9 мин.

Пол Инс - британское сердце «Интера» Массимо Моратти

Так уж вышло, что два невероятно важных решения сэра Алекса Фергюсона в качестве менеджера «Манчестер Юнайтед» были приняты в салоне его в автомобиле.

В 2001 году на заправочной станции возле тренировочной базы клуба в Каррингтоне Ферги сообщил Яапу Стаму, что его карьера в «Юнайтед» закончилась. Стам, один из величайших защитников в истории Премьер-лиги, был столпом обороны с того самого момента, как в 1998 году перешел в МЮ из ПСВ. Его авторитет в раздевалке и уверенность на поле были основой успеха клуба на стыке тысячелетий.

«Юнайтед» продали нидерландца за внушительные 25 млн евро, что значительно подправило финансовую ситуацию, но что касается дел футбольных, его уход оставил зияющую дыру. Что символично, «Арсенал» наконец выиграл титул чемпиона Премьер-лиги впервые за 4 года на следующий же год после ухода Стама. Позже сэр Алекс признал, что продажа Стама была слишком дорогостоящей ошибкой. В то же время он никогда не испытывал подобного сожаления, когда сообщал еще одной звезде «Юнайтед» в своем авто, что у того нет будущего на «Олд Траффорд»: Полу Инсу.

Инс, которого многие в раздевалке называли «Guvnor» (босс) был ключевой фигурой в достижении «Юнайтед» на заре образования Премьер-лиги. Неутомимого, умного и забивного Инса включали в каждую команду года АПЛ в последние три года его пребывания в МЮ, как, кстати, и Стама. Но Ферги, который утверждал, что разочарован отношением Инса к тренировочному процессу, решил По воспоминаниям Пола, он играл в гольф с Райаном Гиггзом, когда ему позвонил Фергюсон. Он оставил растерянного валлийца и пошел на встречу с боссом «Юнайтед» в салоне машины. В следующие несколько минут жизнь Инса кардинально и бесповоротно изменилась. Он не хотел покидать МЮ. Когда он шел на эту встречу, то думал, что там ему предложат новый контракт, а не пинок под зад.

То лето было летом перемен на «Олд Траффорд»: Марк Хьюз был продан в «Челси», Андрей Канчельскис отправлен в «Эвертон», а Инс - в «Интернационале». Моратти также мечтал о Кантона и даже готов заплатить любую сумму, которую назовёт Ферги, но француза, в отличие от Инса, Сэр Алекс считал совершенно неприкасаемым.

Таким образом, будучи на пике своей физической формы - в октябре 1995 года ему исполнилось 28 лет - Инс присоединился к «Интеру» в непростой для клуба период. Привыкший к победам с «Юнайтед» Инс попал в новую для себя среду. Избежав вылета в 1994 году, команда Оттавио Бьянки финишировала шестой в сезоне 1994/95 года, на расстоянии 21 очка до первого места.

Провалы на уровне Серии А удивительным образом совпали с двумя победами в Кубке УЕФА в 1991 и 1994 годах. Завоевать первое с 1989 года Скудетто было главной целью Массимо Моратти, который купил клуб в начале 1995 года. Инс, универсальный полузащитник, который сочетал в себе ловкость и агрессию, был по мнению Моратти ключевой частью мозаики.

Без Пола Инса редко обходилась первая полоса GdS. Кстати, главная тема номера тоже весьма примечательна: Моратти пытался пригласить Роберто Манчини в клуб ещё в 1995-м. Манчо придёт в "Интер" лишь в 2000-х, но уже тренером.

Первые несколько месяцев прошли совсем не гладко. Инс, как и другие новобранцы, Хавьер Дзанетти, Роберто Карлос и бразильский нападающий Кайо, испытывал трудности с адаптацией к итальянской лиге. В то время как Инс привык к кровавому, безумному стилю Премьер-лиги, Серия А была медленнее и техничнее. Также возникла проблема языкового барьера. Несмотря на изначальную недооценку разницы между высшими дивизионами Англии и Италии, на поле он изо всех сил пытался вписаться в новую среду.

И без того трудную адаптацию усложняла тактика тренера Бьянки. Итальянский тренер, известный тем, что в 1987–1989 годах привел Наполи с Диего Марадоной к победам в Серии А, Кубке Италии и Кубке УЕФА, играл по сверхоборонительной схеме 5-3-2, а недоумевающего Инса периодически отправлял на место латераля. Будучи в самом сердце успешной 4-4-2 Фергюсона, Инс оказался в лиге, которую не знал, в схеме, в которую никогда не играл, и в окружении игроков, которых не понимал.

Тем летом в «Интер» прибыло не менее 16 игроков. Бьянки под пристальным вниманием СМИ занимался масштабной перестройкой. Кроме того, расизм, уже тогда процветавший в культуре итальянского боления, не помогал адаптации Инса. Первым, что увидел первый в истории темнокожий капитан сборной Англии, прилетев на подписание контракта, стали расистские граффити на стенах вокруг «Джузеппе Меацца».

