10 мин.

История «Чикаго» до Бобби Халла глазами Уэйна Гретцки. Перевод книги «99: Истории игры». Глава 5

Мне никогда не забыть моей первой игры в НХЛ. Всю свою жизнь ты мечтаешь об этом, и вот ты уже в туннеле, готовишься впервые выйти на лёд. Множество вещей выглядят именно так, как ты их себе и представлял. Остальные - такие же, как и на сотнях других арен, где тебе уже доводилось играть. Запах льда всегда одинаков, где бы ты ни оказался. Но в тот день мы играли на старом стадионе Чикаго, который был не похож ни одну другую арену. На трибунах было больше зрителей, чем я привык видеть в ВХА, а орган гудел во все трубы. Моё сердце колотилось от восторга.

Восторг вырос еще сильнее, когда на моем первом вбрасывании в НХЛ напротив меня встал Стэн Микита. Микита был одним из моих героев, и, наверное, лучшим центровым в НХЛ того десятилетия. Но его рост оказался небольшим, и я, опустив клюшку на точку вбрасывания, уже мысленно предвидел свою победу. Как бы ни так. Прошло ещё немало времени, прежде чем я начал обыгрывать легенд.

Стэн Микита, экс-капитан и лучший игрок в истории "Чикаго" по очкам, ассистам и матчам за клуб.

В Чикаго всегда были громкие болельщики, а также традиция всеми трибунами исполнять национальные гимны. Но они никогда не пели громче, чем на матче Всех Звёзд, который проходил в Чикаго в 1991. Бомбардировки коалиции, положившие начало операции «Буря в пустыне», стартовали двумя днями ранее, и настрой трибун был крайне патриотичен. Когда диктор от лица НХЛ и профсоюза игроков зачитал речь в поддержку вооруженных сил, рёв трибун начала нарастать. Момент тишины в поддержку мужчин и женщин в районе Персидского залива, а затем снова шум, ближе к моменту окончания национального гимна Канады. Когда же Уэйн Мессмер стал исполнять «The Star-Spangled Banner», публика снова взорвалась. Здание буквально ходило ходуном. Один из моих кузенов в тот момент служил в Корпусе морской пехоты США. Поэтому я, стоя посреди площадки, прямо в эпицентре вихря эмоций, мог лично прочувствовать всю эту атмосферу на себе.

В 1994, всего за несколько дней до последнего матча «Блэкхоукс» на их старой арене, Мессмер возвращался домой после очередной победной игры «ястребов» и получил огнестрельное ранение в горло от грабителя, находясь в собственной машине. К счастью он выжил, однако дальнейшие выступления перед матчами могли негативно сказаться на его здоровье. И вместо того, чтобы заменить Уэйна, в Чикаго стали организованно исполнять гимны в его честь. И я должен заметить, что пели они ничуть не хуже, чем болели. Возможно это было одно из самых эмоциональных исполнений гимнов, когда-либо случавшихся на арене в НХЛ.

Не многие знают, но старт хоккейной франшизы «Чикаго» был положен в городе Реджайна, провинция Саскачеван. В 1921 «Реджайна Кэпиталс» – один из лидеров Западнойканадской хоккейной лиги. Двумя их лучшими игроками были члены Зала славы хоккея Джордж Хэй и его лучший друг Дик Ирвин. Но игра команды пошла на спад, и к своему четвертому сезону они выиграли лишь 8 из 28 своих игр. В результате чего клуб переехал в Портленд, штат Орегон, и был переименован в «Портленд Роузбадс» (прим. – «бутоны роз из Портленда»).

Через год лига закрылась, а команда была продана майору Фредерику МакЛафлину, совсем недавно получившему право на организацию команды НХЛ в Чикаго. В гражданской жизни МакЛафлин был президентом семейной компании, импортирующей кофе. Он взял небольшой отпуск в период Первой Мировой Войны, чтобы отправится в Европу в составе пулеметного расчета вооруженных сил США. Их боевой расчет называли «Черными ястребами», в честь известного индейского воина Черного Ястреба из племени сауков (часть алгонкинского народа), воевавшего на стороне британцев в войне 1812 года. Именно так МакЛафлин и назвал свою хоккейную команду.

