7 мин.

Скандалист: смогут ли Томас Тухель и Челси дать результат

В январе 2008 года Юлиану Нагельсманну было всего 20 лет, и он был защитником во второй команде «Аугсбурга», с несколькими операциями на колене. В то время его тренером был Томас Тухель, который понял, что Нагельсманн не имеет перспектив построить карьеру в качестве футболиста. Вечно травмированный защитник в шестой лиге - это не тот ориентир, на который молодой человек может положиться, чтобы построить свою жизнь, поэтому Тухель послал Нагельсманна скаутировать клуб «Герстхофен».

Это положило начало тренерской карьере Нагельсманна. Тухель увидел в нем потенциал, дал ему задания по скаутингу других команд, с которыми играл «Аугсбург», и к концу сезона средний защитник превратился в талантливого молодого тренера, который усвоил методы своего наставника.

Если сегодня вы спросите Нагельсманна, близок ли он с Тухелем, ответ определенно будет отрицательным. В интервью с Даниэлем Мореном и Тобиасом Шахтером, авторами книги Thomas Tuchel: Die Biografie, Нагельсманн объяснил, что между ним и Тухелем не было ссоры или инцидента, который разрушил их предыдущие отношения; они просто разные люди и имеют разные взгляды на жизнь. Порой трудно уследить за Тухелем, он одержим деталями и очень упрям ​​в поисках своего видения ситуации, что превращается во взрывной коктейль, когда кто-то с ним не согласен, и в то же время он замкнут и холоден по отношению к людям.

Лучше всего это иллюстрируется тем, как Тухель описывает свою точку зрения на эпизод из 2008 года.

«Юлиан всегда болезненно ко всему относился. Я хотел бы использовать его в качестве игрока, но наш бюджет был настолько мал, что мне пришлось применять его таланты в другой сфере, поэтому я отправил его на разведку противников», - прозвучало в интервью DAZN, которое Тухель и Нагельсманн дали перед полуфиналом Лиги чемпионов в Лиссабоне. «Его отчеты были подробными и необычными для такого молодого человека. Он приложил много усилий и заслужил шанс, который был логичным для меня, потому что он все равно не мог играть».

Тухель исключил из рассказа все личные контакты и свел все к экономической необходимости. У него не было денег ни на кого, и он послал Нагельсманна. Он не признает талантов, это сделало бы его эмоционально вовлеченным, и каким-то образом связанным с Юлианом, а Тухель действует исключительно как свободный стрелок, одинокий наездник, который не поддерживает связи, потому что он часто конфликтует с самим собой. Скандалист.

Потребность в контроле

Об этом же говорил и Ханс-Йоахим Ватцке, много раз ссорившийся с Тухелем, когда он был тренером дортмундской «Боруссии».

«Я бы не стал считать Томаса своим врагом», - сказал Ватцке, когда его спросили, поможет ли «Боруссия» Тухелю, который покинул клуб как враг, подготовиться к финалу Лиги чемпионов, в котором «ПСЖ» играл с «Баварией». «Иногда случаются вещи, которые просто не обеспечивают гармонии в работе между людьми, которые зависят друг от друга. Томас не нашел контакта ни с одним из главных героев в клубе, нам пришлось расстаться, потому что он не подходил. Тухель - сложный человек, но он, без сомнения, фантастический тренер, и я не думаю, что ему нужна наша помощь».

Гармонии не хватало, потому что в «Боруссии» во времена Юргена Клоппа практика заключалась в том, что тренер и руководство регулярно встречались и обсуждали друг с другом ходы, которые они делали. Они тоже спорили, потому что это неотъемлемая часть всех личных и деловых отношений, но в конце концов это был обмен мнениями, и каждый решал, за что он отвечает. Проблема заключалась в том, что Тухель хотел быть тренером и выполнять свою работу, не вмешивая никого в свои решения и не объясняя их никому, но параллельно с таким отношением он имел мнение о работе, которую выполняли другие люди в организации, ждал что они будут делать все в русле его пожеланий. Но невозможно читать мысли.

