9 мин.

Transitions/Связки: кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

Мой друг, художник и поэт - точнее, знакомый мне и известный почти любому на сайте в разделе фигурного катания пользователь Доктор Философии, расхвалил мой блог дальше некуда, так что я решил соответствовать и сделать толковый пост. Это, конечно, шутка - данный пост я задумывал писать в любом случае -, но всё же, как обычно, с долей правды. Пустой дилетантской писанины на сайте и так выше крыши, так что будем повышать очень печальный средний уровень и начнём с того, что проведём сегодня семинар по такому компоненту, как связки.

Для начала - что же это всё-таки такое и с чем их едят? Обращаемся к первоисточнику. Правило ИСУ по фигурному катанию 504, пункт 3, подпункт а) :

Transitions - The varied and purposeful use of intricate footwork, positions, movements and holds that link all elements. In evaluating the Transitions, the following must be considered:

  • Continuity of movements from one element to another (all disciplines);

  • Variety (including variety of holds in Ice Dance);

  • Difficulty;

  • Quality.

Связки - разнообразное и целесообразное использование затрудняющей работы коньком, позиций, движений и захватов (работы в позициях; это для танцев), которые соединяют все элементы. При оценке Связок необходимо учитывать следующее:

  • Непрерывность движений от одного элемента к другому (для всех видов);

  • Разнообразие (включая разнообразие позиций в танцах на льду);

  • Сложность;

  • Качество.

Я не случайно выделил некоторые моменты жирным - понятно, что важны они все. Однако на всех семинарах ИСУ красной линией проходит тот момент, что связки ни в коем случае не стоит привязывать к их количеству - и этого здесь, в правилах, нигде нет. Важны лишь разнообразие, сложность, а главное - на что, опять же, делается основной упор во всех семинарах и что выделено у меня жирным - качественное исполнение, плавные переходы от одной связки к другой (пункт первый - про непрерывность) и целесообразное использование в конкретной программе/композиции. Последнее относится уже и к другим компонентам, таким как Композиция и отчасти - Интерпретация, однако должно учитываться и в оценке связок, которые спортсмен и его постановщик должны не бездумно пихать в программу для количества, но для более качественной передачи постановки.

Все слышали миф про якобы невероятно сложные и лучшие в мире с точки зрения связок программы Алины Загитовой, однако на деле всё оказывается далеко не столь радужно (почему и миф), если провести реальный разбор и применить вышеуказанные критерии. Итак, Алина Загитова, произвольная программа, Небельхорн:

Открывает программу растанцовка с несколькими шагами, в основном не сложными. Далее следует заход на двойной аксель, в котором использованы четыре подсечки - очень много для данного прыжка, особенно учитывая то, что предварительно некоторая скорость уже была набрана. Прыжок исполняется непосредственно со связки тройка-скобка и типичной для акселя смены ноги. Это хороший, сложный заход с шагов. Выезд также хорош: неплохая (особенно для Загитовой) ласточка переходит в то, что должно было быть выкрюком, однако перед поворотом происходит явная перетяжка на внутреннее ребро - соответственно, это перетяжка+тройка. Перетяжка - шаг простейший, тройка - тоже связка, однако не относится к сложным шагам и поворотам, к коим, согласно правилам ИСУ, относятся: крюк, выкрюк, скобка, петля, твиззл, чоктау. Плюс, памятуя о том, что очевидно планировался выкрюк непосредственно с внешнего ребра выезда с прыжка, любой судья в праве зафиксировать данную связку, как исполненную с низким качеством и отметить для себя не слишком высокое мастерство катания спортсменки.

Дальше сделали крюк, растанцовку и почесали на следующий прыжковый элемент. В заходе на лутц использованы три подсечки и один беговой с простеньким моухоком между ними, заход простой, не обременённый никакими усложнениями. Лутц с неясного ребра (знак "!"), тулуп недокручен. В связи с последним - куцый короткий выезд, переходящий в такой же куцый, короткий и корявый кораблик. Как видим, при проезде через каток с лишним, до и после целого элемента никаких особенных связок нет, кроме кораблика, исполненного с абсолютно ужасным качеством.