Дик Ирвин, в свитере "Чикаго Блэк Хоукс"

В возрасте 34 лет Дик Ирвин переехал в Чикаго, и выступая за «Блэкхоукс», умудрился всего на одно очко отстать от Билла Кука из «Рейнджерс» в списке лучших бомбардиров НХЛ. Ирвин забросил 18 шайб и отдал 18 голевых передач в 43 матчах того сезона. Хоуи Моренц оказался лишь третьим. А Хоуи Моренц, знаете ли, – это Хоуи Моренц. И тот факт, что Дик Ирвин обошел его в гонке бомбардиров уже говорит о многом. Но уже в начале следующего сезона Ирвину раздробило череп после силового Мервина «Рэда» Даттона, который был выше его на 7 сантиметров и тяжелее на 9 килограмм. Он вернулся в игру, но его хоккейные дни были сочтены.

В последних 12 матчах сезона 1928-29 он находился на скамейке «Блэкхоукс» в роли их тренера. А в 1930 он принял пост главного тренера на постоянной основе. Тогда команда дошла до финала Кубка Стэнли, в котором сыграла с действующими чемпионами из «Монреаль Канадиенс». На тот момент это был лучший результат «ястребов» в истории. Но после поражения в финале МакЛафлин все же уволили Ирвина.

Дальше был целый поток тренеров – если быть точным, 14 человек за 19 лет (начиная с кампании 1926-27 года и по сезон 1944-45). В 1933 он нанял на тренерский пост Годфри Матесона сразу после того, как познакомился с ним в поезде. И тот проработал аж целых 2 игры. Кон Смайт называл МакЛафлина «величайшим психом», которого он встречал в своей жизни. А ещё МакЛафлин постоянно вздорил с владельцем «Рэд Уингс» Джимом Норрисом.

Он был женат на актрисе с Бродвея по имени Ирен Кастл. Тогда это было почти так же, как если бы сегодня вы были женаты на Николь Кидман. Она то и разработала эмблему новой хоккейной команды. И надо сказать, получилось неплохо – её усовершенствованная версия используется клубом по сей день.

Владелец "Чикаго" Фредерик МакЛафлин со своей женой Ирен Кастл в день свадьбы, 1923

Родившийся в Чикаго МакЛафлин был суперпатриотом и мечтал о чисто американской команде. Однако в то время игроков из США было не так много, и ему пришлось хорошенько порыскать по всей стране. К сезону 1937-38 11 из 25 игроков, выступавших за «Блэкхоукс» были родом из США, включая Кулли Далстрёма, который в тот год выиграл Колдер трофи. МакЛафлин даже нанял тренера-американца, Билла Стюарта, который до этого работал судьей в Главной лиге бейсбола. Это покажется невероятным, но Стюарт выиграл с командой Кубок Стэнли в свой первый же сезон в клубе.

Как по мне, бейсбол и хоккей чем-то похожи. В любую секунду исход игры может переменится под давление личных качеств одного единственного игрока – беттера, питчера или филдера – но выигрывает по-прежнему команда. Удивительная игра бейсбол! Единственный среди всех главных видов спорта, где мерилом не является время, а значит ты всегда в игре. Ты можешь уступать 7 ранов в концовке 9-го иннинга и всё равно победить. И профессиональный бейсбол куда сложнее, чем кто-либо может себе представить. Там трудно бросать, трудно отбивать, трудно играть в поле. Именно поэтому, по-настоящему хорошо сыгранная бейсбольная игра – это красиво!

Есть много хоккеистов, которые могли бы профессионально играть в бейсбол – Эдди Мио, Марти МакСорли, Тео Флери. Джером Игинла был стартовым кэтчером юниорской национально сборной Канады, а Джейми Бенн выиграл звание самого ценного игрока, когда его команда ААА «Виктория Кэпиталс» стала чемпионом провинции. Горди Хоу также отбирался бейсбольными скаутами и даже часто тренировался с «Детройт Тайгерс» ради развлечения. Не удивительно, что он с легкостью выбивал мяч за пределы поля.

Как бы там ни было, после того, как «Чикаго» выиграл Кубок в 1938, МакЛафлин уволил Стюарта. В следующем сезоне они финишировали последними и еще долго не могли вернуться на прежний уровень. В период с 1947 по 1957 «ястребы» заканчивали сезон на последнем месте в 9 из 10 сыгранных сезонов. А затем к команде присоединился Бобби Халл, и всё изменилось. МакЛафлин умер в 1944 и забрал с собой в могилу мечту о команде, на 100% состоящей из американцев.