Это не значит, что Тухель постоянно ошибался. Большинство его аргументов были обоснованными, потому что желание Дортмунда соревноваться за трофеи и постоянно быть на вершине немецкой лиги находится в прямом противоречии с постоянной продажей лучших игроков и обязанностью тренера профилировать молодые таланты, которые клуб будет продавать в тот или иной момент. Либо мы говорим о результате, либо об инкубаторе талантов для продаж; оба этих явления вряд ли могут сочетаться, и несправедливо просить тренера примирить их.

Проблема с Тухелем заключалась в том, что он никогда не знал, как промолчать и не всегда говорить о том, что у него на уме, или решить свои проблемы в рамках клубной структуры. Он всегда вырывался из иерархии, оспаривая решения других людей, постоянно комментировал события в СМИ и постоянно вступал в конфликты со всеми вокруг него, из-за желания контролировать все, что он может, и большую часть того, что он не может даже теоретически.

Тухель - такой человек, и он так работает. С одной стороны, потребность в контроле помогает ему быть отличным тренером, потому что он одержим деталями и новаторски подходит к процессу. Это сложно, но дает ему много простора для маневра. С другой стороны, все это работает против него, потому что неизбежно вступает в конфликт, как только что-то идет не так, нежели он себе представлял. Если кто-то не может уловить его видение ситуации, возникает токсичная атмосфера, в которой неизбежен конфликт.

Результат сейчас и сразу

Вот почему он остается в клубах относительно недолго и, что более важно, именно поэтому он отказался от многих рабочих предложений. В «ПСЖ» он научился немного приспосабливаться к звездам, но по-прежнему оставался в основном таким же, каким был и в «Дортмунде».

Положительным моментом для Тухеля является то, что его характер не должен быть проблемой в «Челси», потому что клуб точно такой же.

Обычно мы приравниваем тренерскую работу к чему-то долгосрочному. Иногда тренер строит дом, а иногда ему нужно сначала построить кирпичи. В любом случае у тренера должно быть видение, он должен быть архитектором, который построит облик всего клуба на своей идее. «Челси» уже сформулировал название этой идеи - результат, сейчас и немедленно. Для этого в клуб и привезли Тухеля.

В конце концов, не все клубы ищут сэра Алекса Фергюсона, который построит иерархию всего клуба на своем культе личности. «Челси» уже продемонстрировал это через Жозе Моуринью и Антонио Конте: приходишь, делаешь свою работу, выигрываешь титул и улетай при первой же проблеме. Ни кредита доверия, ни эмоций, ни большого терпения. Результат либо есть, либо нет, и это то, что определяет вашу судьбу, и такие идеологи, как Маурицио Сарри или Андре Виллаш-Боаш, с игрой, на создание которой нужно время, просто не подходят. «Челси» - клуб не для них.

Для Тухеля это может быть подходящий вариант прямо здесь и сейчас. Он сложный человек, но при этом отличный тренер. Он знает, что делает, и может очень быстро создать функциональную систему. Черт, за четыре недели подготовки этот человек превратил гегенпрессивную Боруссию Клоппа в команду, которая играла в позиционный футбол, попутно исправив все, что развалилось при Клоппе до такой степени, что Боруссия даже занимала последнее место в таблице лиги в какой-то момент в турнирной таблице того сезона. И то, что он остается в клубах на короткое время, что он активен и тратит себя и свои нервы на окружающих, это не проблема. В любом случае в «Челси» ни один тренер не проживет пять лет.

Вполне возможно, клуб и тренер будут идеальной парой, потому что их недостатки компенсируют друг друга. По крайней мере, на какое-то время, после чего каждый пойдет своей дорогой, но в любом случае это неизбежно как для Тухела, так и для «Челси».