18 мин.

Он должен был изменить историю тенниса - а стал самым обидно нереализованным талантом

Если говорить категорией сухих цифр, то с 2004-го года началась эпоха величия Роджера Федерера: 3 ТБШ, столько же выигранных Мастерсов (до этого был лишь только Гамбург-2002) и 93% выигранных матчей! Про последний показатель стоит поговорить отдельно, ибо после Коннорса-74, Борга-79/80 и МакИнроя-84 никто не приближался к таким цифрам. Тогда стало ясно, что из когорты талантливых ребят 1980-1983-х годов рождения никто уже и обозначит своих амбиций на битву со швейцарцем даже в кулуарных разговорах. Ведь Марат Сафин и Ллейтон Хьюитт, взлетевшие на первые строчки рейтинга раньше Роджера, успели показать, что их война за звание лучшего игрока первой половины 2000-х окончена: первый перестал прогрессировать из-за своего характера и бросил даже попытки справиться с психическими срывами во время матча; второй же стал заложником своего стиля, ибо со временем соперники перестали так явно выходить вперёд,чтобы не нарваться на быстрый обводящий. Осталось лишь понять: в теннисе наступил великий застой или же мы не замечаем наступающих перемен?

Наверное, для тех, кто не имел постоянного доступа в интернет и не владел иностранными языками, действительно горизонт будущего заслонил собой Роджер Федерер, как раз разделавшийся с Маратом на АО-2004. Причём дело не только в том, как резко 22-летний швейцарец вышел на стабильную доминацию: его яркий атакующий стиль (хоть и с большим количеством serve'n'volley розыгрышей) привлекал к себе новых зрителей, а фирменные попадания с бэкхенда в линию попадали в телевизионные репортажи. 2004-ый стал историческим в двух коннотациях: да, мы видим прекрасного мастера, имеющего неповторимую идентичность и вышедшего на пик - но этот год показал кризис положения дел в мужском теннисе. Вроде бы несколько лет назад появились безумно одарённые ребята: Марат, Хьюитт, Москит Ферреро, Давид Налбандян. И что сейчас? Марат откровенно нестабилен, Хьюитт во всех личных встречах в 2004-м проиграл Роджу - а у Москита началась отдельная глава в жизни, называемая "травмы". Гильермо Кориа потрясен, но лишь на грунте, пока на харде у него не имеется ни одного титула. И только Налбандян развивается и может быть равным соперником швейцарцу на долгую перспективу.

Но внутри теннисной тусовки знали, что это ещё не конец: поколение 1984-1987 грозилось перевернуть представление о теннисе. Первоначально самым многообещающим однозначно был Ришар Гаске, субтильный француз с невероятным бэкхендом. Это сейчас он ассоциируется с "кокаиновым поцелуем" и безынициативным пушерством в пятых сетах, а тогда это был парень, что доминировал в юношеском туре в 2002-м году, завоевав два ТБШ в младшей возрастной категории. Очень интересным казался Рафа Надаль, о котором молва начала распространяться среди юношеских тренеров с начала 2000-х. Но испанец сам выбрал трудный путь, рано подавшись в профессионалы - и пока что ему не хватает мощи и опыта для игры на взрослом уровне. Да и техника очень спорная (примечание из будущего: к перекрученному форхенду Надаля действительно придирались). С нетерпением ожидали мулата Жо-Вилфреда Цонга, которому как раз стукнуло 18 лет: на юношеском уровне он демонстрировал классное сочетание техники и мощи. А ещё подрастали Новак Джокович, Фабио Фоньини, Энди Маррей, Станислас (тогда ему было далеко до Биг Стэна) Вавринка. Но именно в 2004-м году юношеский теннис оказался разорван одним молодым человеком, которому было суждено показать всему миру идеал теннисиста.

Будущее уже наступило

Репортаж британского телеканала, датированный 2005-м годом. Монфис в джерси Кармело Энтони показывает, насколько он хорош не только с зелёным мячом. И ещё он признаётся в том, что для него теннис в первую очередь является шоу.

Февраль 2004-го, два доминирующих мужских финала в Австралии: Роджер Федерер спокойно навязывает свой теннис и заставляет Марата плодить кучу ошибок, тогда как Гаэль Монфис размазывает Жослена Уанна со счётом 6-0, 6-3. Наверное, имя соперника вам ни о чём не говорит, но в полуфинале Жослен одолел 16-летнего Новака Джоковича. Интересно, помнит ли Ноле имя того, кто его остановил?

