6 мин.

Тренеры баскских клубов Примеры обсудили эволюцию профессии, игровую философию и, конечно же, VAR

Главные тренеры пяти баскских клубов Примеры — Хосе Луис Мендилибар, Иманоль Альгуасиль, Ягоба Аррасате, а также Асьер и Гаиска Гаритано — выступили на форуме, организованном Федерацией футбола Страны Басков, и обсудили несколько аспектов профессии. Встреча состоялась в океанариуме Сан-Себастьяна.

— О начале тренерского пути

Хосе Луис Мендилибар, «Эйбар», 58 лет: «Нужно же чем-то заниматься, когда заканчиваешь играть в футбол. Тебе предлагают возглавить какую-нибудь региональную команду, и ты соглашаешься не задумываясь. Ты в этот момент ещё даже не мечтаешь тренировать в Примере. Я начинал с самых низов. Меня четыре раза увольняли. Когда меня впервые уволили, мне сказали, что я уже готовый тренер».

Гаиска Гаритано, «Атлетик Бильбао», 44 года: «Когда моя карьера футболиста подходила к концу, я уже задумывался о том, чтобы стать тренером, анализировал тренировки, записался на курсы для получения лицензии. Я тоже начинал с самых низов. Всегда говорю, что больше всего узнал во время работы в Терсере».

Асьер Гаритано, «Депортиво Алавес», 50 лет: «А я всегда был беспокойным и любопытным, с тех самых пор, как попал в академию «Атлетика», где меня всему научили. Всё время пытался разобраться, как всё устроено, задавал вопросы. Начал в «Аликанте», несколько лет был ассистентом главного тренера и многому научился».

Иманоль Альгуасиль, «Реал Сосьедад», 48 лет: «Я не так давно работаю тренером, но надеюсь, что останусь им надолго. Когда повесил бутсы на гвоздь, даже не думал о том, чтобы тренировать. Когда же я всё-таки стал тренером, то не думал, что возглавлю команду Примеры. Я, конечно, допускал такой вариант, но понимал, что тренерский путь должен идти снизу вверх». 

Ягоба Аррасате, «Осасуна», 41 год: «Когда играешь в Терсере и понимаешь, что подняться в Сегунду Б не суждено, начинаешь задумываться о тренерской карьере. Я играл под руководством Мандиолы и уже тогда мыслил как тренер. Однажды даже посоветовал Маниксу поставить вместо меня другого нападающего. Я был по-настоящему увлечён тренерской профессией и решил посвятить ей жизнь, хотя в итоге только время расставляет всё и всех по своим местам».

 — О тренерском штабе

Альгуасиль: «Очень важно окружить себя правильными людьми, работать с ними сообща, пытаться улучшить взаимопонимание. Восемь глаз видят больше двух». 

Мендилибар: «Раньше тренер сам за всё отвечал: и функции психолога выполнял, и с вратарями работал. Теперь почему-то считается, что у тебя в штабе нет всевозможных узкопрофильных специалистов, то ты недостаточно основательно подходишь к делу».

Гаиска Гаритано: «В этом я согласен с Мендилибаром. Не вижу ничего хорошего в перенасыщении технического персонала. Если вокруг тебя столько сотрудников, чем тогда занимаешься ты сам? То же самое касается статистики: приносят 150 страниц, а мне достаточно трёх».

Аррасате: «А я вижу в этом плюс: можно делегировать полномочия и приступать к тренировкам со свежей головой. Кроме того, данные, которыми тебя обеспечивают, могут оказаться полезными». 

Асьер Гаритано: «Это как в жизни: эволюционируешь, адаптируясь к новым обстоятельствам. Я начинал ассистентом и чувствовал, что меня ценят, а теперь сам ценю тех, кто меня окружает».