В то время как представители «Интера» всё валили на озлобленных болельщиков «Милана», Инс практически каждый матч лицом к лицу встречался с уродливой стороной итальянского футбола. В апреле 1996 года фанаты «Кремонезе» весь первый тайм оскорбляли Инса на расовой почве. После того, как англичанин на 45-й минуте открыл счет в матче, он подбежал к трибуне кремонцев, чтобы иронично поаплодировать. Этот жест не оценил арбитр встречи и устно предупредил игрока, к тому моменту уже висевшему на желтой. «Подобное никогда не случалось со мной в Англии», - говорил Инс. «Но я не хочу думать об этом, я просто хочу наслаждаться своим первым голом за «Интер». Что касается эпизода с арбитром, я просто аплодировал людям, которые оскорбляли меня. Не думаю, что в этом есть что-то непристойное».

На видео с первым голом Инса за «Интер». Если посмотрите чуть дальше, увидите гол Дзанетти в стиле Роналдо. Для него этот гол стал вторым за «Интер», первый он также забил «Кремонезе», но в матче первого круга. Этот матч закончился стычкой с участием Фрези и совершенно волшебным голом от Марко Бранки.

К сожалению, дальше стало еще хуже. В октябре 1996 года Инс был удален с поля в матче «Интера» и «Пьяченцы». «Интер» собирался подать угловой, как вдруг Джанпьетро Пиовани рухнул на землю схватившись за лицо. На повторе отчетливо было видно, что Инс не трогал полузащитника и пальцем, но у судьи было иное мнение. Пиовани, к слову, потом признался, что сам оскорблял и провоцировал англичанина на расовой почве. «Интер» в итоге выиграл 2:0 (иронично, что счет был открыт Бранкой после подачи с углового именно после инцидента с удалением, а Пиовани сам был удален за отмашку на 90-й минуте).

Инцидент Инса с Пиовани был лишь одним из нескольких громких расовых скандалов в том году, самый известный из которых - как Джордж Веа сломал нос Хорхе Косте ударом головы в матче Лиги чемпионов между «Миланом» и «Порту». Ранее, в начале того же сезона, часть фанатов «Вероны» отреагировала на интерес своего клуба к подписанию нидерландского полузащитника Мишеля Ферье, вывесив на трибуне черный манекен с петлей на шее.

В то время как Пол Гаскойн боролся с папарацци и освещением в СМИ всех своих скандалов в «Лацио», то, что встретил Инс в Италии, было гораздо отвратительнее. К счастью, у Инса наконец все наладилось с делами футбольным. Бьянки был уволен всего после четырех игр в сезоне 1995/96, сначала на 3 игры его заменил Луис Суарес, а потом был назначен Рой Ходжсон.

Под руководством будущего сборной босса Англии Инс играл в свой лучший футбол в карьере, забив десять голов во всех соревнованиях и дойдя с командой до финала Кубка УЕФА 1997 года. При этом, Инс умел забивать в «больших играх»: сравнивал счет с «Наполи», участвовал в разгроме «Юве» в гостях со счетом 3:0 в рамках кубка.

Финал против «Шальке» не сулил «Интеру», несмотря на статус фаворита, легкую прогулку. Так и вышло: команда Ходжсона проиграла 1-0 в гостях в первом финальном матче. Инс пропустил тот матч, но вернулся на поле на вторую встречу, в которой ассистировал Ивану Саморано, переведя игру в дополнительное время. Тем не менее, «Интер» в итоге проиграл по пенальти, а разгневанные болельщики закидали с трибун Ходжсона монетами и зажигалками.

Ходжсон, ведомый желанием добиться успеха на родине, ушел в «Блэкберн» всего два дня спустя. Инс продержался немногим дольше: в июле он присоединился к «Ливерпулю», что нанесло непоправимый ущерб его отношениям с болельщиками «Манчестер Юнайтед». И хотя сейчас 53-кратный игрок сборной сожалеет о его столь обсуждаемом уходе из «Юнайтед», он по праву гордится своими двумя годами в Милане.

Инс - это история о разрушенных барьерах и преодоленных преградах: языковой, тактической, культурной. Говорят, что новость о его переезде на «Энфилд» и бессилие это предотвратить заставили Моратти проронить пару скупых мужских слез - настолько велико было влияние Пола на команду. Возможно, он не добавил трофеев в свое резюме во время своего пребывания на севере Италии, но, разрушив столько преград, Инс добился гораздо большего.

Автор: Мэтт Голт, журнал «These Football Times».

Перевод и редакция: Дмитрий Золотенков и Даниил Шульман-Симаков.

Canale Sforzesco в Telegram

Группа об Internazionale в сети ВКонтакте