Начало июня 2004-го ознаменовалось, наверное, одним из самых удивительных финалов ТБШ: Гильермо Кориа считался одним из главных специалистов по грунтовому покрытию и по пути до финала отдал лишь один сет Тиму Хенману. "Маг" летал аки сумасшедший, постоянно накидывая укоротов - и добавьте к этому ещё и бесподобный приём. Он уверенно шёл к титулу, обыгрывая Гаудио (тот даже в число сеянных не попал) - но в третьем сете посыпался от... "волны". Болельщики запустили её, поддерживая Гаудио (он подавал при 40-30) - и аутсайдер раскрепостился и попал в историю в качестве одного из самых случайных победителей ТБШ (после Флавии Пеннетты, конечно). А Кориа после того матча начал стремительно катиться в бездну психологического опустошения. Что по юношескому финалу? А там как раз никаких сенсаций: 6-2, 6-2 - Монфис дома побеждает Сашу Кузнецова. Что интересно, в четвертьфинале Гаэль разнёс... Фабио Фоньини (6-1, 6-1).

Месяцем спустя два фаворита снова взяли кубок уже в Лондоне, но натужно: Федерер повозился с Родиком, а Гаэль Монфис одолел Майлза Касири со счётом 7-6, 7-5. Что мы знаем о Касири? Ну, был такой британский юноша, который славился своей отбитостью до такой степени, что местная ассоциация тенниса через год отстранила его от соревнований! Ещё раз, даже Кирьос с Гулбисом до такого не доходили: это ж насколько Касири был неконтролируемым? Казалось бы, уж капризы являются базисом тенниса, тем более юношеского! Кстати, в полуфинале Уимблдона Гаэль без особых проблем победил Жереми Шарди. И, как бы это сейчас смешно ни звучало, в 2005-м Шарди всё же победит на главном корте Великобритании. Для взрослого тенниса он слишком предсказуем, тогда как по юношам от его форхенда страдали многие.

И вы ждёте рассказа о том, как Монфис окончательно уничтожил тур победой на юношеском US Open? Эммм, в этот рассказ вклинился Виктор Троицки, что превращает его в анекдот. Да-да, тот самый шутник-серб, у которого лучше получается пародировать, чем играть в теннис, остановил доминатора. Живите с этим фактом. Но тогда это посчитали случайностью, ибо и на старуху бывает проруха. В жизни любого великого должен быть свой Стаховский или Троицки. И Гаэль им станет.

Тёмная мощь французского изящества

Ещё в восьмидесятых Францию прославлял Янник Ноа, последний гражданин этой страны, выигравший ТБШ у мужчин в одиночном разряде. Он и футболист Жан Тигана стали одними из первых заметных спортсменов с гордым галльским петухом на груди, которые имеют заморское происхождение - и кто же знал, до какой степени маховик ассимиляции раскрутится! Но именно это обстоятельство и обогатило французский спорт, дав в распоряжение системы мулатов и темнокожих, которые являются физиологическими феноменами. На момент 2004-го года французский футбол уже успел подарить нам настоящих легенд, которые по цвету кожи сильно отличаются от титульного населения: пластичный форвард Тьерри Анри, непрошибаемая груда мышц с лицом Марселя Десайи, сочетание мощи и техники в облике Патрик Виейра и склад энергии под футболкой с фамилией Макелеле. А в баскетболе скоро на позиции звезды НБА выйдет американский мулат Тони Паркер. Можно сколько угодно шутить про то, что Франция "чернеет" - но было бы, если забегать в день сегодняшний, у волейболистов "золото" Олимпиады без Эрвина Нгапета? В спорте колониальное наследие галлов только повышает уровень имеющихся кадров.

И даже на фоне вышеперечисленных Гаэль поражает своими физическими данными. Будто бы он предназначен для всех видов спорта сразу, где требуются мощь, скорость, выносливость и координация. Давайте представим несколько ситуаций:

1) Последние десять секунд седьмого матча финальной серии НБА. "Наггетс" пытаются ввести мяч из аута, из "краски" выбегает комбогард Гаэль Монфис, ловит передачу, поворачивается полубочком, прикрывая снаряд. Против него стоит Клей Томпсон. Француз наклоняется вправо, но потом резким кроссовером переводит оранжевого на левую руку, прорывается в пустую щёлочку, смещается чуть левее и, эстетично оттолкнувшись левой ногой от паркета и выбросив в сторону правую, легко исполняет флоутер, который опоздавший Дреймонд Грин не успевает накрыть! Всё, титул впервые уезжает в Колорадо! Прекрасный баззер-биттер от Монфиса!;

