7 мин.

Чьи деньги выиграли Супербоул и при чем здесь “Манчестер Юнайтед”?

От редакции: это пост пользовательского блога Похмелье Айверсона. Фанат НБА и НФЛ с 20-летним стажем объясняет связь Супербоула и «Манчестер Юнайтед».

За каждым великим мужчиной стоит... Нет, не так. За каждым великим О Джеем Симпсоном скрывается... Тоже не то. За каждым спортивным триумфом так или иначе стоят деньги... Да, что-то похожее.

Как ни крути, триумфы в командных видах спорта невозможно представить без тех, кто фактически владеет организацией. Будь то сплоченная группа или одиозный одиночка, скромняга в повседневной одежде либо одетый с иголочки франт. Конечно, не всегда мы вспоминаем их в первую очередь. Дай бог, несколько раз за сезон всплывут. Не всегда, впрочем, по спортивным поводам. То судей обматерят, то новой трофейной супругой обзаведутся. Как бы то ни было, нередко судьба команды решается не на футбольном поле или баскетбольной площадке, а лишь в голове того, кто правит бал. Стоит тому слегка сэкономить – и вот перспективнейшая дружина, коей пророчили россыпь чемпионских перстней, постепенно скатывается в серость, а за ней – очередную перестройку. Стоит же, напротив, унять гордость и раскошелиться – и здравствуй, первое чемпионство в истории клуба!

Поэтому, конечно, и триумф «Тампы» в Супербоуле не мог обойтись без вливаний (пусть, конечно, потраченные барыши далеко не всегда гарантируют результат). В частности, отстегивания Брэди нехилого для «дедушки» контракта. Но кто же его отстегивал, да и в целом неплохо вложился в команду накануне чемпионского сезона? И какое отношение эти люди имеют к «Манчестер Юнайтед»? Давайте разбираться.

Итак, в далеком 1995-м, когда на экраны вышли первые «Плохие Парни», Oasis записали Wonderwall, а Жириновский обливал Немцова соком, «Тампу» приобрел Малькольм Глейзер. За немаленькую, стоит сказать, сумму – 192 млн., что на тот момент стало рекордом лиги. На чем заработал сам Глейзер? Банально, но на всем понемногу. Здесь и недвижимость, и банки, и даже харлеи. В общем, ничего интересного, пусть и немного завидного. Но что действительно интересно, так это первые годы после покупки команды.

Во-первых, Глейзер моментально подключил к управлению командой детей – о них мы еще вспомним. Во-вторых, он практически тут же выбил новый стадион – тот самый, на котором Брэди и компания разбили «Канзас», а «Питтсбург» дожал «Аризону» в феерическом Супербоуле 2008-го сезона. Наконец, вскоре после обретения нового владельца дела у «Тампы» пошли в гору. На рубеже веков дружина выходила в плей-офф 5 раз из 6 возможных, что увенчалось первым в истории клуба чемпионством в сезоне 2002-го – тогда «Буканерс» уверенно одолели «Окленд».

При этом нельзя сказать, что Глейзера с головой поглотила популярная американская забава. Напротив, он скорее воспринимал команду как очередной бизнес-проект – и очередной успешный. Феерический старт на новом поприще, впрочем, сыграл с владельцем злую шутку. Посчитав, что не так уж сложен этот ваш спорт, Малькольм продолжил экспансию. На сей раз взгляд его упал на Туманный Альбион. На родину все тех же Oasis, Joy Division и The Stone Roses. На футбол, но европейский. На команду, которая за несколько лет до того подарила одну из самых запоминающихся концовок в истории Лиги Чемпионов – «Манчестер Юнайтед».

С 2003-го по 2005-й Глейзер планомерно прибрал к рукам акции клуба, после чего столкнулся с жесткой критикой болельщиков команды. Фанаты встретили нового владельца отнюдь не мирными протестами, среди которых пожелания скорейшей кончины совмещались с еще более крепкими выраженьицами. Более того, тогда же местные хранители традиций создали полупрофессиональный клуб “Юнайтед Манчестера” и заявились в местную лигу.

В чем же была причина праведного гнева? Все просто: для того, чтобы завершить сделку, кровных Глейзерам не хватало. Посему они и набрали кредитов, долги по которым разделились между семьей нового владельца и непосредственно клубом. То есть, во-первых, «Манчестер Юнайтед» оказался в долгах впервые аж с 30-х годов. Во-вторых, в теории подобные маневры грозили клубу серьезными неурядицами. В-третьих, болельщики справедливо обеспокоились, что повышение рентабельности клуба ляжет на их плечи. Не в последнюю очередь – за счет подорожания билетов. Ну и, наконец, в-четвертых, смена владельцев нередко ведет к радикальным изменениям. Особенно если речь идет о заморских гостях, не прочувствовавших «британский футбольный дух». Иными словами: болельщики всерьез опасались за судьбу Сэра Алекса и всех тех, кто десятилетиями ковал неповторимую культуру манкунианцев.

