариант состава.

Перед решающими играми сезона приобретены 4 исполнителя: два в атаку, один в полузащиту, один в оборону. Двое выходили в стартовом составе в двух последних матчах. Не забудьте, что перед началом сезона были куплены ещё 4 исполнителя.

Не скажу что, Боккетти навёл порядок в защите – пусть об этом пишут журналисты и специалисты, им виднее, просто в обороне появился классный исполнитель, уровнем мастерства превосходящий всех защитников, имеющихся в наличии. Дождёмся матчей, когда на оборону Спартаку будет оказываться ощутимое давление, вот тогда и сделаем более детальные выводы не о Боккетти – его потенциал всем давно известен, но как с его приходом в целом изменилась-усилилась игра Спартака при обороне своих ворот.

Мовсисян покорил все красно-белые сердца своим историческим хет-триком в ворота Терека. Похоже, в оставшихся играх сезона он и будет основным ударным форвардом. Уорис и Вукоевич дважды выходили на замены. С приходом хорвата Кариока разбегался как будто кипятком ошпарили. Впервые за долгое время у бразильца появился серьёзный конкурент, по каким-то характеристикам даже превосходящий его. Вот об этом немного подробнее.

Как помочь игроку не расслабляться и не играть спустя рукава? Создать конкуренцию. Кому-то конкуренция наоборот повредит. Но в целом, для футбольной команды конкуренция важна. Кариока в свой первый сезон на своей позиции конкурировал сам с собой. Ренат Сабитов всё-таки был иного склада игрок, как и Александр Шешуков, пришедший немного позже. После возвращения из командировки бразилец снова был в команде опорником без конкуренции, ну не считать же Сергея Брызгалова как конкурента – да не обидятся на меня поклонники таланта молодого россиянина.

Тут аренда Вукоевича и всколыхнула Рафу. Как он бегал в последнем матче с Локомотивом, как он боролся, как за мяч боролся, как с Тигоревым боролся, как с Тарасовым боролся. Кариока вдруг продемонстрировал, что он не только умеет мяч подбирать и катить в атаку, но именно - бороться, выгрызать мячи. Бубнов должен поставить Кариоке хотя бы тройку. Если не случится травма или невероятный спад – сидеть Вукоевичу на лавке все оставшиеся игры этого сезона. Карпин становится тренером, потому докажет всем своим критикам, что его Кариока лучший опорник чемпионата России. Что Дзюба на месте оттянутого форварда лучше Хурадо, а на фланге Ари сильнее Билялетдинова. Это тренерское решение Карпина.

Как решит тренер Карпин проблему с мотивацией Эменике и Макгиди – интересный вопрос. Проще всего, купит новых исполнителей и потом попытается трудоустроить бывших лидеров. Летом обоих можно сбагрить за хорошие деньги. Если есть нормальное предложение, Карпин не церемонится. Алекса и Ибсона так и продали. Кстати, продажа Павлюченко в истории Спартака – самая выгодная, символично, что была осуществлена аккурат после назначения Карпина на пост гендиректора.

Как сохранить мотивацию у футболистов – проблема не только в Спартаке, но и в других клубах. Можно денег сыпать тоннами, как в Анжи, но пример с Кристофером Самбой показателен. Если есть возможность выступать в более сильном чемпионате, даже большие деньги тебя не остановят. Только не надо про семью говорить – африканец вспомнил про семью, когда вернулся в Англию. Пока играл в России, всё было нормуль. Тут поступило приглашение в КПР и оказалось, что Самба каждый день мучился мыслями, а как там моя семья – жена, дети, братья, сёстры? Неманья Видич мог зарабатывать в Спартаке гораздо больше, чем в МЮ, но выбрал не золотого тельца, а золотые медали самых престижных клубных турниров Европы.