2) Немцы теряют мяч, и Поль Погба вырезает "парашютик" форварду Гаэлю Монфису на отрыв в образовавшуюся пустоту. Но нашему статному парню в дредах надо ещё оторваться от рядом набегающего Матса Хуммельса: Гаэль движением груди сбрасывает мяч на ход правой ноги, которая обрабатывает снаряд в одно касание. Господи, кошачья техника. И, ох, Монфис на скорости легко и азартно пропихивает мяч между ног бегущего навстречу Хуммельса, оставляя Матса в недоумении созерцать на продолжение забега маэстро! А Гаэль уже переводит мяч под левую и издевательски подрезает его за секунду до того, как Ману Нойер влетит в подкате в неудержимого француза. Это гол, и это Auf Wiedersehen! Такого нападающего у галлов не было со времён Тьерри Анри!;

3) Итак, у нас финальный забег на 800 метров, и на кону стоит самое дорогое, чья стоимость измеряется в четырёх годах непрерывного труда - золотая медаль Олимпийских игр! Атлеты стоят, смотря куда-то вдаль трибун, видя сквозь них и сквозь все моря свой родной дом, свой спортзал в школе, с которого всё когда-то началось в их жизни. Эти короткие 800 метров соединяют континенты, отменяя водные преграды! И только один Гаэль Монфис что-то радостно жестикулирует публике, будто вышел на разминку. Эх, артист! Посмотрим, какой из него бегун. Итак, все отправились на исходную позицию - и вот оно, чеховское ружьё выстрелило, пусть и не ружьё, а пистолет - и сигнальный! Монфис проспал старт, но это в его традиции. Пока что он никуда не торопится, хотя стоило бы, ведь первые 200 метров уже пролетели. Уже четыреста, а Гаэль всё ещё в арьергарде. Но француз с каждой секундой становится всё быстрее и быстрее, бросая вызов Хроносу на дуэль! 600 метров позади, и Монфис уже почти третий. Второй, осталась финальная сотка. Шестьдесят... он уже поравнялся с лидером. Сорок - он вышел вперёд! Двадцать до конца... оторвался! И он прыгает прямо перед финишной чертой, откинув правую ногу в сторону в своём фирменном стиле! Гаэль Монфис выиграл состязание со временем! Он... он просто не отсюда. Феномен. Я повторяю: фе-но-мен!

Уверен, вы нарисовали эту картину у себя в голове, воспроизвели её и ещё трижды повторно просмотрели, не сомневаясь в её подлинности. Настолько Гаэль Монфис органичный и правдоподобный даже в абстракциях на тему других видов спорта! Потому что с такими данными дорога открыта в многие секции. И да, всеми тремя вышеперечисленными видами Гаэль в детстве занимался. Более того, в 13 лет Монфис выигрывал национальный детский чемпионат по бегу на сто метров. Считали, что он может дорасти до уровня лучших спринтеров мира.

Но карибский француз увлёкся теннисом, где получил ещё больше физического превосходства над остальными. Одной из главных проблем в теннисе является попытка сочетать в себе мощь, гибкость и выносливость - если смотреть обзорно, то в долгосрочной перспективе выигрывают сухие, подвижные и не шибко высокие (записывайтесь на курс йоги от Новака Джоковича). Это тот самый компромисс между сохранением координации и наличием плюс-минус неплохого по силе удара. Слишком высокие и сильные теряют в выносливости и часто страдают деревянностью (не распространяется на Марата Сафина, Хуана-Мартина Дель Потро и Сашу Зверева). А в случае с Гаэлем Монфисом имеется абсолют всего: выше 190 см, мощный, быстрый, прекрасно двигается на ногах, не имеет проблем с дыхалкой - и, что самое важное, обладает не сравнимой ни с кем из тура пластичностью. Гибкость тела крайне важна в играх с мячом, особенно в теннисе, где нужно за секунду подстроить себя под неудобный отскок - и то, насколько прекрасно это делал Гаэль, сложно увидеть у кого-то другого. Причём сейчас он пластично извивается, перебивая мяч - а в следующий раз зарядит форхендом в прыжке на 150 км/ч! В нём сочетались грация техничного и гибкого пушера с нереальной дурью типичного двухметрового бэшера.

Только теннис...