Перед сальховым исполняется связка чоктау-тройка (? в этот момент меняется камера), но далее обе ноги оказываются на льду, скрещиваются, ещё одна тройка, не технично (практически полностью на двух ногах) исполненный моухок, снова встаём на две ноги и исполняем двуножный сальхов. В общем, прыжок не является исполненным с шагов, а винегрет непосредственно перед ним снова является низкокачественными связками. Выезд хороший, дальше снова (как и на многих прыжках) попытка сделать выкрюк, но перед поворотом ребро стремительно меняется как минимум на плоское, если не внутреннее, и осуществляется поворот тройкой. Плоская тройка = низкое качество связки и скольжения.

Подпрыжка, три подсечки, затяжка в спираль Шарлотты:

Спираль Шарлотты, как и практически все хвалёные связки Загитовой, исполняется довольно плохо: свободная нога толком не дотягивается, позиция фиксируется даже не на секунду, а меньше. Далее Алина делает сомнительный выкрюк (с плоской частью перед поворотом) и прыгает аксель. Выезд хороший, далее задранная даже не на пол секунды ножка с шатающимся туда-сюда вокруг плоского ребром. Нужно ли в очередной раз повторять слова про низкое качество?

На этом можно было бы поставить точку, так как уже всё ясно, что, несмотря на всю старательность по количеству и довольно неплохое разнообразие, Алине за связки нельзя ставить выше 8.0-8.5 по причине явного несоответствия высоким стандартам качества, но я всё же разберу все заходы и выезды до конца, в том числе для дальнейшего сравнения с другой фигуристкой.

На следующий прыжок, лутц - три подсечки, абсолютно стандартный для таких длинных заходов простой моухок, проезд на двух ногах, тройка, задранная в бок на пол секунды ножка, ещё подсечка - лутц с плоского ребра, риттбергер с недокрутом. В связи с последним выезд снова куцый, очередная перетяжка+тройка вместо выкрюка, переходящие в корявую, сгорбленную ласточку на плоском ребре:

К слову, это ещё не всё, что можно сказать про это безобразие. Опорная нога также согнута, ну и как всегда - всё на пол секунды, лишь бы было. В то время, как мы помним, важна плавность связок и переходов. Корявейшие полусекундные дёргания - это полное противоречие всем, каким только можно, требованиям к связкам.

И да, не забываем обращать внимание на беговые и подсечки на заходах. Это абсолютный миф фигурного катания, что якобы существуют фигуристы, не разбегающиеся на прыжки и перемещающиеся одними транзишенами. Только в глазах их малограмотных (в области фигурного катания) фанатов. Для сравнения - берём мой предыдущий схожий пост (про Туктамышеву) и обнаруживаем, что шагов для разбега у неё не особо больше. Изощрений всяких, конечно, меньше, но оно и к лучшему, чем в таком виде, как у Загитовой.

Вслед за абсолютно кошмарной недоласточкой идёт мой любимый момент сезона:

Болтающееся вокруг плоского ребро, ножку даже задрать не успели, как уже уронили. Это не качественное фигурное катание, а какая-то разминка гимнастки, случайно попавшей на лёд.

Для сравнения, супер рёберная спираль Аделины Сотниковой, как наглядный пример тотальной деградации связочек у топовых спортсменок со славных времён её, Мао и Ким и сменой их в топе юниорками.

Затем беговые, перепрыжка, подсечка, чоктау, тройка, подсечка, загребание на двух ногах, моухок с плоским ребром на выходе, переход на внешнее (видимо, задумывался другой шаг - чоктау, но исполнено всё как всегда), тройка, флип с недокрутом-тулуп-риттбергер. Заход с шагов (некачественных), но сложным не является по причине отсутствия сложных шагов или спиралей. Выезд неплохой, но довольно короткий, с обычным переходом на две ноги.