Тут классический пример сохранения мотивации – положительные эмоции. Если при определённой деятельности человек испытывает положительные эмоции, то его деятельность будет более эффективной. И наоборот. Кто не верит, почитайте классические труды по психологии. Даже в капиталистическом обществе работает простое правило – положительные эмоции делают твою деятельность более эффективной. Выступление за определённый футбольный клуб приносит игроку положительные эмоции? Тут не играет роль – история этого клуба, количество болельщиков, наличие стадиона, кто бутсы чистит, кто в магазин за пивом ходит, прошлые титулы и достижения. Это сложный процесс – нравится или нет? Футболисты говорят – мы профессионалы, готовы отрабатывать контракт хоть в Антарктиде с пингвинами и белыми медведями. Чушь – не верьте в эти бредни. Это обычное человеческое лицемерие. Создать идеальные условия, чтобы команда, именно команда, захотела стремиться к высоким результатам, захотела пахать и получала удовольствие от своей пахоты – это Искусство.

Карпин жжёт

  Какая ошибка ждёт Карпина на пути становления как тренера – не перегнуть палку. Это называется «избыточная мотивация». Лидер с его характером, его склада ума, типа его темперамента, с его харизмой всегда будут сильными мотиваторами. Они могут зажечь команду для работы, для пахоты. Но только на короткое время. Запал быстро кончается. Пороха нет, пушки стрелять не могут. Бензин кончился, автомобиль не едет. Хоть он гоночный, хоть грузовой.

Чтобы уметь мотивировать команду на протяжении всей дистанции – хотя бы одного сезона - нужно научиться быть гибким. А лидеру-харизматику, каковым является Карпин, это ой как сложно. Такому лидеру надо идти наперекор своей сущности, своему «Я». Легче продать кого-то и купить на его место другого, чем терпеливо расти вместе с игроками, вместе с командой.

Я уже неоднократно обращал внимание на довольно большую текучку в Спартаке. А чемпионская команда так не создаётся. Постоянно висит топор вроде Лиги чемпионов - надо срочно усиливаться. Ведь именно под ЛЧ и брали Макгиди, Пареху и тд. Тут заколдованный круг - если берёшь человека на краткосрочный контракт, типа дыру закрыть, потом не надо ломать готову - а куда теперь его пристроить. Проект не выполнен, но человек сидит на большой зарплате, что делать? Парни подписывают большие контракты, за них уплачиваются немалые деньги, они зажигают в первых играх, все вроде как восхищены – мы купили такого сильного защитника! Ура! Мы купили такого сильного нападающего! Но потом результаты идут вниз, положительный настрой сменяется негативным, появляется раздражение, склоки внутри команды, споры с арбитрами, ненужные жёлтые и красные карточки.

Пареха против Кардосо

Ари, Сухи, Кариока – хорошие парни, самые стабильные легионеры эпохи Карпина. Но лично моё банальное мнение, это игроки не золотого отлива. Хорошие, старательные, но не более. Они окружение. Но вокруг них чемпионскую команду не построишь. Макгиди и Пареха однозначно более звёздные, но по разным причинам их спартаковская карьера не задалась. Возможно, Россия не их страна, или Спартак просто не их команда. Возможно, у них ещё всё впереди. В конце концов, придут и другие не менее звёздные парни. И спартаковскому руководству нужно научиться не только уговаривать игроков на переход, но и помочь им сохранить мотивацию для долгого и успешного выступления.

Мало купить сильного игрока – нужно уметь извлечь из него максимальную выгоду. Если парни могут приносить пользу только короткое время, надо подписывать краткосрочный контракт - вроде аренды с тем же Вукоевичем. Или научиться вовремя продавать игрока, когда все признаки потери мотивации налицо. Или научиться мотивировать-реанимировать их, чтобы дальше приносили пользу нашему славному клубу.Вот с последним компонентом пока не очень получается. Но это дело поправимое.

Мы вам деньги, любовь и признание, вы нам победы, результаты и титулы. Все счастливы и довольны.