Обоснованными ли вышли опасения? Скорее, нет. Конечно, Глейзеры не скрывали, что покупка клуба для них – не более чем вложение в очередной бизнес-проект (и тактика, само собой, не изменилась и после гибели Малькольма в 2014-м, после которой его дела уже полностью легли на плечи шестерых детей). Однако спортивную составляющую это не затронуло. Сэр Алекс продолжил трудиться – и вскоре привел команду к очередному триумфу в Лиге Чемпионов, а также довел число побед в национальном чемпионате до 20. Последующий же спад объясним скорее уходом магистра, нежели финансовой приземленностью владельцев.

Цены на билеты пусть и скакнули изначально, но сейчас находятся на терпимой отметке. Особенно с учетом роста цен по всей Премьер-лиге, да и английском футболе в целом. Более того, в какой-то мере взгляд на клуб как на бизнес-проект помог «МЮ». Благодаря грамотной работе со спонсорами и прочими источниками дохода Глейзеры реорганизовали прибыль команды – и сделали ту менее зависимой от матчдэя. Что, конечно, особенно важно в наши непростые ковидные времена. Разумеется, недовольные голоса слышны до сих пор – но в целом они звучат в унисон с общим недовольством коммерциализацией футбола. Не говоря уже о том, что удовлетворить прихоти преданных поклонников не проще, чем зазнавшихся подростков из шоу «Уже можно».

Что же до «Тампы», то после триумфальных первых лет с новыми владельцами команда столкнулась с жесткой реальностью – высочайшей конкуренцией и, как следствие, архисложной задачей по сохранению, а позже и построению нового жизнеспособного коллектива. За 5 лет после триумфа в Супербоуле «Тампа» лишь дважды пробиралась в плей-офф, где уступала в первом же раунде. С 2008-го по 2019-й же команда ни разу не вышла в пост-сезон, лишь трижды преодолев отметку в 50% побед. Стоит ли говорить, что за это время ей успели порулить аж 6 тренеров? Последний из них – Брюс Эриенс, принял бразды правления в прошлом, 2019-м, сезоне – и сперва хотя бы превратил команду в достаточно веселый коллектив. Талантливый, но чертовски непредсказуемый. В немалой степени – то ли благодаря, то ли из-за квотербека Джеймса Уинстона, умудрившегося кинуть 30 «интерсептов» на 30 тачдаунов. Благо, очевидный потенциал команды, приятные флоридские налоги и климат, а также готовность руководства выложить кругленькую сумму привели в команду Тома Брэди, выбравшего «Буканерс» среди прочих вариантов (по слухам, например, легенда НФЛ мог вполне оказаться в “Сэинтс”, если бы Дрю Бриз завершил карьеру).

Для взирающих на спортивные детища исключительно с точки зрения бизнеса Глейзеров приход Брэди был сравним с явлением Мессии. В кои-то веки на их чадо вновь обратили внимание, существенно повысив маркетинговую привлекательность – и это притом, что стоимость команд НФЛ и без того органическим образом растет из года в год. За ценой же удачи владельцы не постояли – и раскошелились на славу. Например, по зарплате активным (читай: не отчисленным или ушедшим на пенсию) игрокам «Тампа» стала второй в минувшем сезоне. Менее экономными были лишь «Биллс», проведшие – о, чудо! – лучший сезон за многие годы и стоявшие в шаге от Супербоула.

Помимо этого, в отличие от некоторых коллег, владельцы не увлекались, как нынче принято говорить, микро-менеджментом. В том числе не противились противоречивым подписаниям, казалось, закончившихся в НФЛ Фурнетта и Гронка, а также Брауна с совсем уж неприглядным послужным списком.

В итоге едва не выкинутая на свалку истории (пусть и с почестями в случае с Гронком) троица принесла все 4 тачдауна в Супербоуле. Семейка же Глейзеров спустя 18 лет вновь прикоснулась к заветному трофею, поставив перед нами интересную дилемму. Что же лучше: открыто говорить о жажде прибыли, не забывая при этом о сотрудниках и партнерах, либо же активно пропагандировать «семейные ценности компании», но за глаза относиться к штату как к отребью?