— О судействе и системе VAR

Мендилибар: «Проблема в том, что арбитры, иногда даже один и тот же судья, по-разному интерпретируют эпизоды. Например, говорят, что простого толчка недостаточно для пенальти, но если толчок происходит за пределами штрафной, останавливают игру».

Альгуасил: «Я сторонник использования VAR, но считаю, что система требует усовершенствования. Ох, порой я мысленно ставлю себя на место арбитра и понимаю, что бывают реально экстремальные ситуации, в которых трудно разобраться даже с VAR. Иногда мы, тренеры, усложняем судьям работу. Думаю, споры никогда не утихнут, таков футбол».

Асьер Гаритано: «На мой взгляд, в футболе происходят позитивные перемены, нам нужно адаптироваться и учить этому игроков. Думаю, с VAR футбол стал более справделивым».

Аррасате: «Мне нравится VAR как вспомогательный инструмент, и мне кажется, что он поможет сделать футбол более справедливым, но по-прежнему есть спорные моменты, в частности, трактовка игры рукой. Надеюсь, ситуация изменится в лучшую сторону».

Гаиска Гаритано: «Я полностью поддерживаю введение VAR. Больше не отменяются голы, забитые по правилам, и наоборот. Между наличием и отсутствием VAR я, безусловно, выберу первое».

— Об игровой философии

Мендилибар: «Обычно я играю одинаково. Сосредотачиваюсь в первую очередь на том, как будет действовать моя команда. Правда, в недавнем матче против Иманоля я выбрал схему 4-2-3-1 вместо 4-4-2, но обычно предпочитаю делать одно и то же».

Аррасате: «Я не столько верю в игровой стиль, сколько в идею. Например, мне нравится, когда команда быстро переводит игру к чужой штрафной, но есть нюансы. Нам часто удаётся делать на поле то, что мы хотим, но также нередко приходится делать то, что позволяет соперник».

Альгуасиль: «Самое главное — это показатели того или иного игрока. У нас есть свой стиль, мы любим высоко прессинговать и комбинировать независимо от того, как играет соперник».

Асьер Гаритано: «Зависит от игроков. Мне бы вообще хотелось проводить семь замен за игру, но, к сожалению, это невозможно».

Гаиска Гаритано: «Нам не нравится менять стиль — другое дело, что можно менять систему в рамках одной модели, а модель — это ежедневное обучение и работа над собой. У нас тоже есть свой стиль, мы предпочитаем играть по схеме 4-2-3-1, но на каждый матч у нас припасён план Б, потому что перестраивать игру на ходу сложно».

— О внешнем давлении

Мендилибар: «Его не избежать. Вот мы, например, облажались, но даже если бы у нас было на четыре очка больше, мы бы всё равно думали, что можем лучше. Такая уж у нас профессия, что нас может обсуждать любой. Мы читаем критику в прессе, потом выслушиваем её от руководства, от болельщиков. Приходится с этим жить. А ещё нужно научить родных не принимать всё близко к сердцу, потому что в итоге страдаешь не ты, а твоя семья».

Асьер Гаритано: «Сначала ты живёшь под давлением как футболист, а потом — как тренер. Мне кажется, мы все неплохо с ним справляемся».

Альгуасиль: «Просто у нас такая должность, которая предусматривает большую ответственность: за потраченные средства, за людей, за многое другое».

Аррасате: «Внешнее давление колоссально, оно возросло. Раньше тебя судили по нескольким матчам, а теперь оглашаешь заявку на игру — и тебя тут же засыпают вопросами, почему ты вызвал одного и не взял другого. Со стартовым составом то же самое. Нужно с этим смириться.

Гаиска Гаритано: «Да, давление усилилось с появлением социальных сетей, но меня это вообще не волнует. Необходимо уметь с ним справляться. Если тренер не в порядке, команда тоже не в порядке. Нужно превращать давление из фактора беспокойства в стимул».

Фото: MARCA.com / Josune Mtz. de Albeniz, Twitter: @gipuzkoafutbol.