Судья и экс-тренер "Чикаго", Билл Стюарт, на бейсбольной игре в Бостоне, 1940

Мне кажется одной из самых удивительных вещей в хоккее является спортивный дух. И он отлично прослеживается в том, как команды Оригинальной шестёрки объединились вокруг «Чикаго» в те тяжелые для клуба годы. Другие клубы не хотели провала «ястребов», а потому совершили ряд обменов, для обеспечения паритета и удержания команды на плаву. В 1950 «Детройт» обменял в «Чикаго» Эла Дюсбари, Джека Стюарта, Дона Моррисона и Пита Бабандо, вместе с отличным голкипером Гарри Ламли, получив взамен Джима «Сахарка» Генри, Боба Голдхэма, Метро Пристая и Гайя Стюарта. А в 1954 «Канадиенс» отправили в Чикаго лучшего новичка того сезона, Эда Литценбергера, который в роли капитана привел «Блэкхоукс» к Кубку в 1961.

Но если я думаю о «Чикаго» в эпоху «до Бобби Халла», я непременно вспоминаю Эла Роллинса. В сезоне 1950-51 Роллинс разделил вратарские обязанности в «Торонто» с их тогдашним голкипером Турком Бродой, стоявшим одной ногой на пороге Зала Славы, находясь на закате своей карьеры. В то время наличие в составе двух голкиперов было в диковинку. Большинство команд использовали одного вратаря по ходу всего сезона. К февралю 1951 Роллинс проиграл лишь 4 из 31 матчах, в которых он был на льду. В тот год он стал обладателем Визина трофи.

Два шатаута в последних трех матчах «листьев» в сезоне обеспечили Роллинсу место в старте на игры серии плей-офф. Но он травмировал колено в первом периоде первой же игры. Место в воротах снова занял Брода, с которым «Торонто» выбил из розыгрыша «Бостон» и вышел в финал, где их уже ждал «Монереаль». Все пять игр финала 1951 переходили в овертайм. Брода провел на льду две первые встречи: победа и поражение. Колено Роллинса пошло на поправку, так что он вернулся в строй и выиграл три оставшиеся игры. Победный гол в пятом матче был заброшен беззаботным пареньком по имени Билл Барилко. Позже тем летом Барилко, отправившись на рыбалку вместе с несколькими другими пассажирами одномоторного самолета, пропал в Северном Онтарио. А «Торонто» не выигрывал Кубок снова аж до 1962, когда разбившийся самолет все-таки обнаружили. Это стало таким себе суеверием в стане «Мэйпл Лифс».

Эл Роллинс во вратарской экипировке и форме "Чикаго Блэк Хоукс"

Но Роллинс пробыл в Торонто всего ещё один год. Сезон 1952-53 он начал уже в составе «ястребов». Вот так быстро он прошел путь от победы в Кубке Стэнли и приза Везины в составе лучшей команды Лиги, до попыток одержать победу в матчах за худшую команду чемпионата. Несмотря на то, что «Чикаго» занял последнее место, выиграв лишь 12 матчей в сезоне 1953-54, Роллинс был удостоен трофея Харта. Три из двенадцати побед были сухими. В какой-то момент он говорил, что в играх за «Чикаго» по нему бросают больше, чем на тренировках за «Торонто». Но самым сложным в выступлениях за «Ястребов» были нескончаемые поражения, ведь он ненавидел проигрывать. Он был командным игроком. Роллинс и звезда «Бруклин Американс» Том «Ковбой» Андерсон – были единственными обладателями Харт трофи до 2002 года, которые не попали в Зал славы хоккея.   

Хоккейный мир невероятно тесен. Сын Эла, Джерри, был моим одноклубником по «Индианаполис Рейсерс», первой профессиональной команде в моей хоккейной карьере. Джерри был жестким защитником. Как-то раз, в тренировочном лагере 1978, наш тренер Пэт «Уайти» Стэплтон сказал Джерри: «Давай на лёд и снеси Гретцки, приложись как положено и посмотри, как он отреагирует». Так что Джерри стал преследовать меня по всей площадке. Слава Богу он так и не сумел меня поймать. Позже он сказал мне: «Парень, да ты просто испаряешься на льду. Буквально исчезаешь прямо на глазах!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Истории о баскетбольном Чикаго ЗДЕСЬ

Другие главы из этой книги Гретцки, в частности об истории Сент-Луиса

Полный перевод на русский автобиографии Дейва Семенко "Присматривая за №1" онлайн и в ПДФ формате

Подписывайтесь на группы "Edmonton Oilers News" и "Спорт на языке дяди Эла" в Контакте, а также на одноименный блог на Спортсе, чтобы не пропускать новых переводов, озвучек фильмов и многого другого. Финансово поддержать проекты по переводу и озвучке спортивного контента можно ЗДЕСЬ.