Подсечка, чоктау, подпрыжки, тройка, две подсечки, проезд на двух ногах, две тройки, флип. Заход с шагов. Выезд, тройка и очередная раскаряка:

Тут и сказке, вроде бы, конец, но всё же подведём некоторые итоги: само разнообразие связок у Алины хорошее, но это нивелируется целым рядом других факторов, по которым оцениваются связки. Все без исключения спирали, относящиеся к связкам, исполняются просто безобразно, есть интересные и качественные заходы, но далеко не везде, на лутцы так вовсе стандартные, на выездах одинаковые утомляющие тройки/неправильные выкрюки. К слову, данная проблема с выкрюком - стандартный баг скольжения почти у всех в группе Тутберидзе, кроме тех отдельных примеров, кого успели хорошо обучить катанию до перехода в её группу. Там этим уже просто не заморачиваются - грибы решают, зачем тратить время на какое-то там скольжение, когда и так сойдёт, и так поставят всё, что нужно. Долбим прыжки и быстро хватаем медали, пока не наступил пубертат.

К развенчанию мифа о "сложнейшей в мире" программе можно добавить про компоновку и баланс. В начале четыре прыжковых идут один за другим, потом маленький перерыв на одно вращение и простенькую хорео последовательность с обилием беговых, и как только началась вторая половина - быстренько допрыгиваем всё остальное, пока есть силы. Лишь бы прыгалось, чтобы грибы сыпались. Честно говоря, ни у кого такой облегчённой до предела расстановки не видел.

А ещё в сказке должна быть Золушка. Да-да, для исключения обвинений в лоббировании интересов той или иной российской фигуристки для сравнения я выбрал скромную американскую - Брэди Теннелл. Уже с меньшим количеством лирики, просто, сухо и коротко разберём непосредственные подходы к прыжкам и выезды:

Аксель, заход: чистые выкрюк-скобка; выезд: длинная дуга на глубоком внешнем ребре, тройка, перетяжка, элегантная спиралька.

(Ф)Лутц, заход: крюк с ошибкой (плоское ребро на выходе), две ноги, моухок, перекрёстный шаг; лутц, риттбергер с явным недокрутом, тем не менее Брэди довольно хорошо выехала, но смазала последующие шаги: перетяжка, выкрюк на внутреннем ребре, вроде бы, был уже сделан, но, видимо, начала терять баланс и поставила вторую ногу на лёд.

Флип, заход: выкрюк, тройка; выезд: тройка, твизлы.

Аксель: скобка, перекрестный, тройка (с подскоком), выезд простой.

Перед флутцем: чоктау (? сложно разобрать рёбра, некачественно сделано), перекрестный. Очевидный недокрут на тулупе тройном, двойной тулуп. Выезд простой.

Чоктау-выкрюк-тройка-флип (докрученный на льду)-тулуп двойной. Выезд - перетяжка, тройка, крюк.

На двуножный сальхов достаточно стандартный для такового заход тройка-моухок, выезд неплохой, затем перешла на две ноги и сразу после этого сделала выкрюк на внутреннем ребре - в общем, связки у неё есть не только перед прыжками, но весьма хорошо и равномерно распределены по всей программе.

Вывод - сложностей в общем и целом не меньше, чем у Загитовой, выезды разнообразнее, упор больше на шаги и повороты, качество оных выше. Катание более лёгкое, без отклячивания до предела пятой точки в надежде набрать хоть какую-то скорость, связки и переходы довольно плавные и естественные, а не дёрганые.

Американцы что-то спят, вот же она - такая же потенциальная олимпийская чемпионка с теми же недокрутами, которые можно точно так же "моргать", если со всеми договориться.