Только теннис заключает в себе технику. Я знаю, о чём вы в первую очередь подумали, но до твинеров ещё дойдём. Самым страшным оружием является его форхенд, который он пробивает при низком отскоке, иногда даже с трудом дотягиваясь до мяча. Удар сам по себе архисложный, и тут бы просто выбить в корт и не под смэш оппонента - а Гаэль форхендом в такой ситуации ещё и навылет прошибал! Он выгодно использовал инерцию, когда скользил за мячом или бежал, вкладывая её в удар, что делало полёт мяча непредсказуемо быстрым для и так расслабившегося оппонента. Особенно это выносило мозг в той ситуации, когда он закручивал диагональ из подобного положения. Ещё одной его излюбленной фишкой был форхенд с разворота - мячу придаётся бешеное вращение, хотя прицелиться и попасть навылет в таком положении тоже трудно. Но Монфис всё это делал так, что казалось, будто он нарочно симулирует все эти муки. На самом деле, у Гаэля крутой и вариативный форхенд, с помощью которого он может и глубоко закручивать, и бить плоско, и обводить навылет.

Если говорить про бэкхенд, то одноручным он нередко бил слишком высокой закруткой, что выглядело не очень изящно. Но в критической ситуации даже одноручным Монфис уверенно обводил. Когда дело дрянь, то француз любым ударом из любого положения был способен пробить по идеальной траектории. Двуручный же очень приличный и плотный, с ним особых проблем у Гаэля не наблюдалось.

Я вас уже утомил, да? Конечно, твинеры. Честно говоря, удар между ног умеют делать многие техничные теннисисты, сама механика не так уж и сложна. Но Монфис поражает тем, что удар последней надежды (а именно этим и является твинер) у него становился результативным! Прошить этим трикшотом, видя корт вполглаза? Пфффф, сейчас всё оформлю! Серьёзно, такое проходит только у него и Бенуа Пэра. Причём и так уверенно, что иногда задаёшься вопросом: может быть, лучше бить под форхенд, ибо такой безумец с трикшота тебя с большей вероятностью прошьёт?

Только теннис заключает в себе ещё и мышление. Собственно, насколько вариативна его техника - настолько богато и развито стратегическое воображение. Причём иногда видны нотки садизма в том, как Гаэль планирует розыгрыш, ведь самыми известными моментами с его участием являются партии, где он специально вытягивал к хафкорту соперника, бегал от края к краю, усыплял внимание - и потом как обводил! Один раз после такого издевательства Джокович даже ракетку расколотил на Кубке Дэвиса. Вообще, у собранного Гаэля прекрасно проявляется чувство момента, которое и показывает всю его крутость в амплуа контратакующего игрока: он вовремя перехватывает инициативу и ставит соперника в невыгодную позицию. Причём француз способен и отпушить, выведя противника на попадание в аут - но всё же натура Монфиса состоит именно в том, что он завершает розыгрыш. И лучше ему не предоставлять такой возможности, ибо в этом и состоит ловушка Гаэля Монфиса: он найдёт, как тебя застать врасплох, если позволить ему оценить обстановку и пробить.

И, конечно же, мы не можем говорить о мышлении нашего героя без этого великого решения.

Бэкхенд. В горизонтальном. Прыжке. Мельцер пробил грамотно, такое не достаётся... если против тебя не заряженный и немного поехавший уникум. За счёт этого хода Монфис ошарашил австрийца и выиграл время, необходимое на ответку. Величайший розыгрыш в истории Ролан Гарроса, что ещё добавить. Жаль, Гаэль зачастил с повторением этого трюка, ибо во второй и двадцать второй разы уже не вызывает и близко тех эмоций, чем в том 2009-м. Но у Монфиса всегда нестандартные ходы в рукаве, в непредсказуемости ему нет равных. К сожалению, иногда это идёт во вред самому французу.

Только теннис заключает в себе ещё и стиль. Ведь Монфис же действительно артист, который играет не только для себя: нравится человеку, когда его действия поощряет публика. Причём закатывает представление легко и без натужных попыток вымолить аплодисменты. Гаэль может играть скучнее, может уходить с головой в перебивки - тогда мы будем видеть просто хорошего пушера, но не Монфиса. Его стиль, как раз сочетающий перечисленные мощь, пластичность, техничность и мышление, сформировал особое незабываемое событие в теннисе рубежа нулевых-десятых - эстетику яркого тенниса высокого качества (ну, когда Гаэль играть хотел). Одни его фирменные атлетичные прыжки придали этой игре динамики и особого почерка. Гаэль Монфис образца 2009-2014 - та персона, которая поучаствовала в популяризации тенниса, потому что в его стиль влюблялись. И даже в последние годы, когда колено француза настрадалось, всё равно тянет этого уникума к эстетике, хоть и физическое состояние уже не то, и стиль стал более защитным.

