5 мин.

Бобби Робсон. Вместо некролога

В начале ноября 2004 года в Москве гостил сэр Бобби Робсон – бывший тренер сборной Англии, «Барселоны», «Спортинга», «Порту», «Эйндховена» и «Ньюкасла». Определив свой визит, как «неофициальный», Робсон отказывался от интервью, чем только сгустил слухи о своей возможной работе в сборной России.

Я напросился к легендарному тренеру на послеполуденный чай, а уже через несколько минут двигал вместе с ним чашки и сахарницу по прямоугольному столу, изображающему поле. Стол – это поле «Локомотива» на вчерашнем матче ЦСКА – «Челси», одна группа чашек – защита армейцев, другая – опорные хавбеки, блюдца – крайние игроки, сахарница – центрфорвард. Разбирая игру ЦСКА, Робсон на все лады хвалит блюдца (за счет фланговой активности в этом матче они, несомненно, установили какой-нибудь рекорд по количеству угловых), говорит о надежности и слаженности задней и средней линий.

– Но великий секрет футбола состоит в том, что победы делаются вот здесь, – Робсон рубящим движением ладони по воздуху «отрезает» край стола около сахарницы-нападающего. – Секрет нехитрый. Однако именно он и объясняет, почему в этой группе Лиги чемпионов есть «Челси», а есть все остальные... Среди «остальных», впрочем, ЦСКА вполне может стать лучшим.

Робсон разнообразно интонирует свою речь, обогащает ее щедрой, артистичной жестикуляцией, а я сожалею о том, что без помощи телекамеры ее ретрансляция не будет достаточно выразительной. Сэру Бобби Робсону уже 71 год а он все еще азартен и как-то неправдоподобно деятелен. Отвечая на мой вопрос о том, почему после него в Англии так и не появилось ни одного тренера, способного претендовать на титул «сэр», он вскидывает руки к небу и сожалеет о том, что нынешние английские специалисты не выдерживают прессинга масс-медиа: «Не в «Сан» надо смотреть, а на солнце (the sun), такой должна быть внутренняя установка». При этом говорит, что сам учился такой устойчивости долго, все восемь лет работы в сборной Англии: «Я ведь не всегда был седым. Когда-то мои волосы были чернее твоей авторучки».

По ходу разговора моя и в самом деле черная авторучка то и дело оказывается у Робсона – к нему подходят взять автограф или сфотографироваться. После одного из кадров он приглаживает свою ухоженную седину и театрально спрашивает: «Нормальная прическа, как ты думаешь?» Я уже больше не удивляюсь, как это Робсон успел столько всего за несколько дней в Москве. Удивляюсь только – зачем? Матч ЦСКА – «Челси». Дежурная экскурсионная программа. Почти полдня в гостях у «Локомотива» – Робсон смотрел базу, долго беседовал с Семиным и Эштрековым. Поездка в Тарасовку и разговор со Старковым. Еще Робсон повидался с Сергеем Щербаковым и поужинал с Моуринью в японском ресторане, повспоминав с ним о прежних временах – тех, когда они вместе работали в «Спортинге», «Порту» и «Барселоне».

Робсон, в свою очередь, удивляется моему удивлению. Говорит, что не любит сидеть без дела, а раз уж выбрался в Москву – решил провести с пользой все время без остатка. Разговоры о своем возможном появлении в сборной России называет слухами. Утверждает, что обязательно вернется к тренерской работе, но где и когда – решит без суеты.

– Я никуда не спешу. Для того чтобы решение было правильным, оно должно быть обдуманным. 71 год – это не возраст. Это – опыт.

С особенным воодушевлением Робсон говорит о Жозе Моуринью, еще 12 лет назад помогавшем ему в качестве переводчика.

– Феноменальный парень! Умный, чуткий, фанатично преданный работе – настоящий студент, в идеальном смысле этого слова. Думаю, что если бы Моуринью был переводчиком не у меня, а у какого-нибудь ученого, приехавшего в Португалию по контракту, то уже тратил бы свою Нобелевскую премию.

Вообще, Бобби Робсон явно гордится тем обстоятельством, что многие его подопечные впоследствии стали тренерами: только в Англии таких с полдюжины, начиная с Брайана Робсона. В сборной Болгарии – Стоичков и Йорданов. Ширер, по мнению Робсона, обязательно станет тренером и обязательно – хорошим. В обоснование этого Робсон произносит только одно слово, чеканя по слогам: «Cha-ris-ma!» А я снова жалею, что нет телекамеры.

Наш five-o-clock окончен, Робсон собирается еще на одну встречу, интересуясь у меня, где в Москве можно будет посмотреть очередные матчи Лиги чемпионов. Во избежание ажиотажа останавливаемся на заведении поспокойней – ресторане «Баликоти», а я получаю возможность еще два часа провести в компании Робсона и послушать его рассуждения о футболе. Они все так же эмоциональны и носят главным образом комплиментарный характер. На ужин у нас – «эти русские равиоли» (Робсон заказал пельмени) и матч «Манчестер Юнайтед» – «Спарта». Пока Рууд ван Нистелрой, набиравший высоту в робсоновском ПСВ, забивает четыре гола, Робсон рассказывает, что отчасти именно он устроил карьеру голландца в «МЮ».

– Уже во время работы в «Ньюкасле» я летел в Эйндховен и увидел в самолете Мартина Фергюсона, брата сэра Алекса, шефа скаутской службы «Юнайтед». Подошел и сказал ему: «Знаю, кого ты едешь просматривать, и знаю, сколько стоит ван Нистелрой – у моего «Ньюкасла» таких денег нет. Но в «МЮ» они есть, и я советую купить этого игрока без промедления...» Рууд – одаренный и неправдоподобно обучаемый парень. Смотри, вот этот пенальти в ворота «Спарты» он положил в правую сторону, когда-то – очень для себя неудобную. Когда я работал в ПСВ, на каком-то турнире было соревнование на пробитие пенальти, надо было исполнять 10 подряд. Ван Нистелрой спросил у меня совета. Я сказал: «Реализуй свои сильные качества, бей все влево». Тогда он пробил влево 10 подяд – и все забил.

Тот же Щербаков, по словам Робсона, должен был стать одним из ярчайших игроков Европы, если бы не эта чудовищная автокатастрофа. А еще он восхищается Роналдинью: «Этот парень чаще всех заставляет меня вскакивать с дивана!» В то, что этот 71-летний мужчина с десятками трофеев в послужном списке способен при просмотре футбола вскакивать с дивана, я уже охотно верю.

Время десерта. Заказанные Робсоном блинчики фламбе официант собирается приготовить прямо у нашего стола, но Робсон берется дожаривать их сам – чуть раньше он рассказал мне, что любит готовить. На сковороде на секунду вспыхивает гигантское пламя.

– Мне жена все время говорит, что пора угомониться и нюхать розочки в загородном доме, – говорит Робсон. – А я не хочу. Чувствую, что еще могу что-то в футболе сделать. Хотя, может быть, все дело в том, что я просто не люблю розы.

Журнал PROспорт. 15.11.2004