Не хочется о плохом, но придётся: да, Монфис не навязал Федереру борьбу. Хотя в 2010-м он устроил с Роджером прекрасный матч в Париже, который ещё и смог выиграть. В этом и проблема: эпизодически Гаэль был близко к тем, кого мы считаем величайшими. На миг трёх сетов некогда главная надежда могла биться с любым соперником и достигать результата. Но это лишь несколько часов, тогда как в теннисе нужно состязаться на протяжении десятилетия. Монфису в детстве всё слишком легко давалось за счёт уникального дара: он был рождён для спорта. И он занимался, получая удовольствие, так и не приучив себя работать, оставляя всего себя в спортзале каждый день. Для него теннис остался игрой, тогда как для Рафы или Роджа он уже в 20 стал жизнедеятельностью. Если бы Гаэль Монфис научился проявлять волю и преодолевать своё "не хочу", то Шлемы были бы распределены иначе. Такие таланты рождаются слишком редко. И такие таланты обречены на то, чтобы остаться нереализованными. И остаться где-то у нас там, в сокровенном хранилище, которое мы открываем, когда нам не хватает эмоций, радости, позитива.

Вопрос на засыпку:

Гаэль Монфис был создан Богом для того, чтобы изменить теннис. Он пришёл в профессионалы после того, как вычистил юношеский тур и являлся главным талантом поколения. Мы ждали от него борьбы с Федерером за корону лучшего игрока XXI-го века. Изменил ли он теннис?

Точка зрения номер один:

Сейчас Гаэлю уже 35 лет, и мы ему уже давали столько шансов на реабилитацию - но он ни разу не попал в топ-3. Да даже до 1/2 ТБШ дошёл всего дважды, хотя там талант был минимум на десять-пятнадцать финалов! И то, Монфис мог бы оформить и третий полуфинал, не устрой клоунаду в решающих геймах с Берреттини на US Open. В забеге на время (или даже со временем) он разгромно проиграл менее одарённым: Надалю, Джоке, Энди, Стэну. Потому что на длинных дистанциях без концентрации и терпения до финиша не добежишь. А Гаэль Монфис, как мы знаем из его биографии, спринтер. Ни черта он не изменил. Он мог бы войти в тот самый Биг-4, даже сделать Биг-5 - а в итоге у него свой Биг-4 с Пэром, Долгополовым и Фоньини. Клуб четырёх раздолбаев, умудрившихся слить ТАКОЙ талант. И Гаэль однозначно лучший в этой тусе, потому что по одарённости ему нет равных. Но это навряд ли почётно.

Точка зрения номер два:

Но ведь перемены связаны же не только с титулами. Если ваш знакомый попросит показать самых зрелищных, крутых, ярких теннисистов, то вы наверняка посоветуете ему вбить в Ютубе "Gael Monfils". Это человек-хайлайт, у которого вытащенных тяжёлых розыгрышей, точнейших ударов по линии, нестандартных успешных атак не меньше, чем у величайших. А уж трикшотов столько, что с ним может посостязаться только Дастин Браун. Мы смотрим теннис не только ради титулов (не нам же их вручают), но и ради эмоций, эстетики, впечатлений. А уж больше, чем Монфис, их никто не подарит. Конечно, у него хватает отвратительных матчей, проведённых спустя рукава - но их легко простить за те превосходные мгновения, что он нам дарит. И да, ему уже 35 - ясно, что в его карьере больше ничего великого не произойдёт. Но это та личность, в которую ты веришь в каждом матче, потому что она когда-то завоевала твоё сердце. И именно данное является важнейшим результатом в деятельности публичного лица. Что ваши трофеи? Джимми Гривз, один из лучших нападающих 60-х и чемпион мира со сборной Англии, эту медаль на аукцион выставил, ибо проблемы с финансами. А любовь болельщиков остаётся с тобой в любой жизненной ситуации. Есть в теннисистах типа Сафина, Санторо, Монфиса эта обаятельная амбивалентность: ты даже считаешь за шарм подобную неидеальность в виде серьёзных сдвигов по фазе.

А как вы оцениваете карьеру Гаэля Монфиса и его вклад в теннис? Какие эмоции он у вас вызывает?

Материалы блога "Тонкий филолог":

25 лет назад Арсен Венгер приехал менять британский футбол.

Нелогичность - часть истории "Челси".

Путеводитель по очаровательной зоне «Восток». Такой колоритной и, к сожалению, уже несуществующей.